Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Отрасль

Роль транспортной системы «Енисей – северный морской путь» в развитии лесопромышленного комплекса Сибири

Началась реализация проекта транспортной системы «Енисей – Северный морской путь», которая повысит роль водного транспорта Сибири в транспортной системе России. Новая система проходит по территории Ангаро-Енисейского региона (АЕР), в котором сосредоточено 50% энергоресурсов , 65% запасов угля, 80% запасов никелевых руд, 70% – медных, 90% – свинцовых и 75% – цинковых и 45% хвойных лесонасаждений РФ, для освоения которых необходимо развитие региональной транспортной системы.

Карта-схема АЕР и СМП с главными градообразующими портами: Дудинка, Лесосибирск и Красноярск
Карта-схема АЕР и СМП с главными градообразующими портами: Дудинка, Лесосибирск и Красноярск

Водный транспорт занимает особое место в транспортной системе АЕР, являясь единственным средством для перевозки грузов в районах Крайнего Севера и населенных пунктах вблизи малых рек, где не развиты автомобильные и железные дороги. Также водные пути связывают Транссиб и Северный морской путь (СМП) и позволяют пропускать по Енисею морские суда на значительные расстояния от устья. Воднотранспортная система «Енисей – СМП» будет функционировать в составе трех линий, работающих одновременно и дополняющих друг друга.

Первая линия – речная, которая вновь будет обеспечивать связь между южными и северными районами Красноярского края по Енисею и его притокам. Основное грузовое направление движения грузов – северное. Там будут осуществляться перевозки с передачей грузов в низовье Енисея на морской транспорт в портах Игарка и Дудинка.

Вторая линия – морская, по ней планируются морские перевозки грузов из портов Лесосибирск, Игарка и Дудинка по СМП в оба направления: в Европу и Азию.

Третья линия – смешанная, которая должна связать предприятия зоны среднего и нижнего течения Енисея с водными бассейнами РФ и портами стран Европы.

На карте-схеме показаны границы АЕР площадью 3,3 млн км2, и его связь с СМП. Три главные грузообразующие составляющие транспортной системы «Енисей – СМП» (табл. 1) к 2020 году поставят 25 млн т грузов, а в режиме продленной или круглогодичной навигации дополнительно еще 16 млн т грузов.

Таблица 1. Грузообразующий потенциал развития транспортной системы «Енисей – СМП» в 2005–2020 годы
Таблица 1. Грузообразующий потенциал развития транспортной системы «Енисей – СМП» в 2005–2020 годы

Предполагается увеличение лесопромышленного грузопотока с преобладанием морских перевозок, в том числе по СМП. Этим маршрутом лесные грузы из АЕР проследуют в северные страны, в страны бассейна Средиземного моря, на Кубу и в Африку.

В годы максимального экспорта из бассейна Енисея к СМП отправлялось до 1,2 млн т лесопродукции, при этом 300–350 тыс. т приходилось на Игарку, а 850–900 тыс. т экспортировал лесопромышленный комплекс Лесосибирска и Красноярска.

Одной из важных составляющих территориальной реструктуризации лесопромышленного комплекса РФ стало решение о запрете вывоза из Сибири на экспорт древесины в круглом виде с одновременным наращиванием в регионе мощностей глубокой переработки древесного сырья.

После распада СССР возможности развития в стране судоходства на Балтийском и Черном морях оказались ограничены, что привело к переоценке важности СМП. И Енисей, ввиду географического расположения, направления течения и условий судоходства, может стать важнейшим звеном СМП. Связывая СМП с глубинной материковой частью Средней Сибири, эта река позволит России создать качественно новый выход сибирских регионов на мировой рынок и сформировать бункеровочные, метеорологические и авиасервисные базы обслуживания СМП.

И СМП должен укрепить место страны в мировой транспортной системе за счет восстановления активной деятельности и налаживания массовых перевозок грузов по нему, введения новых типов грузовых судов и элементов логистической системы международного стандарта во все звенья транспортного процесса при сохранении статуса единой национальной транспортной коммуникации под юрисдикцией РФ в пределах полярных владений бывшего СССР на основании федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации». Эта задача будет решаться за счет создания транспортного узла системы «Енисей – СМП» вблизи грузообразующих зон во внутренних районах Сибири и изменения отношения перевозчиков к переходу СМП на уровень международной межокеанической транспортной системы. Для этого необходимо изменить статус СМП до Северного восточного прохода, поднять уровень сервисного обслуживания до международного стандарта, сделать привлекательными тарифы, особенно ледокольной проводки, так как международные трассы с качественным сервисным обслуживанием предпочтительнее для грузополучателей и грузоотправителей, нежели трассы национального ранга.

Для создания транспортного узла системы «Енисей – СМП» необходима федеральная поддержка, которая станет гарантом развития комплекса. Под возрождением понимается не просто восстановление максимального объема перевозок, который был в середине 1980-х годов, а превращение СМП в постоянно действующую магистраль, с участием отечественных и иностранных транснациональных компаний на современной технико-технологической основе.

СМП в статусе международной транзитной магистрали должен стать дверью в мировой рынок и обеспечивать значительный приток валюты в казну страны. Подтверждением этому стало повышение интенсивности транзитного судоходства за последние три года в 10 раз. По оценкам экспертов, потенциальный объем транзитных перевозок в восточном направлении может составить 6 млн т, а в западном – 3 млн тонн.

В лесопромышленном комплексе Сибири транспортная система «Енисей – СМП» обеспечит увеличение числа рабочих мест на лесозаготовке, лесотранспорте и в лесопереработке, даст импульс восстановлению и развитию технологий водной транспортировки леса как наименее энергоемкого способа доставки лесных грузов на большие расстояния при отсутствии надежных транспортных связей с целью снижения доли транспортных издержек в конечной цене продукции.

