События

Международный лесной форум в Вологде подвел итоги года

16–18 декабря 2020 года в Вологде в двадцать пятый раз прошли Международный лесной форум и выставка техники и оборудования для лесного комплекса «Российский лес». Организаторами выступили Департамент лесного комплекса Вологодской области и ВК «Русский дом».

Несмотря на сложную ситуацию с пандемией в 2020 году, участниками выставки и форума в Вологде стали представители почти двух десятков регионов России. Компании развернули экспозиции более чем на 4000 м3 открытых и закрытых площадей выставочного комплекса «Русский дом», предложив более 50 единиц современной техники и оборудования для лесной отрасли, технологии, продукцию деревянного домостроения, а также биоэнергетики. Традиционно свои новейшие разработки на выставке представили организации, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства.

Время и место проведения мероприятия понятны. Ведь «Российский лес» всегда подытоживает произошедшее в российском ЛПК за год, и, как отметил на церемонии открытия выставки губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, «сейчас по уровню налоговых отчислений, по количеству работников отрасли, по объему привлекаемых инвестиций лесной комплекс входит в ТОП-3 драйверов экономики и валового регионального продукта Вологодчины». Глава одного из основных лесных регионов страны также подчеркнул: «Внимание отрасли уделяется колоссальное. Подтверждение тому – недавнее выступление президента Российской Федерации Владимира Путина. Он поставил задачи по развитию глубокой переработки древесины, увеличению экспортных поставок высокомаржинальной продукции и прекращению вывоза круг­лого леса из страны».

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников

В здании правительства Вологодской области прошло пленарное заседание, на котором обсуждались вопросы организации эффективного лесопользования и лесовосстановления, охраны и защиты леса, внедрение передовых технологий в области лесного хозяйства и лесной промышленности, лесной инновационной политики, правового регулирования сферы лесных отношений, научного и кадрового обеспечения лесного комплекса.

В программе форума были семинары, круглые столы и совещания с участием представителей Федерального агентства лесного хозяйства, совета Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров, науки, общественных организаций и бизнеса, посвященные лесной сертификации и цифровизации лесоустройства в России и другим актуальным проблемам.

Во всех мероприятиях форума активно участвовали представители Департамента лесного хозяйства по СЗФО.

Итоги лесовосстановительных работ в субъектах СЗФО

Выездное совещание по подведению итогов лесовосстановительных работ
Выездное совещание по подведению итогов лесовосстановительных работ

Специалисты департамента провели выездное совещание в филиале САУ лесного хозяйства Вологодской области «Вологдалесхоз» (ст. Дикая Вологодского района), посвященное подведению итогов лесовосстановительных работ 2020 года в субъектах СЗФО РФ. На мероприятии собрались представители Федерального агентства лесного хозяйства, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений по Северо-Западному федеральному округу ФБУ «Рослесозащита» и бизнес-структур.

Перед началом совещания участникам представили комплекс по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой и переработке лесосеменного сырья, введенный в эксплуатацию в 2011 году с первоначальной мощностью один миллион сеянцев за одну ротацию.

По состоянию на 1 января 2020 года, фонд лесовосстановления в СЗФО составлял 1302,8 тыс. га. В 2020 году лесовосстановление на землях лесного фонда СЗФО проведено на площади 280,7 тыс. га, это 105% запланированного объема. Создано 40,9 тыс. га лесных культур (112% плана). На искусственное лесовосстановление пришлись 15% общего фактического объема лесовосстановления 2020 года.

Агротехнический уход за лесными культурами проведен на 78,7 тыс. га при плане 64,5 тыс. га (122% плана), лесоводственный уход – на 20,4 тыс. га (152% плана).

Подготовка почвы под лесные культуры проведена на площади 42,6 тыс. га при плане 33,6 тыс. га (127% плана), в том числе под лесные культуры будущего года на площади 24,9 тыс. га при плане 17,1 тыс. га (146%).

В 2020 году посев семян лесных растений в питомниках проведен на площади 66,8 га.

Показатель Федерального проекта «Сохранение лесов» – отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади выбытия лесных отношений – в 2020 году достигнут в целом по Северо-Западу и составил 90,9%.

В 2020 году субъекты Российской Федерации в СЗФО активно участвовали в осенней акции «Сохраним лес», проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства, в округе на землях лесного фонда было высажено 9,4 млн деревьев.

