Партнеры журнала:

Мебельное производство

Там, где традиции ведут к инновациям

Как компания Hida Sangyo изменила мебельную отрасль Японии

«ЛесПромИнформ» продолжает серию материалов по итогам бизнес-миссии российских лесопромышленников в Японии в октябре 2019 года. Участники той поездки побывали в том числе на фабрике одной из старейших японских мебельных компаний Hida Sangyo, в августе этого года отмечающей столетний юбилей. Рассказываем, как мастера из региона с вековыми плотницкими традициями переработали западные технологии и поменяли взгляды японских потребителей на мебель.

Горный район Хида расположен в префектуре Гифу, и 93% его территории покрыто лесами. Здешние ремесленные традиции дерево­обработки были заложены в VII веке. Местные мастера, такуми, за мастерство получали налоговые льготы и активно участвовали в городском строительстве. Плотники из Хиды приложили руку к известным деревянным храмам в Киото и Наре, среди них Хорю-дзи – старейшая на сегодня деревянная постройка в мире и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале XX века Хида была труднодоступным местом
В начале XX века Хида была труднодоступным местом

Как-то в 1920 году в городок Хида-Такаяма прибыли два путешественника. Добраться до тех мест тогда было целым приключением. Гости поделились с местными мастерами новостью: в Осаке они узнали о европейской технологии производства мебели из гнутой под горячим паром буковой древесины. Нам этот стиль известен как венская мебель или «тонет» – по фамилии изобретателя технологии Михаэля Тонета.

Ремесленники заинтересовались идеей и решили организовать ко­оператив для производства мебели в западном стиле, опираясь на традиционные ремесла местности Хида. Так началась история компании Hida Sangyo.

Здесь стоит напомнить, что понятие мебели в Японии в то время существенно отличалось от западного и первые мастера компании никогда не видели такого предмета обихода, как стул.

Район Хида знаменит мастерами-плотниками с VII века
Район Хида знаменит мастерами-плотниками с VII века

Традиционная японская мебель была лаконична и приспособлена к жизни на полу; по одной из версий это связано с частыми землетрясениями в стране. Пол в доме был выложен татами – циновками из рисовой соломы, в спальне на них клали хлопковый матрас – футон.

Комнаты сообщались раздвижными дверями из дерева или плотной бумаги (фусума). Функцию разделителей пространства, окон и внешних дверей выполняли раздвижные деревянные рамы сёдзи, в которые вставлялись непрозрачное стекло или бумага, пропускавшие рассеянный свет, но не позволявшие видеть, что происходит внутри. С помощью ширм (бёбу) пространство комнаты зонировалось.

На полу японцы не только спали, но и сидели, используя низкие столики для еды, письма и рисования. Для хранения вещей использовали тансу – небольшие комоды с выдвижными секциями, иногда объединенные в форме лестницы и выполнявшие ее функцию. Крупные вещи хранили в стенных нишах, иногда закрытых раздвигающимися дверками, – можно считать их прообразами современных встроенных шкафов.

Президент Hida Sangyo Сандзё Окада
Президент Hida Sangyo Сандзё Окада

И вот местным плотникам предстояло воплотить предмет, который они видели только на чертежах и фотографиях. Два года дизайнерских поисков и большой опыт работы с древесиной позволили создать стул с использованием местных традиционных техник. Основатели Hida Sangyo не только решились выпускать необычную для японцев мебель, но и вслед за европейцами стали использовать для этого местный вид бука (buna), который изобиловал в префектуре, но шел только на дрова и подошвы для гета – традиционных японских сандалий. В последующие сто лет компания не раз использует этот ход, ставший ее девизом: «Там, где традиции ведут к инновациям», – и удивит отрасль новшествами, родившимися на основе местных ремесел и ресурсов.

Вскоре, еще в двадцатые годы, компания начала поставлять мебель в Китай и Корею, а в 1937 году – в США. После Второй мировой войны производство качественной и долговечной мебели внесло свой вклад в восстановление экономики страны. По мере того как западный интерьер набирал популярность, продукция Hida Sangyo закреплялась рынке. В районе Хида стали появляться и другие производители мебели, которые впоследствии объединились в региональную ассоциацию.

