Деревянное домостроение

Малоэтажное домостроение и проблемы демографии

В последние десятилетия демографическая ситуация в России приобретает масштабы актуальной проблемы сбережения народа, решению которой должен способствовать специальный национальный проект. Он предусматривает комплекс мер в сфере здравоохранения, поддержку молодых и многодетных семей, но очевидно недостаточно внимания уделяет жилищным условиям этих семей.

Важные государственные программы (а сбережение народа – одна из таких) должны иметь современную нормативно-правовую основу. Действующая правовая база жилищного строительства в виде постоянно дополняемых и изменяемых Градостроительного и Жилищного кодексов неполно и недостаточно регламентирует положения о малоэтажном домостроении, а нормативы жилищного обеспечения граждан (около 20 м2/чел) в несколько раз ниже, чем в развитых странах (от 40 до 75 м2/чел), к которым стратегически стремится Россия. Такие нормативы учитывают позавчерашние, а не сегодняшние и не завтрашние представления о современных жилищных условиях. Эти условия и ресурсные возможности страны могут существенно повлиять на улучшение демографической ситуации.

Потребности и ресурсы

Сегодня состояние жилфонда страны считается нормальным, если он ежегодно увеличивается на общую площадь (в м2), равную численности населения, то есть для России не менее чем на 145 млн м2. В ближайшие годы ожидается ежегодный ввод около 120 млн м2 нового жилфонда, а это всего 0,8 м2/ чел. Лидером в мировом жилищном строительстве сейчас является Китай, ежегодно пополняющий свой жилфонд на 3 м2/чел.

Большое значение имеет структура нового жилфонда каждой страны. В развитых странах Европы и Северной Америки новый жилфонд не менее чем на 75% представлен малоэтажными домами, в России они составляют не больше 50%. Преобладание многоэтажного жилфонда, при прочих социально-экономических факторах влияния на демографическую ситуацию, не создает условий для значительного увеличения народонаселения.

Городское население увеличивается в результате естественного прироста, но в основном за счет молодежи, приезжающей из других регионов. Число новых горожан превышает естественную убыль (смертность) и число уезжающих. Например, из Москвы в последние годы уезжает ежегодно до 250 тыс. человек преимущественно пожилого возраста, выбирающих для проживания сельскую местность.

Новым горожанам требуется жилплощадь, которую они после успешного трудоустройства приобретают в многоэтажных домах, нынче иронично называемых человейниками-муравейниками, площадь квартир в которых редко превышает сложившиеся нормативы. По жилищной обеспеченности (м2/чел) городская квартира минимум в три раза уступает малоэтажному дому, что не может не ограничивать количество детей в молодой семье.

Многодетные семьи в этой ситуации имеют особое, можно сказать культовое, значение, потому что имеют традиционные корни. Население нашей страны постоянно увеличивалось, даже в непростые послевоенные годы, именно за счет многодетных семей.

Государство, вроде бы, понимает роль таких семей и уделяет им внимание: в последние годы таким семьям выделяются земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Такое решение вполне логично, поскольку в многоэтажных домах нельзя создать необходимые условия проживания многодетных семей и здорового образа жизни детей.

Практика выделения земельных участков многодетным семьям изначально привела к чиновничьей самодеятельности: участки отводились на явных неудобьях, непригодных для строительства домов. В стране с десятками миллионов гектаров заброшенных сельхозугодий дефицит земли для малоэтажного домостроения – труднообъяснимое и труднопонимаемое явление! Да и нормативы площади выделяемых земельных участков (обычно 15 соток) не имеют достаточных обоснований.

Для индивидуального жилищного строительства первоначальным ресурсом является земельный участок. Но для создания современного малоэтажного дома необходимы и другие ресурсы, не только финансовые.