Лесистость в округе на 1 января 2020 года оценивается в 54,2%, площадь земель, занятых лесами в лесном фонде СЗФО, составляет 84,9 млн га.

В рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» ФБУ «Рослесозащита» с 2019 года обновляет информацию о наличии земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, с использованием технологий дистанционного зондирования Земли.

В зимне-весенний период 2020–2021 годов органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений по Северо-Западу, обеспечивают заготовку лесосеменного сырья согласно хозяйственно-возможному сбору семян лесных растений и сбор лесосеменного сырья с имеющихся на территории субъектов округа объектов постоянной лесосеменной базы в максимально возможном объеме для получения семян с улучшенными наследственными свойствами и высокими посевными характеристиками.

Перед субъектами Северо-Запада поставлены следующие задачи на 2021 год: достигнуть показателей, установленных Федеральным проектом «Сохранение лесов» и выполнить работы по воспроизводству лесов в объемах, не ниже запланированных при защите бюджетных проектировок.

Диалог власти и бизнеса

Впервые на Международном лесном форуме прошел круглый стол «Диалоги органов власти субъектов Российской Федерации СЗФО и бизнес-структур», модератором выступил и. о. начальника Департамента лесного хозяйства по СЗФО Игорь Мураев. В офлайн- и онлайн-формате на мероприятии присутствовали представители органов исполнительной власти субъектов СЗФО, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский лесотехнический университет им. С. М. Кирова», бизнес-структур.

Участники круглого стола обсуждали общие проблемы и поиск оптимальных путей их решения при взаимодействии бизнеса и органов власти в области лесных отношений в СЗФО.

Положительным опытом работы САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз» в Вологодской области поделился руководитель Департамента лесного комплекса Вологодской области Роман Марков. С докладом о социальном партнерстве с органами власти выступил директор по взаимодействию с государственными органами власти АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов.

Как повысить доходы от использования лесов

На круглом столе «Финансово-экономическое обеспечение переданных полномочий в области лесных отношений. Пути повышения доходности использования лесов» была инициирована дискуссия о повышении доходности от использования лесов.

Мероприятие открылось докладом заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по СЗФО Ирины Кудряшевой, содержащим анализ поступления платежей и динамики показателей использования лесов в долгосрочном и среднесрочном периоде, выполнением плана и достижением показателей отраслевой государственной программы.

По объему дохода от использования лесов, поступающего в бюджетную систему России, СЗФО лидирует среди федеральных округов (около 25% поступлений по России). С 2007 года поступления в бюджет по округу увеличились в 3,2 раза, причем доходы в бюджеты субъектов выросли в 4 раза, в федеральный бюджет – в 2,9 раза. Наибольший рост поступлений в федеральный бюджет отмечен в Республике Коми: в 4,5 раза.

За этот период ставки платы проиндексированы по заготовке древесины в 2,62 раза, по прочим видам использования – в 2,26 раза. С учетом структуры доходов по СЗФО ставки выросли примерно в 2,5 раза.

Соотношение доходов региональных бюджетов и доходов федерального бюджета постоянно увеличивается – с 32% в 2010 году до 55% в настоящее время.

Всего в округе задействованы 17 видов использования лесов. Больше всего в Архангельской области – 13, в Республике Коми – 12, в Вологодской и Ленинградской областях – 11, в Республике Карелия и Мурманской области – 10.

В Северо-Западном федеральном округе реализуются 23 приоритетных инвестиционных проекта в области освоения лесов. За 2020 год добавился инвестпроект группы «Илим» в Архангельской области, но в связи с невыполнением обязательств выбыли три проекта (в Республике Карелия – ООО НПО «Финтек», в Республике Коми – ООО «Азимут», в Вологодской области – ООО «Биоэнергетика»). На фоне развития внутреннего туризма и спроса на загородное проживание перспективным направлением в СЗФО является рекреационная деятельность, доходы от которой в настоящее время не превышают 3%.

В соответствии с п. 2к поручений президента России по декриминализации и развитию лесного комплекса, необходимо предусмотреть стимулирование строительства лесных дорог. В целях освоения новых лесных массивов субъектам округа рекомендовано проявить активность в выработке механизмов финансирования их строительства.

Важным направлением увеличения доходов может стать внедрение интенсивной модели лесного хозяйства в СЗФО. Данные, представленные республиками Карелия и Коми, Архангельской и Вологодской областями, показывают увеличение доходов и объемов заготовки. Резервом увеличения поступлений станет предотвращение текущей недоимки (около 2% к начисленным платежам) и погашение недоимки прошлых лет.