В 2000 году президентом компании стал Сандзё Окада. Нарушить негласное табу на сучки в текстуре мебели было одним из первых его предложений. Окада настаивал, что следы сучков – составляющая естественной красоты дерева, придающая индивидуальность каждому экземпляру. Следуя этой концепции, компания выпустила серию Mori no Kotoba – «Слова лесов». Коллекция произвела большое впечатление на потребителей и заложила новую норму в японском дизайне мебели. Такой подход предвосхитил и тенденцию максимального использования древесных ресурсов.

Дизайнер Энцо Мари
Дизайнер Энцо Мари

Если поначалу Hida Sangyo использовала местный бук, то к концу XX века импортировала 90% древесины. Окада предложил обратить внимание на местные ресурсы, теперь на криптомерию (sugi).

Массовые посадки этой быстрорастущей хвойной породы помогли восстановить ландшафт послевоенной Японии, и достигшую возраста спелости древесину стали активно использовать в деревообработке. Например, в районе Хида криптомерия сейчас составляет 20% древостоев. Это дерево – один из символов Японии. При раскопках в префектуре Фукуи выяснилось, что за 3500 лет до нашей эры местные жители строили из криптомерии дома, изготавливали предметы быта и лодки, похожие на каноэ.

Чтобы задействовать криптомерию в мебельном производстве, мастерам предстояло решить две проблемы: отчетливых следов сучков в текстуре и очень мягкой, легко царапающейся древесины, не подходящей для мебели «на каждый день».

Серия «Слова лесов» на тот момент уже доказала, что японские потребители готовы покупать мебель с отметинами сучков. Со второй проблемой компания справилась, познакомившись с современной технологией компрессионной сушки и гнутья древесины, которая позволяет значительно повысить прочность материала.

Тем временем мебель Hida Sangyo заинтересовала известного итальянского дизайнера и художника-модерниста Энцо Мари, который уже успел посотрудничать с такими брендами, как Danese и Muji.

Мари убедил главу компании показать миру красоту японского дизайна и не пытаться копировать европейскую мебель. Окада, в свою очередь, предложил итальянцу разработать линейку продуктов из криптомерии. Результатом этого сотрудничества стала серия HIDA из 20 предметов мебели, выпущенная в 2005 году и имевшая большой успех на Triennale в Милане, где дизайнеры и архитекторы активно обсуждали «сочетание японских традиций и итальянского дизайна, ностальгии и современности». В 2007 году эта коллекция получила приз «Мастерство исполнения» на Международной выставке современной мебели в Нью-Йорке. Осенью 2009 года компания приобрела у Kuraray Interior Co., Ltd. мебельную фабрику Hokumin Furniture в технопарке Микаса на острове Хоккайдо. Для Hida Sangyo это было принятие в свой бизнес производства с похожими ценностями: бренд Hokumin Furniture вырос из увлечения основателей Kuraray культурным движением Мингей, изучавшим народные ремесла. На фабрике тоже сочетали современные технологии и традиции старых мастеров Хоккайдо, которые изготавливали мебель из массива местной березы.

В 2011 году основная фабрика Hida Sangyo переехала на новую площадку, в нескольких километрах от прежней, расположенной недалеко от станции Хида, в жилом районе, что ограничивало время ее работы. После переезда руководство принялось развивать «зеленые» технологии: были установлены солнечные электробатареи и биотопливная котельная.

Процессы на площадке организованы, как и сборка автомобилей Toyota, по японской системе менеджмента и бережливого производства канбан: компания производит элитную, не массовую, и относительно дорогую мебель (столы, стулья, диваны, кресла) и работает только на заказ. Акцент сделан на повышении ценности для потребителя, и высокое качество изделий обеспечивает не только стиль и ценные породы древесины – в дизайне математически просчитаны максимально комфортные для человека радиус изгиба сидений и угол наклона спинок.

В день фабрика может выпускать до 170 стульев двадцати моделей. Один мастер обычно управляет сразу несколькими станками, установленными вокруг.

Склад продукции небольшой, места в зоне отгрузки хватает всего на два дня. С момента заказа до выпуска мебели проходит две – три недели. Спрос на мебель подвержен сезонным колебаниям, но дефицита заказов, который бы привел к простою, в современной истории Hida Sangyo не было. При большом спросе компания иногда договаривается с заказчиками об увеличении срока поставки до месяца и работает сверхурочно, а стандартный график – пятидневка в одну смену, с 7:30 до 16:40.

