Снова в форме
Крупнейшая отраслевая выставка «Мебель-2019» продемонстрировала, что отрасль восстановилась после кризиса
18–22 ноября в московском ЦВК «Экспоцентр» прошла крупнейшая в России и одна из крупнейших в Восточной Европе отраслевая выставка «Мебель-2019». На 80 тыс. м2 выставлялись 842 экспонента из 28 стран мира, в том числе 585 российских компаний. Новинки отрасли приехали посмотреть 43 тыс. посетителей из всех регионов России и 67 стран.
На выставке были представлены новые образцы мебели со всего мира, современные технологии производства и материалы, оригинальные дизайнерские решения. Тематические салоны и обширная деловая программа позволили создать полную картину современной мебельной индустрии. В экспозиции участвовали производители и дистрибьюторы из всех сегментов отрасли: элитной и бюджетной, классической и авторской мебели для спален, столовых, гостиных, детских, кухонь, а также оборудования, фурнитуры, комплектующих, отделочных материалов, декора и тканей.
«Экспоцентр» организовал выставку при поддержке Министерства промышленности и торговли России, АО «Российский экспортный центр», Союза архитекторов России и под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ, содействие оказали Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) и Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России.
Выступившая на церемонии открытия заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова зачитала приветствие заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова, в котором отмечено, что выставка «Мебель-2019» имеет большое значение для продвижения российской продукции в мире, поскольку дает возможность найти новые рынки и завязать деловые контакты.
В церемонии также участвовали член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель, президент АМДПР Александр Шестаков, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Евгений Кесарев.
Экспозиция
Стенды представили компании из Германии, Румынии, Южной Кореи и Узбекистана и российские из 14 российских регионов: Краснодарского края, республик Удмуртия, Адыгея и Марий Эл, а также Ульяновской, Пензенской, Кировской, Костромской, Тверской, Вологодской, Московской, Омской, Брянской и Ярославской областей.
Свои коллекции привезли лидеры мебельной отрасли России: «Первая мебельная фабрика», Е1, «Союз-М», «Столплит», «Феликс», «Любимый дом», «Уфамебель», «Ардони», «Априори», «Атлас-люкс», «БТС мебельная компания», «Витра», «Интердизайн», «Лером», «Ресторация Home», «ТриЯ», «Хеттих Рус», «Хефеле Рус», «МДМ-Комплект», «Боярд», «Аметист», «Арбен-Текстиль», «Эгида+», «Столлайн», «Боровичи», «Арида», «Империал», «Сильва», «Горизонт», «Нижегородмебель», «Ваш день» и др.
Участники выставки отметили массовое появление стендов малых и средних предприятий.
Были традиционно представлены крупные технологические бренды из Европы: SCM, Kleiberit, Blum, Grass, Surteco, Imawell.
Итальянская компания SCM впервые была экспонентом «Мебели» с новым автоматическим станком – сверлильно-присадочным центром с ЧПУ Startech CN Рlus R. Этот компактный станок проходного типа с функциями пазовой пилы и фрезерного узла оснащен восьмью вертикальными и четырьмя горизонтальными независимыми шпинделями и пилой по оси X. Среди известных профессионалам машин в экспозиции был популярный кромкооблицовочный станок Minimax ME 35TR с комбинированным узлом, позволяющим одновременно осуществлять торцевание и радиусную обкатку углов без необходимости ручной доработки.
Австрийский производитель фурнитуры Blum приехал на выставку 23-й раз, и продемонстрировал новую для России цокольную систему SPACE STEP. У посетителей большой популярностью пользовался функциональный подъемный механизм AVENTOS HK top, который на этот раз был представлен с электрической системой открывания SERVO-DRIVE, и модуль EASYSTICK к станку MINIPRESS – автоматизированная система упоров для сверлильно-присадочных станков, упрощающая обработку деталей при производстве мебели. Компания Blum также представила электронный сервис «Конфигуратор корпусов», который позволяет проектировать корпуса и быстро формировать списки фурнитуры для заказа.