Начальник отдела контроля исполнения субъектами РФ переданных полномочий департамента Сергей Мандрыкин в своем выступлении обратил внимание на положительную динамику эффективности управления лесами, СЗФО на среднем уровне управления. По итогам 2019 года шесть субъектов РФ в СЗФО (60%) находятся в зоне высокого уровня эффективности исполнения переданных полномочий и лидируют в общероссийском рейтинге.

Заместители руководителей отраслевых министерств и комитетов Республики Карелия и Республики Коми, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областей выступили с докладами о решении проблем по основным видам использования лесов, приносящим наибольший доход: заготовке древесины, недропользованию, рекреации и строительству линейных объектов.

По итогам докладов круглого стола перед субъектами, уполномоченными в области лесных отношений по Северо-Западному федеральному округу, на 2021 год поставлены следующие задачи:

  • разработать дорожную карту по увеличению доходов с расширением видов использования лесов;
  • обеспечить контроль за полнотой и своевременностью внесения в федеральный бюджет платежей за использование лесов по договорам аренды лесных участков, в том числе предоставленных в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
  • наладить системную работу с территориальными органами прокуратуры РФ, ФССП РФ, ФНС РФ по взысканию в федеральный бюджет задолженностей по платежам за использование лесов.

ЛПК «в цифре»

Иван Советников
Иван Советников

О задачах, связанных с масштабными изменениями в лесной отрасли, стартующими 1 января 2021 года, рассказал замглавы Рослесхоза Иван Советников. Преобразования в лесном хозяйстве проводятся в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Планом мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденным вице-премьером Викторией Абрамченко.

«Цифровая трансформация выведет эффективность лесного хозяйства на новый уровень. 1 января 2021 года нас ожидает тестовый запуск модернизированной системы ЛесЕГАИС, которая позволит проследить путь древесины от заготовки до производства, а через полгода предполагается перевести систему в постоянный режим работы», – сказал Иван Советников.

Замглавы Рослесхоза также сообщил, что с 1 июля 2021 года планируется подавать лесные декларации, отчеты об использовании лесов, акты лесопатологического обследования только в электронном виде, поэтому необходимо своевременно подготовить и настроить региональные порталы государственных услуг.

В ходе цифровой трансформации в систему учета древесины будут включены склады и пункты переработки древесины. Сопроводительный документ получит электронный формат и будет доступен не только на порталах государственных услуг, но и офлайн. Ожидается, что эти и ряд других мероприятий позволят исключить «серые» схемы реализации древесины и улучшить ее прослеживаемость.

Также планируется разработать меры, стимулирующие создание лесных питомников для выращивания посадочного материала лесных растений. Особое внимание будет уделено научно-технической модернизации лесного хозяйства и лесной промышленности на основе достижений науки. В законодательство предстоит внести поправки, которые позволят решить существующие проблемы лесоустройства, предотвратить конфликт интересов, разделить понятия лесного надзора и лесной охраны и их функционал.

Иван Советников также отметил успешную реализацию федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», запущенного в стране с 2019 года, и напомнил, что первостепенная задача сегодня – сохранить лес для будущих поколений и обеспечить достойную жизнь людям, работающим в лесном хозяйстве.

Так, лесное хозяйство Вологодской области получило в 2020 году из федерального бюджета более 115 млн руб., средства направлены на увеличение площади лесовосстановления и закупку специализированной техники. В регионе проведены лесовосстановительные работы на площади 81 тыс. га, в том числе созданы лесные культуры на 8,9 тыс. га (102% запланированного на 2020 год объема).

Кроме того, в рамках федерального проекта лесничества Вологодской области получили 147 единиц лесопожарной и лесохозяйственной техники и оборудования. В результате укрепления автопарка лесопожарных формирований в регионе за весь год зафиксировано 13 лесных пожаров на площади 9 га – это один из самых низких показателей по стране. Все пожары были потушены в первые сутки с момента обнаружения.

Говорят эксперты

Одним из главных мероприятий форума стало заседание Экспертного совета по вопросам лесного комплекса, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы РФ.

Начальник Департамента лесного комплекса Вологодской области Роман Марков выступил на заседании с докладом «Реализация Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года № 90 “О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”: практика применения и предложения по внесению изменений».

