Татьяна Гигель: «Лесная отрасль должна занять достойное место в экономике страны»
В Санкт-Петербурге состоялся XXII Петербургский международный лесопромышленный форум. В рамках пленарной дискуссии выступила сенатор Татьяна Гигель – председатель экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Предлагаем Вашему вниманию материал по итогам ее выступления.
Развитие лесного комплекса – задача, поставленная руководством страны, что было вновь особо подчеркнуто в ходе совещания Президента Российской Федерации Владимира Путина 29 сентября. Ее решение требует не просто особого внимания органов государственной власти всех уровней, а безотлагательного принятия эффективных мер, скоординированных на самом высоком государственном уровне.
Сегодня на то, чтобы лесной комплекс страны восстановил то ведущее положение, которое он занимал в российской экономике на протяжении не одного столетия, направлены немалые усилия. Важную роль в этом процессе играет Совет Федерации, контролирующий в том числе и вопросы развития лесного комплекса. По инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, Правительством Российской Федерации ведется работа по подготовке новой редакции Лесного кодекса. Также по поручению главы Совфеда организована работа по совершенствованию лесного законодательства. Работу ведет межведомственная рабочая группа под председательством заместителя председателя Совета Федерации Юрия Воробьева. Рабочая группа неоднократно выезжала в регионы, чтобы получать оперативную информацию на местах.
Кроме этого, при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в течение 5 лет над проблемами ЛПК работает Экспертно-консультативный совет по лесному комплексу, возглавляемый сенатором Татьяной Гигель (она также входит в межведомственную рабочую группу по совершенствованию лесного законодательства). Совет собрал высоких профессионалов из авторитетного научно-экспертного сообщества страны. Учитывая, что Совет Федерации – это палата регионов, при выработке рекомендаций сенаторы опираются на мнения специалистов, практиков из субъектов Российской Федерации. Работа идет в тесном контакте с более чем 60 регионами. Все замечания и предложения по развитию лесного комплекса, поступающие в адрес Комитета, направляются в Правительство РФ, соответствующие министерства и ведомства, высшие органы государственной власти субъектов.
Тем не менее, несмотря на все предпринимаемые усилия, в отрасли остаются системные проблемы, которые необходимо решать безотлагательно. В своем выступлении на XXII Петербургском международном лесопромышленном форуме Татьяна Гигель представила взгляд Совета Федерации на текущую ситуацию в лесной отрасли страны и ее дальнейшее развитие, выделив сразу несколько первостепенных проблем, непосредственно влияющих на работу ЛПК.
Лесоустройство
Одним из первых сенатор подняла болезненный вопрос лесоустройства: на сегодняшний день отсутствует полная достоверная информация о состоянии и стоимости лесных ресурсов. Принятые в последние годы меры позволили остановить падение объемов лесоустроительных работ. Однако по состоянию на 1 января 2020 года доля земель лесного фонда с давностью лесоустройства до 10 лет составляет 15,6% (179,3 млн га). На 2020 год запланировано проведение лесоустроительных работ на площади 41,2 млн га на территории 46 субъектов РФ. Тем не менее на большей площади лесов все еще отсутствуют актуальные данные лесоустройства.
В целях повышения качества работ по лесоустройству и совершенствования механизмов контроля за таксацией лесных насаждений и получения достоверной систематизированной информации о лесах и лесных ресурсах в Минприроды разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства». Законопроектом предусмотрено возложение на федеральный орган исполнительной власти проведения всего комплекса работ по лесоустройству на землях лесного фонда. Принятие законопроекта обеспечит получение актуальной информации о лесных ресурсах.
Лесные дороги
Еще одна проблема отрасли, требующая скорейшего решения, – это труднодоступность значительной части лесных ресурсов ввиду отсутствия развитой лесной инфраструктуры. Речь в первую очередь про лесные дороги.
Общая протяженность дорог на землях лесного фонда в нашей стране, по данным лесных планов субъектов РФ, на начало 2018 г. составляла 2,03 млн км. При этом протяженность лесных дорог с твердым покрытием – 312,3 тыс. км (это около 15,4% от общей протяженности лесных дорог); преобладают грунтовые дороги (966 тыс. км, или 47,7%) и зимники (434,5 тыс. км, – 21,4%). Плотность лесных дорог в целом по стране составляет только 1,7 км на одну тыс. га лесных земель, в то время как в странах Западной Европы и Северной Америки – от 10 до 45 км!
Очевидно, что необходимо усовершенствовать законодательство о строительстве и содержании транспортной инфраструктуры в лесах, проработать механизм софинансирования строительства дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на условиях государственно-частного партнерства.
К слову, по инициативе членов Экспертно-консультативного совета уже идет работа над законодательной инициативой «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”» в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог.
Лесное машиностроение
К сожалению, техническое состояние отрасли находится сейчас на очень низком уровне, и не будет преувеличением сказать, что отечественное лесное машиностроение практически полностью разрушено. Потребности российского рынка лесозаготовительной техники в части машин, используемых при реализации технологии сортиментной заготовки древесины, обеспечиваются за счет импортной продукции.