Кроме десятков производителей из Китая, большой стенд подготовила представляющая интересы ряда китайских компаний российская LIGA Machinery.
Компания показала автоматическую линию для фасовки и упаковки мебельной фурнитуры FY-Z240C производства Remexpacking. В комплектации шесть универсальных бункеров для сортировки разных видов мебельной фурнитуры. Сортировка выполняется либо в индивидуальный пакет – для ускорения процесса сборки готового изделия, либо в общий пакет – для экономии упаковочного материала. Также был представлен новый автоматический сверлильно-присадочный центр с ЧПУ KDT KD-612HS с тремя присадочными группами, позволяющий обрабатывать детали с шести сторон за один рабочий цикл. В комплектации два фрезерных узла (верхний и нижний) и пазовальная пила. Центр совместим с картами присадки из программы «Базис-мебельщик».
Еще одним экспонатом на стенде LIGA стал волоконный лазерный маркер MF-E-A для прецизионной маркировки и гравировки от компании Yueming.
Ряд новинок презентовали крупнейшие российские дилеры – ассоциация «КАМИ» и «МДМ-Техно».
Ассоциация «КАМИ» представила новый высокопроизводительный станок с ЧПУ Master Joint 2500 PRO для производства рамочных фасадов из массива и MDF, автоматический кромкооблицовочный станок Filato Optima 264 и кромкооблицовочный станок с ручной подачей деталей Filato Nova для небольших производств. Среди известных профессионалам рынка моделей были показаны кромкооблицовочный станок Ostermann 6 TF и сверлильный станок с ЧПУ Beaver Swift.
«Выставка демонстрирует новые дизайнерские веяния, например, популярные сейчас рамочные фасады, которые требуют специфического подхода и технологических режимов, новых видов оборудования, – рассказал директор по развитию "КАМИ" Андрей Челядинов. – Мы представили здесь интересный сверлильно-присадочный станок с ЧПУ, который сейчас становится доступным по цене, и многие производства, которые раньше выполняли операции сверления и присадки вручную, теперь могут переходить на оборудование с ЧПУ. Сложное программное обеспечение, которое всегда было камнем преткновения, сейчас тоже становится доступным и управляется почти как смартфон. Наши конкуренты улавливают тенденции и тоже выставляются рядом, это говорит о том, что рынок живой, развивается, клиенты обновляют парк оборудования. Выставка меняется с каждым годом: качество стендов стало выше, экспоненты привозят все больше разнообразной мебели, появилось очень много фурнитуры».
Стенд «МДМ-Техно», оформленный в новом фирменном стиле, отражал европейские тренды в мебельной фурнитуре и комплектующих: скрытые врезные петли, «умную фурнитуру», наполнение кухонь, шкафов и гардеробных, раздвижные системы и дизайнерское освещение. В зоне кромочных материалов компания анонсировала 125 новых декоров кромки ПВХ от Proadec, специально подобранных под популярные плиты Egger и Kronospan.
«Здесь очень много представителей малого и среднего бизнеса, вплоть до гаражных производств. На стенде мы представляем проект компании Fanuc по интеграции роботов для сварки и покраски. Это очень интересная экспозиция, поэтому у нас много посетителей, иногда даже не успеваем заниматься презентациями», – поделился продукт-менеджер «МДМ-Техно» Иван Воронцов.
Второй год салон Future Stars открывает новые таланты: молодые дизайнеры, мебельные бюро и столярные мастерские рассказали о своих решениях и поделились вдохновением на мастер-классах. Среди участников были «¾ Аршина», Ferrarius, Furny, In Shape, Uniquely, «Бержер», «Д Дерево», «Диамант-Про», фабрика дизайнерской мебели «Ламберти», «Лес-Онлайн», «Параметро Студия».