В ходе выступления были озвучены предложения по совершенствованию законодательства в части реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В действующее законодательство необходимо внести изменения, которые регулируют процедуру расторжения договора аренды лесного участка при исключении проекта из перечня ПИП, конкретизировать процедуру завершения ПИП, а также процесс контроля за реализацией ПИП. Все предложения были поддержаны членами экспертного совета и направлены для рассмотрения в Минпромторг России и Федеральное агенство лесного хозяйства.

Заместитель генерального директора по лесным отношениям ГК «Вологодские лесопромышленники» Алексей Евстафьев поделился опытом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Группа компаний успешно реализовала два инвестпроекта: строительство лесопильного завода ЛДК №2 в Вытегре с объемом выпуска пиломатериалов 150 тыс. м3 в 2007–2010 годах и реконструкция лесопильного завода ООО «Харовсклеспром» в г. Харовск с увеличением объема выпуска хвойных пиломатериалов до 250 м3 и организацией производства пеллет объемом 36 тыс. т в 2012–2018 годах.

В настоящее время ГК «Вологодские лесопромышленники» реализуют совместно с АО «ЧФМК» на базе ООО «Плитвуд» инвестпроект по созданию предприятия глубокой переработки древесины, ориентированного на выпуск высококачественной большеформатной березовой фанеры экспортного качества.

Позицию Архангельского ЦБК по проекту Федерального закона РФ «О внесении изменений в ЛК РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины» изложил GR-директор АО «Архангельского ЦБК» Николай Кротов. В числе общих проблем законопроекта докладчик отметил в нем новации, не упоминаемые в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании, изменения, внесенные без публичного обсуждения, нормы, рассмотренные в качестве самостоятельных законопроектов в рамках «регуляторной гильотины» и не поддержанные рабочей группой.

По мнению Николая Кротова, целесообразность возложения обязанности по тушению лесных пожаров на всех лиц, использующих леса и всех обладателей сервитута, сомнительна. Ни в законопроекте, ни в пояснительной записке к нему не определен источник компенсации затрат на тушение лесного пожара, понесенных лицами, использующими леса и обладателям сервитута. В случае введения обязанностей по тушению лесных пожаров возникает риск возмещения ущерба, возникшего вследствие лесного пожара.

В организации учета древесины и сделок с ней неприемлемо отсутствие временного разрыва между созданием ЕГАИС, ее апробацией, опытной эксплуатацией и обременением лесопользователей. А кроме того, жесткое регулирование операций по перевозке, выгрузке, погрузке и хранению древесины и отсутствие единства измерений при учете. Заключение с населением договоров купли-продажи древесины для собственных нужд исключительно в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней излишне.

Николай Кротов предложил предусмотреть возможность привлечения к тушению лесных пожаров сил и средств арендаторов без проведения публичных торгов, определить порядок и сроки приведения договоров к типовой форме договора аренды лесного участка, а также привести проект закона в соответствие с федеральным законом от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации».

Темой выступления представителя Stora Enso А. Образцова стала проблема объемов на этапах оценки или обмера насаждения, разработки лесосеки и реализации. Для лесопользователя (арендатора) главная проблема закона по внесению изменений в ЛК (без доработок) – это невозможность деятельности в легальном поле. Причины очевидны: разные системы оценки (погрешности) насаждения при лесоустройстве, отводе и декларировании, перевозке и реализации, а также необходимость выполнять противоречащие друг другу законы и нормативы (например, новые требования по учету перевозки и реализации древесины и правила заготовки согласно Приказу Минприроды России от 13.09.2016 №474).

Немало спорных моментов, связанных с погрешностью лесоустройства для лесопользователя. Установленные Приказом Минприроды России №474 (от 13.09.2016 «Об утверждении Правил заготовки древесины») нормы погрешности таксации определены так: «Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает 10% по общему объему и 12% по отдельным породам. В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины». Однако этот пункт правил касается только таксации лесосеки. Возникающие при заготовке отклонения объемов не регламентированы и находятся вне поля действия законодательства. Отсутствует и механизм реализации этого пункта закона.

Конфликты, связанные с разницей объемов, возникают на разных этапах лесозаготовки. Расхождение объемов, указанных в лесной декларации, и во время приемки на заводе доходит до 13%, то есть определенный объем реализовать законно просто невозможно.