Большинство заводов лесного машиностроения прекратили свою производственную деятельность, а действующие предприятия не обеспечивают необходимые технический уровень и качество выпускаемой лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования.
Те немногочисленные и часто морально и конструктивно устаревшие образцы специализированных средств механизации, которые сегодня еще выпускаются в нашей стране, существенно уступают импортным аналогам по показателям производительности, материало- и энергоемкости. Ситуация осложняется еще и тем, что ранее развитая научно-исследовательская, проектная база лесного машиностроения практически утрачена. Также почти разрушена система сервисного и эксплуатационного обслуживания.
Степень износа парка специализированных отечественных машин и оборудования для лесного сектора давно превысила критическую отметку – еще в 2007 году она приблизилась к 100%. Лесозаготовители часто не могут приобрести запасные части к сильно изношенной технике из-за прекращения их выпуска и невозможности изготовления на критически изношенном оборудовании ремонтных предприятий, испытывающих при этом дефицит кадров.
Этот вопрос неоднократно рассматривался на мероприятиях Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Были направлены рекомендации Правительству РФ разработать и утвердить стратегию развития лесного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года, а также разработать и принять на государственном уровне программу отечественного машиностроения с научно-исследовательским обеспечением выполнения основных мероприятий по созданию современных лесных машин, способных конкурировать с зарубежными аналогами.
Недостаточное финансирование лесного хозяйства
Недостаточность финансирования лесной отрасли не позволяет обеспечить должный контроль за использованием лесов, их охраной, защитой и воспроизводством.
Хотя справедливости ради надо сказать, что в последние годы на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета выделялись значительные дополнительные средства, в том числе:
- на увеличение численности государственных лесных инспекторов: начиная с 2018 г. в объеме 1000 млн руб. ежегодно, на 2020–2022 гг. – еще 450 млн руб. ежегодно;
- на обеспечение кратности авиапатрулирования в лесах с 2018 г. в объеме 1400 млн руб. ежегодно;
- на приобретение лесопатрульной техники на 2019 г. в объеме 499,2 млн руб., на 2020 г. – 1620,4 млн руб., на 2022 г. – 270,2 млн руб.;
- на приобретение лесопожарной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на 2019 г. в объеме 6329,5 млн руб., на 2020 г. – 3265,3 млн рублей, на 2021 г. – 2550 млн руб., на 2022 г. – 2055,2 млн руб.;
- на приобретение лесохозяйственной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на 2019–2020 гг. в объеме 650 млн руб. ежегодно, на 2021 г. – 700 млн руб., на 2022 г. – 400 млн руб.
Эти средства позволят повысить эффективность реализации мер пожарной безопасности и оперативности обнаружения лесных пожаров, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). В том числе – мер по противодействию незаконной заготовке и обороту древесины. А применение лесопатрульной техники даст возможность осуществлять лесную охрану на большей территории лесного фонда и сократить потребность в численности государственных лесных инспекторов.
Кадровое и научное обеспечение ЛПК
«Кадровое и научное обеспечение лесопромышленного комплекса – это еще одна острейшая проблема, которая тормозит развитие отрасли», – подчеркнула Татьяна Гигель. Откуда возникает кадровый дефицит? К сожалению, в результате недостаточного количества учебных заведений, готовящих отраслевых специалистов. В профильных учебных заведениях наблюдается проблема теоретизации знаний из-за недостаточной связи образования и вузовской науки с практикой. Текущая потребность в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием оценивается в 12 тыс. человек и превышает ежегодный выпуск (8–8,5 тыс. человек), что приводит к повышению в отрасли доли сотрудников, не имеющих профильного образования, и, как следствие, падению производительности производства.
Снижение качества научного обеспечения лесной отрасли связано с сокращением численности научных работников лесных научно-исследовательских институтов и недостаточным финансированием лесных исследований и разработок.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют всего 0,01% от валового внутреннего продукта отрасли, что существенно ниже среднего зарубежного уровня (1,4% ВВП) и уровня стран-лидеров (Финляндия – 2%, Норвегия – 3,1%). Сегодня в России практически полностью разрушена действовавшая раньше система опытных предприятий, испытательных станций и полигонов. Не преодолены факторы, обусловливающие старение научных кадров. Нет соответствующего стимула для притока молодых исследователей в научные учреждения лесного комплекса. Недостаточное финансирование научных учреждений, низкая заработная плата, падение престижа отрасли – все это самым негативным образом сказывается на ситуации. Субъекты РФ, которым передано большинство полномочий в области лесных отношений, и бизнес-сообщество почти не участвуют в научно-исследовательской деятельности.
Ежегодные инвестиции в отраслевой НИОКР должны составлять не менее 8 млрд руб. (1,4% от ВВП отрасли). Это позволит стимулировать восстановление научного потенциала отрасли и приведет к увеличению экспорта с высокой добавленной стоимостью.
