Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревянное домостроение

Типологическое развитие деревянного домостроения

От курной избы до «умного дома»

Деревянный дом – традиционный вид индивидуального жилья в большинстве регионов России. В южных областях преобладали другие стеновые материалы, но применялись конструкции, изделия и детали из дерева. В каждый исторический период формировались определенные типы домов, учитывающие социально-экономические условия, региональные традиции, особенности и определяющие тренды развития деревянного домостроения в России.

Деревянное домостроение возникло с переходом людей от кочевого образа жизни к оседлому. Обилие лесных ресурсов и их доступность определили природное сырье для строительства жилищ.

Много веков, вплоть до начала ХХ века, русский деревянный дом совершенствовал свою типологию: появились и развивались региональные типы, улучшалась их планировка, формировались функциональные зоны и помещения, оптимизировалась этажность, применялись комбинации древесины с другими строительными материалами, отрабатывались приемы и способы обеспечения долговечности и пожарной безопасности зданий и т. п. Это был эволюционный период деревянного домостроения. Двадцатый век стал для него революционным: дома производились по типовым проектам и по промышленным технологиям. Первые десятилетия нынешнего этапа домостроения можно назвать ренессансом деревянного дома.

Можно выделить три основных этапа развития отечественного деревянного домостроения.

Дореволюционный период

Изначально деревянный дом имел вид просто примитивного жилища, необходимого человеку для укрытия от непогоды и защиты от диких зверей. Со временем укрытие обустраивалось и превратилось в избу. Тогда же стали проявляться особенности дома, учитывающие региональные условия, уклад жизни людей. Так сформировались северные, поволжские, уральские и другие типы деревянных домов. Довольно долго в них обогревались от открытого очага, без дымохода, что дало им название «курная изба».

Тогда же сформировались приметы сословного или социального расслоения людей; более влиятельные и состоятельные члены общества (князья, воеводы, бояре) строили себе терема и хоромы, отличающиеся бóльшим комфортом, этажностью и площадью, а также разнообразными резными наружными деталями, что подчеркивало значимость построек. Такой декор укоренился в деревянном домостроении, став важным признаком индивидуализации частного дома в России.

Переход от очагового отопления к печному (с удалением дыма через дымоходную трубу – колодец) резко улучшил условия жизни в курных избах, но c дргуой стороны, известен до сих пор налог Петра I на дым, которым облагались владельцы изб с дымоходом.

Города и большие поселения возникали из массовой застройки деревянными жилыми домами и служебными зданиями, а также оборонительных сооружений, что часто приводило к их полному выгоранию и обострению проблемы пожарной безопасности деревянного строительства, остающейся актуальной до наших дней и решаемой за счет использования не только конструктивных и защитных методов сохранения древесины, но и норм плотности деревянной застройки; последние весьма успешно применяются при рациональной малоэтажной застройке.

С середины XVIII века в отечественном деревянном домостроении появляются комбинированные типы малоэтажных зданий многофункционального назначения, с каменной (кирпичной) частью (обычно первого этажа) и деревянной (второго и третьего этажей). Такие типы характерны для купеческих домов, в которых на первом этаже размещались торговые и складские помещения, а на втором и третьем – жилые комнаты для членов семьи владельца. В малых городах и больших селах такие дома сохранились до сих пор как памятники долговечного и рационального малоэтажного домостроения и примеры отечественного деревянного зодчества, оригинального разно­образия архитектурно-декоративного оформления.

Достижения деревянного домостроения прошлых веков могут быть полезны для развития отечественного малоэтажного жилищного строительства как типологическим разнообразием, учитывающим региональные особенности и образ жизни людей и их предпочтения, так и проектными и конструктивными решениями, обеспечивающими долговечность, надежность деревянных домов и их архитектурную выразительность.

Советское время

С 20-х годов прошлого века деревянное домостроение в нашей стране развивалось при двух основных приоритетах: индустриализации изготовления деревянных конструкций, изделий и деталей и полной типизации проектно-конструктивных решений, то есть производства деревянных домов только по типовым проектам.