У каждой многодетной семьи, как у любого индивидуального застройщика, свои представления о собственном доме на приобретенном земельном участке. Они касаются этажности, площади и планировки помещений, стеновых материалов (в большинстве случаев это кирпич, блоки, брус или бревно). Реализацией представлений является проект дома, учитывающий параметры и обустройство участка, его разрабатывают специалисты, при участии ландшафтного архитектора или дизайнера. Так должно осуществляться проектное обеспечение, но на практике все сводится к выбору подходящего проекта из каталога или проспекта строительной компании.

Дом, построенный по разработанному или выбранному проекту, станет удобным жилищем при оптимальном инфраструктурном обеспечении: транспортном, социальном и коммунальном.

Транспортная инфраструктура определяется в основном наличием удобных и безопасных дорог к участкам. В большинстве регионов эта инфраструктура сегодня отсутствует либо в ненадлежащем состоянии. Наряду с другими ресурсными проблемами (качество выделяемых участков, приобретение стройматериалов и строительство дома, дефицит финансов и др.) транспортная инфраструктура создает головную боль для многих многодетных семей. Чиновники объясняют эту ситуацию несогласованностью объемов бюджетных средств на федеральном и региональных уровнях. Объяснить можно, а понять невозможно. Выходит, изначально благая цель предоставления нормальных жилищных условий многодетным семьям не имела системного и комплексного плана достижения, то есть программы.

Социальная инфраструктура представляет собой объекты здравоохранения и образования (поликлиники, больницы, школы), магазины, зоны отдыха и досуга, которые важны именно для многодетных семей. Выделяемые земельные участки отличает компактное расположение, определяющее образование нового поселения как вида малоэтажной застройки, который должен иметь социальную инфраструктуру.

Коммунальная инфраструктура определяет уровень благоустройства и комфорта как малоэтажного дома, так и придомовой территории и включает энерго- и водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизацию бытовых отходов и растительных остатков. Дом должен быть обеспечен комплектом инженерного оборудования для отопления, освещения, то есть для жизнеобеспечения людей. Сегодня это может быть подключение дома к центральным сетям электро- и газоснабжения, водопроводу и канализации. Но в будущем коммунальная инфраструктура таких домов должна базироваться на автономных системах жизнеобеспечения (АСЖО), реализующих принципы энергонезависимости и экологической безопасности современного малоэтажного строительства .

Обеспечение малоэтажного домостроения стройматериалами (деревом, кирпичом и т. п.) в России так же актуально, как и ресурсы земельных участков, площадь и качество которых должны учитывать особые условия жизни многодетных семей.

Определяющая роль многодетных семей в решении демографической проблемы и проведении политики сбережения народа должно определять высшие государственные цели, достижение которых должно иметь программно-комплексное, а не декларативное обеспечение. Основой такого обеспечения может и должно играть усадебное домостроение.

Новопоселенческая усадебная застройка

Компактное расположение земельных участков для многодетных семей предопределяет организацию новопоселенческой застройки, позволяющей системно решать все задачи создания современного малоэтажного жилфонда для этой категории граждан.

Новопоселенческая застройка должна регламентироваться общими (федеральными) и региональными нормативными документами. Аналогами общих нормативных документов могут быть своды правил 20-летней давности: СП 30–102–99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и СП 11–111–99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства».

Общие СП должны учитывать положения Градостроительного кодекса, дополнять и конкретизировать их, определять область действия региональных нормативных актов.

Региональные документы учитывают особенности выделения земельных участков, их площадь и качество земель, определяют рациональное размещение новых поселений, перечень и параметры инфраструктурного обеспечения и т. п. Именно регионы после изучения планов и предпочтений многодетных семей могут принимать обоснованные решения о площади выделяемых земельных участков, местах их расположения и на этой основе разрабатывать региональные каталоги усадебных домов для многодетных семей. Такие каталоги должны предусматривать состав семей, обустройство и хозяйственное использование придомовой территории, энергонезависимость и экологическую безопасность усадеб на основе применения АСЖО. На региональном уровне можно и нужно учесть эти потребности многодетных семей и определить масштабы их удовлетворения на основе современных возможностей. Эти задачи являются ключевыми в государственной программе поддержки многодетных семей.