О стратегии развития отрасли
«Все эти проблемы говорят о том, что сегодня нам нужно новое целеполагание. Необходимо разработать и принять скорейшие меры, направленные на модернизацию отрасли, – отметила Татьяна Гигель. – Мы надеемся и прилагаем все усилия к тому, чтобы разрабатываемая по поручению правительства новая “Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года" охватила все процессы в отрасли и дала мощный импульс развития лесопромышленному комплексу. Она должна быть конкретным документом и содержать программу действий (дорожную карту) по выводу отрасли из кризиса в кратчайший срок».
Такое решение продиктовано временем и необходимостью превратить лесное хозяйство из дотационного в высокодоходное.
Вместе с тем для эффективной реализации мероприятий Стратегии ее положения должны иметь оценку на основе предварительных расчетов. Она должна быть увязана с задачами и целями устойчивого развития по рациональному управлению лесами. Необходимо провести взвешенную оценку последствий предлагаемых новаций, обеспечить сохранение стабильности условий для инвесторов, в том числе для исключения негативного влияния на наблюдаемую устойчивую тенденцию увеличения объема инвестиций в отрасль, повышения глубины переработки, сокращения экспорта круглого леса.
«Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, – поделилась Татьяна Гигель, – получил отклики практически всех регионов на новую Стратегию. Все они проанализированы, предложения и замечания направлены в адрес разработчика документа – Минприроды России».
Российский лесной оператор
Более того, по мнению Комитета и экспертного сообщества, ключевой является задача реформирования системы управления лесной отраслью. Сегодня основные полномочия по управлению лесным комплексом переданы субъектам Российской Федерации и далеко не всем по объективным причинам удалось навести порядок в отрасли. Практика показала, что система управления накапливает проблемы и не обеспечивает эффективного решения задач – сохранения и улучшения состояния лесов, развития глубокой переработки древесины.
Естественно, и все профессиональное сообщество – эксперты и специалисты на местах, и в Совете Федерации прекрасно понимают всю сложность и многообразие функционирования лесного комплекса в современных условиях. Поэтому они считают необходимым для координации столь сложной и многогранной деятельности, для обеспечения устойчивого развития лесного комплекса, эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления включить в проект готовящейся Стратегии конкретное предложение по созданию в структуре исполнительной власти единого органа по управлению лесным комплексом России. При этом необходимо использовать накопленный за последнее десятилетие опыт регионов управления лесным комплексом. Новый орган должен осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в лесном комплексе, а также координировать все вопросы, начиная от заготовки семян, выращивания посадочных материалов и деятельности питомников, ухода, защиты, воспроизводства лесов и заканчивая глубокой переработкой древесины.
В этой связи как один из вариантов рассматривается предложение Министерства природных ресурсов и экологии РФ по созданию единого российского лесного оператора, основными направлениями деятельности которого будут являться:
- обеспечение воспроизводства лесов при всех формах предоставления лесных участков, включая создание компенсационных механизмов при создании инфраструктурных объектов;
- проведение работ по лесоустройству;
- создание единой автоматизированной информационной системы, наполняемой достоверными актуальными данными об объектах управления и с созданной системой контроля за процессами ее функционирования;
- планирование заготовки древесины, ориентированной на потребности перерабатывающих производств.
Кроме того, прорабатывается возможность оказания российским лесным оператором услуг и выполнения работ по проектированию лесных участков, разработке документов лесного планирования, проведению лесопатологических обследований, оценке лесов, организации лесного семеноводства на генетико-селекционной основе, организации системы опытных хозяйств, испытательных станций и полигонов, проведению электронных аукционов и открытых конкурсов, заключению соответствующих договоров на торгах, развитию информационных систем и реестров учета оборота лесных ресурсов.
Такая централизация может повысить экономический эффект лесного хозяйства, обеспечив достоверной и полной информацией о лесах, а также качество выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
При этом, говоря о законодательстве в лесной отрасли и разрабатываемых законопроектах, сенатор отметила, что к некоторым из них отношение неоднозначное, они требуют дополнительного обсуждения. И именно такие законопроекты обязательно станут темой для дискуссий на заседаниях Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу. Татьяна Гигель подчеркнула, что главную цель видит в том, чтобы принятие законопроектов обеспечило повышение доходности лесного хозяйства, увеличение объема заготовки древесины, повышение занятости населения в сельской местности и уровня средней заработной платы в лесной отрасли.
В завершение Татьяна Гигель подчеркнула, что объединение усилий власти и бизнеса в реализации всего комплекса запланированных мер позволит России стать мировым лидером не только по площади, но и по эффективности использования лесных ресурсов.
«Уверена, общими усилиями с профессиональным сообществом, с органами госвласти, Правительством страны и отраслевыми министерствами мы обязательно реализуем те задачи, которые перед нами поставил Президент Российской Федерации, – подытожила Татьяна Гигель. – Мы обязательно справимся со всеми проблемами, сделаем правильные выводы, примем правильное решение, и лесная отрасль вновь будет занимать достойное место в экономике страны».
Текст: Экспертно-консультативный совет по лесному комплексу
при комитете совета федерации по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию
Фото: ВО «Рестэк»