Для реализации поставленных задач на Енисее и его притоках работают 126 лицензированных судовладельцев. Общая протяженность транспортного пути по реке Енисей превышает 4 тыс. км (табл. 2). Обеспеченность территории внутренними водными путями в 6,2 раза больше, чем железнодорожными. Плотность населения в регионе 2 чел./км2. На территориях вдоль Енисея расположено всего 13 городов. В них 81 предприятие занимается лесозаготовкой, а 79 – лесопереработкой. Основной перевозчик на Енисее ОАО «Енисейское речное пароходство», на судах которого перевозится 90% грузов, перевозимых в АЕР.

Таблица 2. Река Енисей в цифрах
Таблица 2. Река Енисей в цифрах

Когда в 1985 году началась перестройка, от непродуманных действий особенно сильно пострадал лесосплав. Из пяти действовавших сплавных контор Красноярского края выжила только Енисейская сплавная контора (ЕСК), основанная в 1934 году. Она расположена у слияния рек Ангара и Енисей, в поселке Стрелка, который является стратегическим транспортным узлом АЕР. Через Стрелку проходит древесина всех ангарских заготовительных предприятий.

Начав развиваться в середине 1950-х годов, ЕСК уже через 10 лет стала самым крупным предприятием Сибири по организации и координации лесосплавных работ. До 80-х годов прошлого века предприятие занимало второе место в стране по объему лесосплава после Керчевского рейда на Каме. В разные годы ЕСК сплавляла до 6 млн м3 древесины, осуществляя технологические перевозки леса в судах, формируя транзитные плотокараваны потребителям Крайнего Севера и обеспечивая древесиной деревообрабатывающие предприятия региона.

В настоящее время, сохранив историческое название, ЕСК оказывает лесоэкспортным предприятиям услуги по проводке плотов, производит отгрузку круглого леса в Красноярск, оказывает услуги Норильскому ГМК по формированию транзитных плотокараванов, занимается заготовкой древесины, производит лесопродукцию и выполняет паромные перевозки через Енисей. ЕСК входит в состав стабильно работающих предприятий лесного комплекса Красноярского края, осуществляя буксировку древесины в навигацию в объеме 2 млн м3, формировку плотов на 100 тыс. м3 и поставку более 100 тыс. шт. шпалопродукции. Буксировка плотовых составов по Енисею допустима при силе ветра не больше пяти баллов и возможна только при наличии вспомогательной тяги. Допустимый объем плотов составляет 1,5 тыс. м3. Движение судов, не связанных с буксировкой плотов, на участке плотового сплава запрещено.

Таким образом, сегодня из-за низкой себестоимости водной доставки лесоматериалов в пункты переработки круглого леса на Енисей вернулся плотовой лесосплав, иначе отечественная лесопродукция не может конкурировать с аналогами на мировом рынке. Одновременно с возвращением плотового лесосплава целесообразно восстановить движение плотов до порта Игарка, расположенного на берегу Игарской протоки Енисея. Город-порт расположен в 685 км от устья и является самым южным портопунктом на Енисее, в который могут заходить океанские суда. Основная специализация Игарского порта – перевалка лесо- и пиломатериалов для отправки на экспорт. В 1980-х годах порт обрабатывал больше 1,25 млн м3 пиломатериалов. Мощности морского порта позволяли обслуживать одновременно 25 крупнотоннажных кораблей. В постсоветское время, как и везде на Севере, морской порт пришел в упадок.

В порту Игарки много лет работал лесопильно-перевалочный комбинат, на нем было четыре деревообрабатывающих цеха. На комбинате перерабатывали и отгружали в год более 1,25 млн м3 экспортного пиломатериала, большей частью пакетированного, и отгружали на экспорт более 300 тыс. м3 продукции глубокой переработки древесины. За продукцией комбината в порт в навигацию приходили до ста морских судов. По объему поставок древесины порт занимал второе место в стране после Архангельского.

Лесоматериалы на ЛПК доставлялись плотами по Енисею. Сейчас производство почти свернуто. Если восстановить комбинат и организовать поставку на него плотов с лесоматериалами, то лесопромышленный комплекс Сибири получит возможность влиться в транспортную систему «Енисей – СМП» и обеспечить большую прибыль для региона и страны.

Глобальный проект превращения СМП в международную межокеаническую транспортную систему требует увеличения грузопотоков транспортной системы «Енисей – Северный морской путь».

Деятельность этой транспортной системы предполагается наладить по трем линиям: речной, морской и смешанной – для перевозки всех основных типов грузов с уменьшением доли транспортной составляющей, чтобы обеспечить ценовую привлекательность продукции региона.

В грузообразующем потенциале АЕР лесопромышленный потенциал занимает четвертое место с возможностью увеличения объемов продукции. Для этого необходимо не только увеличить объемы лесозаготовки, но и восстановить сплавные конторы в помощь единственной действующей ЕСК. Также необходимо восстановить работу лесоперерабатывающего комплекса в стратегически важном порту Игарка, который для движения плотов с сырьем является крайней северной точкой, а для загружаемых лесопродукцией морских судов – крайней южной.

Все эти меры мероприятия позволят, кроме увеличения грузопотока по СМП, создать рабочие места на предприятиях региона и увеличить финансовые поступления в бюджеты всех уровней.

Текст Ирина Дмитриева,
канд. техн. наук, доцент кафедры промышленного транспорта СПбГЛТУ
Дмитрий Эполетов,
студент СПбГЛТУ