Индустриализация обусловила растущий приток рабочей силы из числа сельских жителей – основных потребителей индивидуального жилфонда в прежние времена. На смену индивидуализации пришла коллективизация, которая потребовала новых типов деревянных жилых зданий – малоэтажных многокомнатных домов, называемых в обиходе бараками (общежитиями), которые сохранились и сегодня во многих промышленных поселениях и считаются ветхим или аварийным жилфондом.

Резко сократившееся индивидуальное домостроение велось в сельской местности только по типовым проектам. Типовые проекты деревянных домов разрабатывали государственные проектные институты, по четким государственным нормам и правилам, без «архитектурных излишеств», что обусловило безликость и убогость построек.

К середине ХХ века барачное деревянное домостроение на основе пиленого бруса дополнилось брусчатыми одно- и двухквартирными домами, что заметно улучшило условия жизни в сравнении с многокомнатными общежитиями. В послевоенные годы малоэтажный жилфонд обогатился каркасными и щитовыми (так называемыми финскими) домами, тоже изготавливаемыми по типовым проектам.

Последние десятилетия эпохи социалистического малоэтажного домостроения отмечены широким и масштабным производством нового типа домов: панельных. Эти дома позволяли существенно снизить потребление цельной древесины (пилопродукции) и заменить ее плитно-листовыми материалами (фанерой, ДСП, ДВП, ЦСП и т. п.), уменьшить строительно-монтажные затраты, то есть решить главную государственную задачу того времени: увеличение объема малоэтажного жилфонда низкой стоимости с минимальными социальными стандартами качества. Так индивидуальное деревянное домостроение стало стандартным типовым. Реальные потребности людей и соответствующее им типологическое разнообразие малоэтажных домов, их архитектурная выразительность и прочие «излишества» социалистическое градостроительство не учитывало. Игнорирование нужд людей, отказ от отечественных традиций деревянного зодчества и домостроения, государственное регулирование стандартов качества индивидуального жилфонда –главное наследие того времени в деревянном строительстве.

Единственным положительным результатом социалистического домостроения можно, пожалуй, считать создание промышленных технологий производства домов, за счет которых отечественное деревянное домостроение сохранилось в годы перехода к рыночным отношениям.

Рыночный ренессанс

Смена приоритета в малоэтажном домостроении – с государственных заданий по производству стандартных деревянных жилых построек на удовлетворение потребительского спроса на индивидуальные деревянные дома – положила начало фрагментации рынка малоэтажного жилфонда. Так сложились и развивались три основных сегмента рынка малоэтажного домостроения: элитарных домов, возводящихся на средства состоятельных покупателей согласно их представлениям о собственном доме; экономичных, или доступных, домов, как правило, строящихся на заемные средства с правом выбора проекта; социальных домов, предоставляемых определенным категориям граждан (малоимущим, инвалидам и др.) на условиях социального найма и строящихся на бюджетные средства по проектам многоразового использования, то есть типовым.

Наиболее емким (до 70% рынка малоэтажного жилфонда) является сегмент доступного домостроения. Элитарные дома различаются по этажности (не менее трех), общей площади (до 300 кв. м) и размерам участка застройки (не менее 0,5 га); доступные дома в основном двухэтажные, общей площадью 150– 180 м2, с земельным участком до 0,2–0,3 га; социальные дома не выше двух этажей, а их общая площадь определяется минимальными социальными нормами (не более18 м2 на человека).

Новое положение на отечественном рынке малоэтажных домов и заметные тренды в мировом малоэтажном домостроении вносят (и будут вносить!) существенные изменения в практику деревянного домостроения.

В проектировании малоэтажных домов как начального этапа домостроения, относительно оперативно, в ответ на заказы состоятельных покупателей, нашли применение методы индивидуального решения архитектурных, планировочных и иных задач; привычное за десятилетия стандартного домостроения типовое проектирование сохранило шансы на востребованность только в сегменте социального малоэтажного домостроения.