Большой популярностью у посетителей пользовался существенно расширившийся в этом году «Салон франшиз». На стендах и в рамках деловой программы салона готовые бизнес-пакеты представили ведущие мебельные бренды: Mr.Doors, «Мебель Москва», «Кухонный двор», «ЭлфаРус» и другие.
А премьерой выставки стал WoodworkingSkills – первый отраслевой чемпионат специалистов мебельной и деревообрабатывающей промышленности по стандартам WorldSkills. Организаторами выступили АМДПР, Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы («Вордскиллс Россия»)" и «Экспоцентр».
В соревнованиях приняли участие представители промышленных компаний, учащиеся колледжей Москвы, Липецка и Сахалина, а также представители национальной сборной «Вордскиллс Россия». Три дня молодые специалисты состязались в трех компетенциях: производство мебели, столярное дело и реставрация произведений из дерева.
Генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов в приветственном слове отметил значимость подготовки и развития квалифицированных кадров в отрасли и выразил надежду, что «чемпионат станет одним из тех камней, на которых мы сможем создать фундамент подготовки кадров для нашей отрасли». Партнерами мероприятия стали компании JAF Rus, Festool, Felder Group, Autodesk и Rubankov.
Меблированные квартиры: новая перспектива
Впервые на выставке был реализован специальный проект «Квартиры с мебелью», продвигающий потребителям и застройщикам идею встроенной мебели в новом жилье. Свои возможности представили компании «Первая мебельная фабрика», «Графская кухня», «Смоленскмебель», «Столплит», «Чистый лист», «Концептуальные материалы», Qmebel, «Феликс», «Элегия» и другие.
«Узнав, что под новый проект отводится целый зал, мы сразу решили, что будем участвовать, – рассказал в интервью организаторам менеджер компании "Феликс" Олег Усков. – Идея показать меблированные квартиры показалась нам интересной и перспективной».
Руководитель фабрики «Чистый лист» из подмосковной Малаховки Георгий Мустяц называет «главной фишкой компании» откидные кровати: большая часть нового жилья в Московском регионе – это малогабаритные квартиры, поэтому складывающаяся мебель найдет своего потребителя.
Мебельная фабрика «Столплит» в экспозиции «Квартиры с мебелью» представила готовые интерьерные решения для малогабаритных квартир, которые позволяют разместить в ограниченном пространстве кухню, столовую зону и гостиную, превращаемую в спальню.
Для поддержки концепции АМДПР организовала круглый стол «Квартиры с мебелью – необходимый элемент на рынке недвижимости». Президент АМДПР Александр Шестаков рассказал, что практика включения встроенной мебели в новое жилье распространена во многих странах мира, от Швейцарии до Японии. Ассоциация предложила федеральным чиновникам реализовать подобный проект в России и получила поддержку Минпромторга и Совета Федерации. По мнению Александра Шестакова, ключевая задача сейчас – изменение стандартов сдачи жилья, включение в них встроенной мебели. В этом заинтересованы все участники рынка недвижимости: банки, выдающие ипотечные кредиты, девелоперские и строительные компании. По данным участников круглого стола, большинство крупных застройщиков уже готовы сдавать квартиры с отделкой и встроенной мебелью. Потребителям концепция меблированных квартир позволит приобрести мебель по цене ниже рыночной, включить ее стоимость в ипотечный кредит по низкой ставке и заселяться сразу после сдачи дома.
По мнению члена Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяны Гигель, реализация проекта также обеспечит гарантированный сбыт российской мебели, рабочие места и налоговые поступления в бюджет. «Для государства выгода еще и в том, что рынок отделки, который составляет треть строительного рынка, можно будет вывести из тени», – считает Александр Шестаков. Сейчас это на 95% «серый» рынок, заполненный частными бригадами.
Перспективность предоставления квартир с базовым набором мебели для коммерческого и социального жилья отметила заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова.