Новопоселенческая усадебная застройка не может быть аналогом корпоративных коттеджных поселков, созданных для комфортного проживания сотрудников госкомпаний (Газпром, Роснефть и др.). Различие принципиальное: усадебные дома предназначены для постоянной жизни и труда родителей и их детей, а не только для комфортного проживания. Некоторое, но весьма важное сходство коттеджных и усадебных поселений состоит в том, что усадебные поселения тоже могли бы создаваться за счет прибыли от использования природных ресурсов (недр) страны, принадлежащих народу, в данном случае многодетным семьям. Затраты на создание усадебных поселений могут быть сопоставимыми со стоимостью коттеджных поселений.

Усадебный дом оценивают в основном по капитальности, общей площади и этажности; именно эти параметры определяют его стоимость.

Капитальность определяется видом стеновых материалов и надежностью фундамента. Основные затраты при строительстве приходятся на конструкцию и материалы несущих стен. По доступности и стоимости такими материалами являются древесина (брусья или бревна), кирпич, блоки. Деревянные стены на 25% дешевле кирпичных, что определяет их преимущество в большинстве регионов страны.

Общая площадь усадебного дома для многодетной семьи не должна устанавливаться на основе сложившегося норматива жилищного обеспечения (около 20 м2/чел). Здесь следует ориентироваться на практику развитых стран, которая оперирует не квадратными метрами жилплощади, а жилищными единицами. В России такой единицей считается городская «двушка» площадью около 50 м2, а в Европе и Северной Америке – квартира или дом площадью около 200 м2. Это близко к сегодняшним представлениям и потребностям многодетных семей. В доме не менее 200 м2 семья из пяти человек (двое родителей и трое детей) будет иметь жилищную обеспеченность на уровне европейской или американской – не менее 40 м2/чел. Ресурсы страны позволяют реализовать такую жилищную обеспеченность.

Жилищная обеспеченность многодетных семей предопределяет этажность усадебного дома, соответствующую их представлениям: двухэтажный дом с мансардой и цокольным этажом для подсобных и хозяйственных помещений. Такой вариант может быть основным в региональных каталогах, которые должны предлагать не только проекты домов, но и варианты обустройства придомовой территории, то есть проекты усадеб.

Усадьбы Региональные проекты обустройства усадеб должны учитывать параметры земельного участка, его обязательное зонирование (сад, огород, детская площадка), варианты коммунальной инфраструктуры (имеющаяся и перспективная на основе АЖСО) и прочее, а также особенности новопоселенческой застройки, ее транспортную и социальную инфраструктуру. При этом может быть предусмотрена адаптация проекта к состоянию выделенного земельного участка и пожеланиям владельцев усадьбы.

Проекты усадьбы и дома должны содержать информационно-справочные материалы (паспорта) по устройству дома и обустройству придомовой территории, уходу за ними и обязательные материалы, учитывающие состав семей, требования безопасности при пользовании домом, детскими площадками и другими объектами усадьбы. Управление новым поселением и текущее обслуживание усадеб может осуществлять товарищество собственников жилфонда (ТСЖ).

Большое социально-полити­чес­кое значение усадебного обеспечения многодетных семей потребует программно-системных решений государства на основе консолидации усилий и средств всех властных структур: федеральных, региональных и местного самоуправления. Масштабная и комплексная проблема может быть решена только за счет приоритетной государственной программы, а действующий национальный проект «Демография» нацелен на более широкие задачи, тоже важные, но не включающие решение проблем многодетных семей в предлагаемом объеме.

Создание поселений для многодетных семей может быть оптимальным (скорее оптимистичным) решением при строительстве по госзаказу (на основе региональных заявок) и предоставлении усадеб в аренду или по льготной стоимости. Реально ли? Вполне, если грамотно и рационально использовать опыт и средства тех же госмонополий. Сбережение народа заслуживает таких мер. 

Текст Виктор Кислый,
директор фирмы «МП “ДОМ”», канд. техн. наук

Фото на превью pixabay.com