В практику проектирования и, соответственно, современные процессы домостроения внедряются следующие подходы:

  • использование типологического разнообразия деревянных домов, соответствующего спектру потребительского спроса, изучаемого и формируемого методами маркетинга и зарождающегося мониторинга, то есть системного анализа состояния построенных и эксплуатируемых деревянных домов;
  • применение традиционных и новых видов архитектурно-декоративных деталей, создающих индивидуальный образ дома;
  • каталожное проектирование серий малоэтажных домов, обеспечивающее покупателям выбор типа дома, соответствующего их предпочтениям и финансовыми возможностям;
  • использование принципов и условий «зеленого строительства», определяющих экологическую безопасность и энергонезависимость как самого дома, так и всей придомовой территории, что требует создания современной инженерной инфраструктуры и проектного обеспечения участка застройки, то есть усадебного проектирования как перспективного развития доступного малоэтажного домостроения;
  • полное информационно-справочное обеспечение домов как товара, предписанное отечественным законодательством по защите прав потребителей;
  • применение новых строительных материалов, не всегда, правда, имеющих необходимое технико-экономическое обоснование;
  • постепенная концентрация всех стадий домостроения в крупных промышленных структурах, которая при определенных условиях может создать риски монополизма, по крайней мере регионального уровня.

Автономные системы жизнеобеспечения (АСЖО) – перспективная основа энергонезависимости и экологической безопасности малоэтажного, особенно усадебного, домостроения как обязательное условие «зеленого строительства» и использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

По степени эффективности АСЖО малоэтажного дома могут быть пассивными, то есть абсолютно энергонезависимыми, и активными, с излишками энергии, реализуемыми в коммунальных энергосетях.

АСЖО на основе ВЭИ создают условия для применения роутера дома – объединения всех контролирующих и управляющих устройств инженерной инфраструктуры дома в локальную сеть с доступом в интернет, то есть создает «умный дом». Постепенно роутер станет привлекательным и даже обязательным элементом не только элитарных домов, но домов доступного сегмента, прежде всего усадебных.

Темпы внедрения АСЖО определяются объемами производства и организацией обслуживания в России их компонентов: тепловых насосов, биогазовых установок, солнечных батарей и др. Очевидно, что мировой опыт применения АСЖО на основе ВЭИ будет мотивировать отечественных строителей домов.

Многоэтажные деревянные здания, демонстрирующие возможности деревянного строительства, не смогут соответствовать реальным потребностям людей в индивидуальных деревянных домах. Возможной нишей таких зданий может быть только сегмент социального жилфонда, что будет означать ренессанс коммунальных квартир. По зарубежному опыту, оптимальным использованием многоэтажных деревянных зданий являются служебные (офисные) помещения. При текущих и перспективных проблемах в отечественном деревянном домостроении, требующих внимания и усилий ученых, проектантов и промышленников, многоэтажное деревянное строительство не должно быть приоритетным.

Результаты первых десятилетий развития деревянного домостроения в рыночных условиях позволяют говорить о возрождении реальной, востребованной потребителями типологии деревянных домов, учитывающей российские традиции и мировой опыт создания привлекательных и комфортных жилых зданий, и о больших перспективах и возможностях отечественного деревянного домостроения, нацеленного на удовлетворение постоянно растущего спроса на современные дома.

Неизбежное повышение спроса на деревянные дома подтверждено опытом деревянного домостроения в развитых странах, в состав которых Россия непременно войдет. В странах Северной Америки и Северной Европы, при гораздо меньших сырьевых ресурсах, деревянные дома составляют до 75% нового жилфонда, а в Японии – до 90%. И у отечественного деревянного домостроения есть все возможности для устойчивого развития.

Текст Виктор Кислый,
директор фирмы «МП "ДОМ"», канд. техн. наук

Фото на превью pixabay.com