Своим опытом работы на российском рынке поделилась компания IKEA, которая незадолго до конференции стала членом АМДПР. Квартиры с меблировкой – действенный маркетинговый инструмент, по мнению руководителя службы корпоративных коммуникаций IKEA в России Игоря Кисиля. Покупатели стали больше ценить свое время, а продажи мебели превратились в продажу ощущения комфорта. При этом потребители стремятся понять, соответствует ли мебель их жизненной ситуации, настроению, и не хотят жить в стандартном жилье. Эта тенденция может ограничить рынок меблированной недвижимости, поэтому для ее индивидуализации необходим широкий выбор вариантов мебели.
С этим тезисом согласился директор по продажам группы компаний «Самолет» Кирилл Храпов: для россиянина квартира не рядовая покупка, поэтому он хочет, чтобы интерьер соответствовал его личности.
Игорь Кисиль сказал, что 38% недвижимости сейчас сдается с отделкой, а 20% потребителей готовы приобретать жилье с отделкой и меблировкой. По оценке Кирилла Храпова, на московском рынке жилья классов «стандарт» и «комфорт» квартиры с отделкой составляют до 70%.
«Однако изменение жилищных норм, которое позволило бы официально включать встроенную мебель в строящееся жилье, продвигается не очень быстро», – сказал Тимур Иртуганов. После совещания в Министерстве строительства РФ в апреле 2019 года его чиновники должны были подготовить проект дорожной карты, но пока результата нет. Глава ассоциации уверен, что государственная политика серьезно влияет на мебельные продажи. Запрет на госзакупки импортной мебели привел к увеличению продаж офисной мебели на 60% в год. В 2018 году, после проседания мебельного рынка, резко выросли продажи, по итогам 2019 года также ожидается небольшой рост.
В свою очередь, Вера Хмырова заверила, что Минпромторг готов отстаивать в правительстве концепцию меблированных квартир и позицию отрасли.
Древесные плиты и экспорт
Деловая программа выставки «Мебель» включала десятки мероприятий. В пресс-зале конгресс-центра прошла конференция «Плитпром-2019», которую организовал журнал «ЛесПромИнформ». Эксперт журнала Артём Лукичёв и аналитик компании StepChange Consulting Алексей Бесчастнов рассказали о состоянии мирового рынка древесных плит, сравнительной конкурентоспособности российского плитпрома и новых древесных продуктах.
«В США, Европе и Китае сейчас напряженная рыночная ситуация, аналитики опасаются кризиса, который может стать глобальным, – констатировал Алексей Бесчастнов. – При этом рынок домостроения в 2019 году в США стабильный, в Европе есть намеки на рост, однако проведенный StepChange опрос показал, что руководители ключевых холдингов отрасли настроены пессимистично.
Более половины объема OSB в США потребляет новое индивидуальное домостроение, в основном деревянное. В России новое жилищное строительство гораздо меньше влияет на рынок плит, потребление которых преобладает в сегменте ремонта».
По словам Алексея Бесчастнова, сегмент OSB – наиболее динамичный на плитном рынке России: появляются новые игроки, наблюдается бурный рост. В последние годы плиты OSB ежегодно вытесняли 100 тыс. м3 фанеры в структуре внутреннего потребления даже на фоне стагнации.
Эксперт StepChange рассказал, что в мире в стадии внедрения много новых плитных продуктов, «выстрелить» могут, например, ламинированные плиты OSB, которые сократят долю ламинированной фанеры на рынке. В Северной Америке вполне массовыми продуктами стали сайдинг из OSB и OSB-плита, облицованная с одной стороны теплоизоляционным покрытием, а с другой – влагоизоляционным. На базе OSB есть также продукт, похожий на CLT.