Для нормализации учета сделок с древесиной докладчик предложил следующие меры:

  1. Разработать рабочий инструмент актуализации при декларировании делянок, если таксационные характеристики отличаются от материалов отвода, в том числе по породным, возрастным характеристикам, а также по хозяйствам (хвойное или лиственное).
  2. Разработать допустимые параметры отклонения заготовленных объемов относительно задекларированных (пока они лишь косвенно описаны в правилах заготовки согласно Приказу Минприроды России от 13.09.2016 №474).
  3. Разработать механизм дополнительного декларирования древесины после заготовки, с возможностью включения этого объема в объем ежегодной расчетной лесосеки и предусмотреть увеличение и уменьшение объема по отработанной декларации.

С предложениями по проекту федерального закона «О внесении изменений в ЛК РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины» выступил Илья Вервейко из АО «Группа "Илим"» Он напомнил, что предстоящее законодательное совершенствование учета древесины основано на трех документах:

  • Перечне поручений по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, утвержденном президентом РФ 6 ноября 2020 года;
  • проекте федерального закона «О внесении изменений в ЛК РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины» (внесен в Государственную думу РФ 12 ноября 2020 года и принят в первом чтении 15 декабря 2020 года);
  • Правилах учета древесины, вступивших в силу 11 января 2021 года.

Законопроект и действующие Правила учета древесины не согласуются, и с ними не стыкуется Перечень поручений президента РФ. Учет древесины должен осуществляться по всей цепочке поставок, от заготовки до переработки. Не допускается формирование электронного сопроводительного документа (ЭСД) в ЕГАИС, если объем древесины в ЭСД превышает объем древесины, учтенной в месте складирования и породный и/или указанный в ЭСД сортиментный состав древесины не соответствует составу древесины, учтенной в месте складирования.

В Правилах учета древесины значится: «Учет древесины должен осуществляться до ее вывоза из леса». Но погрешности учета древесины при ее движении и учете на складах не регламентированы и отсутствуют отсылочные нормы.

«Сроки внедрения нововведений по учету древесины, предусмотренные в законопроекте и Перечне поручений необходимо привести в соответствие», –убежден Илья Вервейко. Большинство нововведений функционала ЕГАИС должны вступить в силу 1 января 2021 года без переходного периода. Предлагается внести изменения в законопроект и установить поэтапное введение новшеств начиная с 1 июля 2021 года.

В соответствии с Перечнем поручений необходимо запустить модернизированную ЕГАИС учета древесины в тестовом режиме 1 января 2021 года и в постоянном режиме – 1 июля 2021 года. Соблюдение указанных новых требований должно быть обеспечено целым набором технических решений, которые пока не регламентированы ни подзаконными актами, ни функционалом ЕГАИС. Между тем, по экспертной оценке, количество документов, регистрируемых в ЕГАИС, увеличится больше чем в 100 раз, но уже сейчас система не всегда справляется с их потоком.

Вместо декларирования сделок с древесиной в ЕГАИС законопроект предусматривает заключение их прямо в ЕГАИС по утвержденной правительством РФ форме, и одним из параметров сделки будет ее цена. Требование заключать сделки по установленной форме, является избыточным, нарушает свободу предпринимательской деятельности, требование гражданского законодательства о свободе договора, а также нормы законодательства о защите коммерческой тайны. Его необходимо отменить. Также нужно исключить из законопроекта норму об обязательном заключении сделок в ЕГАИС, сохранив существующий порядок декларирования сделок в ЕГАИС.

Каждый покупатель при заключении договора предъявляет к древесине как сырью свои требования, определяемые особенностями существующего производства, в том числе касающиеся качества, порядка приемки, доставки, места происхождения и др. Все требования невозможно стандартизировать и включить в единую форму электронного договора. Кроме того, требования к древесине и продуктам ее переработки при экспорте регулируются международными нормами легальности ее происхождения, сертификации и т. п.

Необходимо исключить содержащееся в законопроекте требование о запрете заключения сделок с древесиной и перевозки древесины, если она не находится в собственности продавца или арендатора. Совершение сделок с древесиной не допускается, если объем древесины, указанный в договоре, превышает объем древесины, учтенной у ее собственника в ЕГАИС, и перевозка древесины не допускается, если объем древесины, указанный в сопроводительном документе, превышает объем древесины, учтенной у ее собственника в ЕГАИС.

