ЦБП

«Бузеон» означает «Бумажный музей»

В поселке Полотняный Завод в Калужской области с 2018 года работает музей бумаги «Бузеон». Идея его создания принадлежит главе управляющей компании «Объединенные бумажные фабрики» д-ру техн. наук Дмитрию Дулькину и руководителю ООО «Полотняно-заводская бумажная мануфактура» Валентине Мироновой.

Символ музея бумаги – бобер Бузя
Символ музея бумаги – бобер Бузя

Музей устроен в здании старинной бумажной мануфактуры XVIII века на берегу построенного 300 лет назад голландскими плотинными мастерами канала реки Суходрев.

Почти 300 лет в корпусах Полотняно-заводской бумажной мануфактуры производится бумага. В конце XVIII века она считалась лучшей в России, поскольку владельцы фабрики Гончаровы производили ее из парусных полотен. У большинства посетителей музея факт получения целлюлозы не только из древесины, но и из травянистых растений и их производных (тряпок, полотен, одежды) вызывает искреннее удивление.

В десяти выставочных залах «Бузеона» представлена история бумаги от ее изобретения в Китае до создания современных бумажных производств и технологий обработки древесной целлюлозы. На входе посетителей встречает символ музея – бобер Бузя, в роли работника целлюлозно-бумажной промышленности стоящий на фоне стволов деревьев разных пород. В залах музея собрано много экспонатов, иллюстрирующих работу в России древомассных заводов и бумажных мануфактур: образцы бумаги с водяными знаками XVIII–XIX веков, лабораторное оборудование, технологические карты с каталогами продукции советских целлюлозных, картонных и бумажных производств.

Особый интерес вызывает у посетителей макет бумагоделательной молотковой мельницы XVIII века, установленной в древнейшей части здания – каменной палате со сводом высотой почти пять метров. Привлекает внимание и макет современной бумагоделательной машины и действующее лабораторное оборудование середины XX века: листоотливной аппарат, размольный ролл и т. п.

Бумага в древности (Япония)
Бумага в древности (Япония)

У старшего поколения волну ностальгии вызывают школьные парты и тетради, предметы быта из бумаги, относящиеся к середине ХХ века. В этом зале музея посетители часто цитируют фразу из кинофильма «Девчата» (1961 г.):

– Вот у тебя варежки, ты думаешь, они из шерсти?

– Да.

– Нет, елка. Или вот мой шарф…

– Тоже из елки?

– Нет – сосна.

Да-да, при осмотре экспозиции, посвященной бумаге времен СССР и советской бумажной лаборатории, понимаешь, что если Советский Союз на государственном уровне был гигантом металлургии и машиностроения, то на бытовом – целлюлозно-бумажная цивилизация. Каких только видов бумаги не производили в социалистическом государстве! И большинство их представлены в музейном бумажном классификаторе.

Но молодое поколение, конечно, предпочитает интерактивные экспонаты: возможность совершить виртуальную экскурсию по цехам Полотняно-Заводской бумажной фабрики, оглядеть ее территорию с высоты полета квадрокоптера, увидеть хронику целлюлозно-бумажных производств с 1924 года до наших дней, поучаствовать в квесте по отгадыванию типа бумаги и материала для ее производства.

Не обойтись и без мастер-классов. Детские группы собирают школьные тетради, делают бумагу из макулатуры и украшают ее. На таких занятиях молодые люди понимают, насколько экологично современное бумажное производство. Ведь лист бумаги можно перерабатывать 5–7 раз, а лист картона – даже 10 раз. И расход воды на производство одного килограмма бумаги сегодня сократился в 15 раз, если сравнивать с началом ХХ века.

Развитие музея бумаги мы все больше связываем с популяризацией бумаги как натурального и возобновляемого ресурса, а целлюлозно-бумажной промышленности – как современной и экологически ответственной отрасли, помогающей украсить жизнь, сделать ее более комфортной и интересной.

В мире несколько десятков музеев бумаги. В России, не одно столетие поставляющей пеньку, древесину и продукты из нее, не было общедоступной экспозиции, посвященной истории российской бумаги, бумажных и древомассных производств. Открытый в год 300-летия Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры «Бузеон» восполнил этот пробел и стал в один ряд с музеями истории целлюлозно-бумажной отрасли в Капельядесе (Испания), Фабриано (Италия), Хомбурге (Германия), Ангулеме (Франция) и другими.

За все время музей бумаги посетили более 60 тыс. человек, в том числе заслуженный деятель искусств России Гедиминас Таранда, журналисты Светлана Сорокина, Дмитрий Киселев, руководители государственных архивов России, Белоруссии, Армении, представители крупнейших российских целлюлозно-бумажных производств, преподаватели технологических и лесотехнических вузов, инженеры бумажных фабрик Китая, Италии, Германии, Польши, Чехии. 

Текст
Константин Гавриленко, директор музея бумаги «Бузеон»