Характеризуя плитную отрасль России, Артём Лукичёв отметил довольно высокую долговую нагрузку, особенно для OSB-заводов. В такой ситуации международные компании устойчивее, а местные производители существуют на грани рентабельности. По мнению специалиста, также очевидна нехватка нишевых продуктов, как пример – компания, выпускающая влагостойкий сайдинг из MDF. «Эволюция плит OSB – это OSL, в Северной Америке этот продукт применяется в каркасном домостроении, а у нас может использоваться в производстве дверей: рама из OSL сочетается с наполнением из ДСП. Можно также применять технологии лазерной печати по поверхности – получается дорогой продукт, который можно производить в широком ассортименте небольшими партиями», – заключил Артём Лукичёв.
По мнению эксперта «ЛесПромИнформ», при высокой конкуренции на рынке производителям плит нужно наращивать экспорт за пределы СНГ, однако рентабельность экспорта будет зависеть от господдержки – объявленных Минпромторгом субсидий на транспортные расходы.
Инженер технической поддержки компании Huntsman Кирилл Бельский рассказал на конференции о возможностях связующих I-Bond в производстве ДСП. I-Bond – это не содержащие формальдегида смолы быстрого отверждения, которые используются для производства композитных деревянных панелей.
Директор по продажам испанской компании Sugimat Пако Риполл рассказал о разработке систем автоматического управления котельными, а специалист Vollmer Евгений Зайцев – об эффективной эксплуатации пил при раскрое древесных плит в мебельном производстве.
Опытом перепрофилирования каландровых прессов европейского производства, в том числе на выпуск тонких OSB, а также изоляционных плит для наружных и внутренних покрытий стен и крыш деревянных домов поделился эксперт проектной компании «ВК-Инжиниринг» Владимир Васильев.
В завершение программы конференции с докладом о новых инструментах эффективного выхода на экспортные рынки выступил управляющий партнер Rusproject Акоп Мхитарян, в прошлом создатель и первый руководитель лесопромышленного завода «АВА-Компани», экс-глава Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ. Совместный проект Rusproject и «ЛесПромИнформ», в частности, включает формирование делегаций для посещения экспортных рынков, поддержку российских компаний на зарубежных выставках и русифицированный каталог всех значимых отраслевых мероприятий в мире.
Конференция собрала примерно 60 слушателей. Участники отметили, что в этом году было много новых участников, а доклады о рынках и технологиях оживленно обсуждались.
Малый бизнес и Pushka
Ярким мероприятием деловой программы также стал форум инноваций в промышленном дизайне Pushka. На нем представили студенческие работы лучшие дизайнерские вузы России и Европы: Белорусская государственная академия искусств, Британская высшая школа дизайна, Измирский экономический университет (Турция), МГТУ им. Баумана, МГХПА им. Строганова, Московский политехнический университет, НИТУ «МИСиС», СПБГХПА им. Штиглица, СПбПУ им. Петра Великого, Университет прикладных наук Лахти (Финляндия), Государственный технологический университет Московской области.
Авторитетные спикеры рассказали об опыте создания собственного бренда промышленного дизайна в России, объяснили, как интерьер влияет на жизнь людей. На семинаре «Вся кухня в одном флаконе» секреты сочетания новейших технологий и стиля раскрыли менеджеры компаний Smeg, Elica, Omoikiri. Кулинарное искусство в шоу-программе демонстрировали прославленные шеф-повара Андреа Гали, Сергей Кузнецов и Елена Чазова.
На круглом столе «Российский экспортный центр: об инструментах поддержки экспорта продукции мебельной промышленности» речь шла о возможностях центра. Одна из них – это субсидирование участия в иностранных выставках, о котором рассказал руководитель проекта по поддержке экспорта потребительских товаров АО «РЭЦ» Максим Чапов. В конце сентября 2019 года был утвержден перечень международных мероприятий ЛПК, организуемых при поддержке РЭЦ, в 2020–2021 годах. В числе 12 мероприятий выставка IMM в Кельне и Xylexpo в Милане.
Эксперты РЭЦ готовы оказывать аналитическую поддержку, оценивать экспортный потенциал и риски, проверять деловую репутацию контрагентов, организовывать мероприятия, помогать в таможенном администрировании и логистическом сопровождении внешнеторговых сделок.