Однако на момент заключения сделки продавец, как правило, еще не является собственником того объема древесины, который он планирует продать. Пока древесина не заготовлена, она является собственностью арендодателя, а договор о продаже древесины обычно заключается на год вперед. Арендатор планирует заготавливать и продавать древесину в течение года. Введение запрета блокирует заключение почти всех сделок с древесиной в РФ уже на первом этапе продажи.

А к началу вывозки древесины с лесосеки у арендатора могут быть еще не поданы в ЕГАИС ежемесячные отчеты по использованию лесов. И при запрете на оформление сопроводительного документа невозможно будет вывезти древесину с лесосеки в установленный срок, что приведет к потере качества древесины и росту затрат лесопользователей.

Одним из нововведений законопроекта в части контроля за незаконной заготовкой древесины является сбор и занесение в ЕГАИС навигационной информации о движении лесозаготовительной и лесовозной техники. Требование о привязке лесозаготовительной техники к «определенной» лесосеке необходимо исключить как избыточное и способствующее существенному ограничению лесопользователей, особенно крупных арендаторов, в оперативном планировании лесозаготовок.

Предусмотренный законопроектом запрет на субаренду и перенаем лесных участков, полученных в аренду на торгах, необходимо снять как избыточное ограничение хозяйственной деятельности. Права являются объектом имущественного оборота и могут отчуждаться по усмотрению правообладателя. Запрет не обусловлен предусмотренными законом основаниями, связанными с защитой прав граждан или государства. Договор аренды лесного участка заключается на длительный (до 49 лет) срок, в течение которого возможны прекращение деятельности арендатора, его неплатежеспособность и т. п., когда отчуждение данного права аренды служит возможности оздоровления предприятия или защите прав третьих лиц – кредиторов. Кроме того, перераспределение лесных участков может происходить в рамках структуризации компаний или группы лиц и не с целью необоснованного обогащения.

Необходимо отказаться и от возложения на арендаторов обязанности по тушению лесных пожаров на лесном участке, предусмотренного законопроектом, но не обоснованного в пояснительной записке к нему.

Лесные пожары распространяются от участка к участку, поэтому крайне важно обеспечить централизованный мониторинг и реагирование, контроль специализированных пожарных формирований за лесным пожаром и квалифицированное руководство его тушением на всей территории. Ликвидировать пожары должны специализированные организации. Перекладывание этой обязанности на арендаторов лесных участков не только не повысит эффективности тушения лесных пожаров, но и создаст условия для дезорганизации действующей системы противопожарной безопасности, повысит риски гибели людей и имущества.

В настоящее время тушением лесных пожаров занимаются специализированные государственные учреждения, наделенные спецтехникой. При необходимости всегда привлекаются арендаторы лесных участков. Лесной кодекс предусматривает, что лесопользователи располагают средствами для тушения пожаров и препятствуют распространению пожаров, поэтому проектируемая норма не обеспечит дополнительных ресурсов для борьбы с пожарами.

Передача обязанности тушить лесные пожары арендаторам даст повод специализированным организациям и государственным органам устраниться от тушения пожаров на арендованных территориях, что приведет к снижению эффективности тушения и распространению пожаров, поскольку не каждый арендатор располагает достаточными ресурсами для полноценного тушения. Возлагать такие обязанности на работников других профессий запрещает Трудовой кодекс РФ и правила безопасности. А создание специализированных лесопожарных формирований потребует от арендаторов значительных затрат, что повлечет снижение экономических показателей не только компаний-арендаторов, но и всей отрасли и снижение инвестиционной привлекательности ЛПК. По статистике 90% пожаров в лесу возникают по вине человека. И получается, что на арендаторов возлагается материальная ответственность в виде обязанностей по их тушению из-за несоблюдения другими гражданами и юридическими лицами публичных обязанностей и ограничений.

До мая 2011 года нормативные акты предусматривали обязанность арендаторов тушить лесные пожары, но ее отменили из-за неэффективности такой системы. «Принятие законопроекта будет означать возврат к уже признанной ранее несостоятельной системе», – подытожил Илья Вервейко.

***

18 декабря при подведении итогов выставки ВК «Русский дом» вручила награды участникам. Экспоненты и гости уезжали из Вологды в хорошем настроении, желая друг другу счастливого Нового года. Хочется верить, что как бы ни складывалась эпидемиологическая ситуация, в декабре 2021 года самые активные представители ЛПК России снова увидятся здесь. Во всяком случае, организаторы уже начали готовить следующий «Российский лес»… 

Текст:
Леспроминформ
Департамент лесного хозяйства по СЗФО