Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Компенсировать компенсацию

Власти предлагают заменить лесовосстановительные работы выплатами

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области намерен предложить правительству РФ внести в законодательство изменения, которые позволят заменять мероприятия по лесовосстановлению денежной компенсацией. Эту инициативу включил в перечень задач ведомства на 2020 год председатель комитета Павел Немчинов.

Показатели лесовосстановления в Ленинградской области в целом соответствуют требованиям, установленным федеральным проектом «Сохранение лесов» национального проекта «Экология». План 2019 года перевыполнен на 110%, мероприятия по искусственному лесовосстановлению – на 102%, при этом объем искусственного лесовосстановления увеличен на 1063 га за счет сокращения естественного. План по уходу за лесными культурами выполнен на 113% (на 13,6 тыс. га при плановых 12 тыс. га).

«В 2020–2023 годах Лесным планом Ленинградской области мероприятия по лесовосстановлению запланированы на 17,7 тыс. га с высадкой 21,2 млн деревьев, в том числе искусственное лесовосстановление на 8,7 тыс. га. При этом объем искусственного лесовосстановления посадочным материалом с закрытой корневой системой к 2023 году постепенно должен увеличиться до 4150 га», – рассказали в комитете.

В этом году весенний план по искусственному лесовосстановлению в регионе выполнен на 105%: на землях лесного фонда высажены деревья на 6,3 тыс. га, в лесных питомниках посеяны семена хвойных культур на 16,1 га из намеченных 16,2 га. При этом, согласно официальным данным, соотношение площади вырубленных и погибших насаждений и площади лесовосстановления в Ленинградской области в настоящее время составляет 65,8% при установленном показателе 60,9%, а соотношение площади сплошных рубок и площади лесовосстановления – 94%.

В конце прошлого года сформированный запас семян составил 1,5 т вместо 1,2 т (+25% к плану). Запас саженцев исчисляется миллионами. Так, на начало лесокультурного периода 2019 года в семи питомниках ЛОГКУ «Ленобллес» суммарно были подготовлены двухлетние саженцы сосны и ели: с открытой корневой системой – 3,9 млн и 23,7 млн шт. соответственно, с закрытой корневой системой (ЗКС) – 1,0 млн и 0,9 млн шт.

«Потребность Ленинградской области в посевном и посадочном материале полностью покрывается из питомников Лужского, Тихвинского, Приозерского, Волховского, Лодейнопольского, Подпорожского и Бокситогорского лесничеств. Выращивание посадочного материала лесных растений производится в семи постоянных питомниках общей площадью 315,03 га и одном временном общей площадью 2,52 га», – записано в Лесном плане региона.

Тем не менее для развития лесовосстановительного хозяйства в питомнике Тихвинского лесничества запланировано строительство второго современного комплекса по выращиванию посадочного материала с ЗКС. Цель проекта – «увеличение объемов выращивания сеянцев с применением современных технологий и из семян с улучшенными наследственными свойствами».

Планируемый объем выращивания посадочного материала нового лесосеменного центра составит в одну ротацию около 4,5 млн шт. сеянцев хвойных пород с ЗКС, уточнили в профильном комитете.

По выполнению планов лесовосстановления Ленинградская область в числе первых не только в СЗФО, но и в России, поэтому инициатива по замене выплатой реальных посадок леса и ухода за ними нуждается в комментарии специалистов. Сегодня в соответствии ФЗ-212 «лица, использующие леса в соответствии со статьями 43–46 настоящего Кодекса (Лесного кодекса РФ. – Прим. ред.), обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном правительством РФ». Во исполнение этих требований в мае 2019 года были разработаны и утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.

«Лица, которые вырубают леса при разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, или ходатайствуют о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, сами выбирают участки для создания "компенсационных" лесов», – пояснил тогда директор департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России Андрей Грибенников.

В прошлом году в Ленинградской области обследовали 8,5 тыс. га и выявили участки, пригодные для компенсационного лесовосстановления и лесоразведения. Однако часто возможность проведения работ необходимо согласовывать с дирекцией ООПТ. Кроме того, почти все участки требуют расчистки, а, например, дорожные строители не располагают ни специалистами, ни техникой для этого.

Информацию об участках, пригодных для компенсационного лесовосстановления, региональные власти должны размещать на своих официальных сайтах. Некоторые российские регионы, в первую очередь Москва и Московская область, Ленинградская область и Санкт-Петербург, город федерального значения Севастополь, нуждаются в компенсационном лесовосстановлении, поскольку развиваются и строятся, но свободных территорий для его проведения у них недостаточно. В таких случаях узаконенная замена лесовосстановления денежными выплатами была бы выгодна как региональным властям – это дополнительные поступления в бюджет, так и арендаторам лесных участков, которые иначе формально становятся нарушителями закона.

«Компенсационное лесовосстановление фактически выполняет функцию наказания за использование леса для строительства линейных объектов или за перевод земель лесного фонда в другие категории», – считает Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис.

При этом стоит отметить, что в правилах проведения компенсационного лесовосстановления не указаны санкции за их нарушение, а статья КоАП РФ 8.27 «Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению» предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5–10 тыс. руб., на юридических лиц – 200–300 тыс. руб. Для крупного инфраструктурного проекта суммы небольшие, однако к недобросовестным исполнителям могут также применяться меры воздействия нематериального характера.

По данным на 1 ноября 2019 года, в Ленинградской области для компенсационного лесовосстановления пригодны 1516,7 га лесных площадей почти во всех лесничествах. Однако если далеко от Петербурга, например в Бокситогорском лесничестве, для этого официально определено 71,8 га, то рядом с мегаполисом, во Всеволожском лесничестве, всего 7,3 га, то есть в 10 раз меньше. Хотя и самые большие заявленные площади не впечатляют. Так, в Кингисеппском лесничестве под компенсационное лесовосстановление отведены 110 га, тогда как под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов и проведение изыскательских работ, по данным лесохозяйственного регламента, разработанного в 2018 году, отдано более 770 га. При этом разработчики Лесного плана на 2019–2028 годы явно считают, что лесовосстановительный потенциал региона используется не в полной мере: «на территории Ленинградской области нет лесных плантаций, хотя условия произрастания древесных пород для этих целей достаточно благоприятные». 

Кстати

Пожароопасная обстановка в лесах Ленинградской области в этом году признана умеренной. По данным на первую декаду августа, с начала года в регионе возникло и ликвидировано 243 лесных пожара. Площадь, пройденная огнем, составила 142,31 га. В том числе: на землях лесного фонда ликвидированы 225 лесных пожаров на площади 81,2557 га и один пожар площадью 0,89 га – в Нижне-Свирском природном заповеднике. Еще 17 лесных пожаров общей площадью 60,167 га потушены на землях обороны и безопасности.

Текст Мария Голубкова

 

Другие статьи рубрики Регион номера: Ленинградская область

Обзоры ЛПК регионов России