На круглом столе «Перспективы развития плитной промышленности» мировой рынок древесных плит обсуждали руководители ведущих плитных комбинатов Egger, Kronospan, UPG, «Русский ламинат», «Калевала», «Талион-Терра» и другие участники.
Тимур Иртуганов привел цифры: экспорт продукции российского ЛПК в 2018 году составил $12 млрд, при этом объем экспорта мебели составляет всего $375 млн и доля России на мировом мебельном рынке 0,2%.
Алексей Бесчастнов сообщил, что в России ожидается рост нового жилищного строительства, которое сейчас составляет шестую часть строительного рынка. По мнению эксперта, это будет стимулировать производство плит как для строительной, так и для мебельной отрасли. XIХ Форум директоров малых и средних предприятий «Мебель как бизнес» был посвящен бизнес-моделям для роста прибыли. КВК «Империя» в партнерстве с «Экспоцентром» ежегодно организует его для руководителей небольших и средних компаний – производителей мебели, дистрибьюторов и розничных сетей.
Во вступительном слове продюсер форума Дмитрий Мотыльков сказал, что среднемировой темп роста мебельного рынка превышает 10%, но в России такой рост наблюдался лишь однажды – в 2013–2014 годах. После этого наступил спад, из которого отечественные компании только начинают выходить. По мнению выступающего, небольшие мебельные предприятия смогут выжить только за счет эксклюзивных особенностей бизнес-процессов, таких как индивидуальный подход к клиенту и внедрение в производство оригинальных разработок мебели. Интересной тенденцией стал рост поставок российской мебели на экспорт: в Германию, Италию, Нидерланды, Скандинавские страны, Японию. «Этим нужно пользоваться и налаживать новые каналы сбыта», – заключил Дмитрий Мотыльков. Наиболее быстрорастущие сегменты экспорта – мебель для спален, матрасы и мягкая мебель.
Генеральный директор компании «Мебель. Инвестиции. Ритейл» Алексей Лопухин отметил, что после серьезного – на 50% сокращения премиального сегмента в 2018 году, на рынке появились новые компании, занявшие эту нишу, и многие из них показывают значительный рост. «Продажи в среднем ценовом сегменте по-прежнему нестабильны, в экономсегменте сохраняется положительная динамика», – констатировал Алексей Лопухин.
Во время форума работал Центр закупок сетей, где проходили прямые переговоры с закупщиками мебельных сетей и фабрик о поставках мебельной продукции и комплектующих.
На круглом столе «Подготовка квалифицированных кадров для мебельной и деревообрабатывающей промышленности» обсуждалось обучение в высших и средних учебных заведениях. Дефицит кадров по рабочим специальностям отмечают многие фабрики. Кто-то обучает сотрудников на местах, кто-то инвестирует в повышение их квалификации, но усилиями отдельных компаний невозможно решить проблему, согласились участники круглого стола. Необходима заинтересованность трех сторон: учебных заведений, отраслевых компаний и поставщиков оборудования и профессионального инструмента.
В последний день работы выставки состоялось награждение финалистов XV Международного конкурса по качеству продукции, который ежегодно проводят АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ и АО «Экспоцентр». Победителям вручили 13 дипломов первой степени и 13 золотых медалей в номинации «За высокие потребительские свойства товаров», а также один диплом в номинации «За успешное продвижение качественных товаров» с присвоением знака маркировки продукции.
Лейтмотивом выставки «Мебель-2019» в этом году стал непрерывный поиск. Очевидно, что отрасль восстановилась после падения 2016 года и ищет новые возможности: экспортирует, сотрудничает с застройщиками, приглашает дизайнеров, разрабатывает индивидуальные продукты, знакомится с другими ценовыми сегментами. Мебельный бизнес в форме.
Текст и фото Кирилл Баранов