Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Вместе и врозь

В экономике и транспорте тесная связь с Санкт-Петербургом

Ленинградская область стала самостоятельным субъектом РФ после распада Советского Союза и принятия в 1993 году новой Конституции России. Однако до сих пор фактическим административным центром региона является Санкт-Петербург, где обосновались высшие органы областной власти. А в обществе периодически возобновляются разговоры об объединении области и Северной столицы.

Власти Ленинградской области опровергают проработку таких намерений. В начале июля этого года губернатор в Instagram снова заявил, что административное деление регионов не изменится, а вот сотрудничество необходимо. «Объединение не планируется, речь идет об интеграции, – сказал Александр Дрозденко. – С IV квартала текущего года начнется синхронизация первых общих тем: транспорт, энергетика, коммуналка, мусор. Это прежде всего в интересах жителей: и выравнивание тарифов, и единые проездные, и ликвидация незаконных свалок, и развитие транспортной сети».

При этом как у сторонников, так и у противников объединения есть свои доводы.

Административное деление

У Ленинградской области как субъекта РФ столицы нет. Но власти региона рассматривали идею ее искусственного создания и планировали назначить на эту роль Гатчину. Однако исполнение такого решения будет чрезвычайно обременительным для бюджета, причем в долгосрочной перспективе, так как потребует строительства новых административных зданий, расходов на переезд, обновления штата правительства и Законодательного собрания Ленинградской области (не все захотят ездить на работу в Гатчину, от нынешнего местоположения органов власти – это примерно 60 км), увеличения расходов на бензин и т. д. К тому же передислокация создаст дополнительные проблемы с доступностью органов власти для администрации районов Ленинградской области, расположенных к северу от Петербурга.

При этом под отсутствие официальной столицы подведен идеологический фундамент. Согласно уставу региона статусом столицы ежегодно наделяется победитель конкурса «Столица Ленинградской области», и власти весь календарный год максимально содействуют ему в решении инфраструктурных и социальных проблем, а также празднуют в «столице» 2 августа день рождения региона. В этом году столицей стал Всеволожск, однако пандемия помещала провести там массовые мероприятия. Город сохранит статус еще на год.

Ленинградская область разделена на 17 муниципальных районов, в составе которых 66 городских поселений, 111 сельских поселений, а также один городской округ. Население региона чуть более 1,8 млн человек. В последние годы отмечается его рост, однако не в силу естественных демографических процессов, а опять-таки из-за близости к Санкт-Петербургу. Административно такие населенные пункты, как Всеволожск, Мурино, Кудрово, Янино, относятся к Ленинградской области, однако граничат с Санкт-Петербургом, поэтому в них активно строится жилье. А покупатели квартир получают регистрацию в Ленобласти.

Транспорт

В транспортной сфере Ленобласть и Санкт-Петербург тоже тесно связаны: область использует аэропорт Пулково и железнодорожные вокзалы Северной столицы, город – морские порты на территории соседа.

В то же время разработаны концептуальные направления государственной политики Ленинградской области в сфере железнодорожного транспорта до 2025 года. Аналогичный документ существует и в сфере морского транспорта. Согласно ему к приоритетным направлениям развития внутреннего водного транспорта и водных путей в регионе относится реконструкция лимитирующих участков Волго-Балтийского водного пути для увеличения пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части РФ до 30–33 млн т, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях и создание контейнерных терминалов в речных портах, а также обновление грузового и пассажирского транспортного флота. Однако решение подобных задач без федеральной поддержки невозможно, прежде всего потому, что водные объекты судоходного значения находятся в ведении федерального центра.

Что касается дорожной сети, связывающей два региона, то они вправе определять приоритеты самостоятельно, хотя и это направление работы курируется из Москвы. Уже несколько лет действует Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С июня нынешнего года в соответствии с распоряжением правительства РФ его возглавляет заместитель председателя правительства РФ, сейчас это Марат Хуснуллин.

Ленинградская область участвует в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Уже отремонтированы участки Дороги жизни (трасса Санкт-Петербург – Морье), Токсовского шоссе, подъезд к деревне Хиттолово и трасса Санкт-Петербург – Запорожское – Приозерск. В Выборгском районе обновлен участок дороги Огоньки – Стрельцово – Толоконниково. В Волосовском районе завершен ремонт участка трассы Жабино – Губаницы – Волосово, а в Тосненском – участка дороги Кемполово – Выра – Тосно.

При этом в российском правительстве считают, что в Ленинградской области лучшие в России федеральные трассы, как сказал министр транспорта России Евгений Дитрих на церемонии открытия после реконструкции участка федеральной трассы Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель до границы с Республикой Беларусь в обход Гатчины. Пропускная способность обновленной дороги свыше 100 тыс. машин в сутки.

Сейчас по заказу Ленинградской области ведутся предпроектные работы по созданию «Орловского обхода» Гатчины с запада, который позволит разгрузить исторически узкий центр города.

Экономика и промышленность

Основу экономики региона составляют обрабатывающие производства, но за счет близости к обеим столицам, морским портам и транснациональным транспортным коридорам представлены почти все отрасли, кроме добычи нефти и газа. Зато есть Киришский НПЗ. По итогам 2019 года индекс промышленного производства в Ленинградской области составил 104,6%.

Ссылаясь на данные Петростата, власти региона рапортуют о росте в 2019 году добычи полезных ископаемых на 105,3% по сравнению с показателем 2018 года и росте обрабатывающих производств в целом на 104,9%.

Наибольший прирост у предприятий, производящих мебель (+31,9%), кокс и нефтепродукты (+17,6%), оказывающих услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования (+16,6%), а также у производителей транспортных средств и оборудования (+12,7%), машин и оборудования (+9,5%) и текстильных изделий (+9,1%), уточнили в правительстве Ленобласти.

Однако в первом полугодии 2020 года экономика региона существенно просела. На официальном сайте Петростата указано, что индекс промышленного производства за шесть месяцев составил 97,2% показателя за аналогичный период прошлого года. Добыча полезных ископаемых растет (108,5%), а вот в деревообработке возникли серьезные проблемы. Так, производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели), из соломки и материалов для плетения, обработка древесины достигли всего 86,4% уровня аналогичного периода прошлого года, а производство мебели – 29,6%.

Основная причина падения экономики – противоэпидемические ограничения и запрет на ведение деятельности, введенные в регионе и стране. Поэтому власти Ленинградской области подготовили план восстановления экономики на ближайшие два года, предусматривающий в том числе выделение субсидий на создание объектов инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов. По согласованию с Минфином РФ на эти цели будут направлены бюджетные кредиты, полученные регионом. На 2021–2023 годы выделено 1,16 млрд рублей.

План будет реализован в несколько этапов: сначала предполагается стабилизировать социально-экономическое положение региона (до конца 2020 года), а затем обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и экономики в 2021 году. Завершающий этап предполагает закрепление достигнутых показателей.

Текст Мария Алексеева

 

Другие статьи рубрики Регион номера: Ленинградская область

Обзоры ЛПК регионов России