Сухие пиломатериалы поступают на площадку для сырья, где их сортируют. Хотя налажено производство мебели из криптомерии, все еще велика доля импортных пиломатериалов – в основном это дуб, бук и орех из США и Германии.

Доски подаются на линию обрезки и строгания. В цехе стандартных заготовок выпускают базовые детали, единые для разных моделей.

Гордость фабрики – цех компрессионной сушки и гнутья деталей. Внедрение этой технологии позволило компании использовать мягкую древесину криптомерии и освоить производство мебели причудливых форм. Сократился и объем древесных отходов, поскольку обходятся без пиления.

Для производства изогнутых деталей выбирают доски с определенными физико-механическими свойствами.

Заготовки увлажняют, нагревают в печи для размягчения, а затем придают нужную форму. Гнутая древесина помещается под пресс, после чего ее прочность существенно повышается. Сушат заготовки в специальной камере. Затем делаются пазы и отверстия, выполняется черновая аппаратная обрезка.

Финишная обрезка и шлифование выполняются только вручную, чтобы добиться высочайшего качества продукции. В частности, проверка и финишная шлифовка спинок стульев требуют от мастера большого опыта и умения работать с моделями разной геометрии. В покрасочном цехе мебель красят, сушат и шлифуют за 3–4 цикла. Hida Sangyo использует экологичные лаки и краски; тонкий слой не скрывает природную красоту дерева. На этом этапе работы также выполняются вручную: не быстро, зато аккуратно.

Компания основала в регионе Музей мебели
Компания основала в регионе Музей мебели

В цехе сборки мягкой мебели тканевые детали соединяют с деревянным каркасом. Линию завершает цех упаковки столов, стульев, диванов и кресел.

Все древесные отходы из помещений удаляет система аспирации Heyan, а на площадке их транспортировкой занимаются погрузчики Toyota.

В 2012 году Hida Sangyo установила биотопливный котел Kaneko Agricole Machinery модели SKP-250L максимальной тепловой мощностью 290,7 кВт. В нем утилизируются отходы производства, однако их не хватает и часть приходится докупать.

В том же году на площадке появились солнечные панели и генератор Mitsubishi Electric PV-MG209ACX. Электростанция вырабатывает в год 420 тыс. кВт·ч энергии и поставляет ее Chubu Electric Power.

Школа мастеров
Школа мастеров

Доставку мебели потребителям осуществляет сторонняя логистическая компания. Hida Sangyo выставляет мебель в шести шоу-румах, расположенных по всей стране: в Токио, Осаке, Нагое, Фукуоке, Такаяме и Сендае. Цена одного стула 70 тыс. иен ($660). Мебель продается в основном на внутреннем рынке, а также поставляется в Гонконг и материковый Китай, Южную Корею, США и другие страны. Девять дилерских компаний и представителей Hida Sangyo занимаются продажами в азиатских странах, Канаде и США.

В производстве заняты 250 человек, а всего в компании, включая административный персонал и работников второй фабрики на острове Хоккайдо, работают 450 человек. В том числе примерно 100 мастеров первого и второго разряда.

Зарплата на фабрике 220–240 тыс. иен в месяц ($2070–2260). Среди мастеров много молодых технологов. Hida Sangyo привлекает самых талантливых рабочих страны и дополнительно обучает: в 2014 году открылась Школа повышения квалификации мастеров Хида. В компании считают, что вложения в человеческие ресурсы в долгосрочной перспективе станут одной из самых успешных стратегий.

«В регионе Хида неизбежно возродится деревообработка, следствием чего станет становление культуры использования дерева по всей Японии, – уверен Сандзё Окада. – Мы шаг за шагом идем вперед и стараемся продемонстрировать японское мебельное мастерство всему миру».

Справка

Hida Sangyo Co., Ltd.
Компания основана в августе 1920 года
Персонал: 450 человек Выручка: 5,4 млрд иен в год ($50,8 млн)
Производственные площадки: Хида-Такаяма, префектура Гифу; технопарк Микаса, о. Хоккайдо

Текст и фото Кирилл Баранов