Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Персона

Елена Куприянова: «Главное – любить свое дело»

Как ни крути, а у леспрома не женское лицо: большинство работающих в этой отрасли принадлежат к сильному полу. Тем удивительнее и приятнее встречать энергичных и очаровательных дам, успешно конкурирующих с мужчинами в бизнесе.

Как им это удается, узнаем у нашей собеседницы.

– Давайте знакомиться?

– Давайте. Елена Владимировна Куприянова, основатель и руководитель ООО «Эколес». Это сейчас моя основная деятельность – производство древесного биотоплива, пеллет и брикетов. Также я представляю Инзенский деревообрабатывающий завод (Ульяновская область), заместитель генерального директора.

– Как получилось, что вы занялись лесопереработкой?

Елена Куприянова

– В лесопромышленном комплексе работаю уже 22 года, официально начала трудовую деятельность в 1998 году, но вообще в этой сфере я с раннего детства, пошла по стопам отца, он сегодня возглавляет градообразующее предприятие – Инзенский ДОЗ. Можно сказать, я выросла на деревообрабатывающем производстве: еще в школьные годы приходила туда на производственную практику. Тогда предприятие выпускало полумягкую мебель (стулья), мебельные детали. Так вот мы, дети, шлифовали ножки специальной абразивной шкуркой. Вообще, завод всегда, помимо фанеры, производил еще и детали мебели, комплектующие, а в 1990-е годы и готовые предметы мебели.

Потом, поступив в Ульяновский государственный технический университет – в те годы его еще называли Политехом, – погружалась во все рабочие процессы параллельно с изучением промышленного менеджмента, много ездила с отцом в командировки. Тогда благодаря поддержке АМДПР появился выход на экспорт, начались первые поставки на внешние рынки, зарубежные поездки. Мне всегда легко давались языки, хороший немецкий еще со школы, и я стала помогать руководству предприятия в общении с зарубежными партнерами. Неудивительно, что и работать на предприятии официально я начала как переводчик (после Политеха получила второй диплом – лингвиста). С такой записи начинается моя трудовая книжка.

Экспортное направление стало расти и активно развиваться, и рамки работы переводчика очень скоро стали тесны: нужно было разбираться в технологических процессах, нюансах производства, чтобы понимать, о чем идет речь, и я постепенно знакомилась со смолами и клеями, шлифованием, лущением и т. д. Соответственно менялась и моя должность – на менеджера по внешнеэкономической деятельности, затем директора по этому направлению. Позднее под моим руководством объединили всю коммерческую деятельность предприятия, на внутреннем и внешнем рынке.

К слову сказать, сейчас больше 60% продукции завода (основные продукты – фанера 4 х 4 и детали мебели: латофлекс и царга) идет на экспорт. И если сначала поставки осуществлялись только в ближние страны Европы, то потом и в СНГ, а года три назад и в Японию (продаем туда специальный высокосортный шпон), на данный момент всего в 27 стран. В том числе Инзенский ДОЗ выпускает тонкую, до 8 мм, фанеру, сейчас это меньше 20% общего производства, но заметна растущая потребность – людям нравится экологичная упаковка из древесины, для чего и используется такая фанера.

– А все-таки почему биотопливо?

Елена Куприянова

– По мере углубления в тему – а я все время учусь, осваиваю новое, – стала рассматривать возможности дополнительного развития производства. И вот, посещая одну из фабрик в Германии, узнала об интересных технологиях переработки древесных отходов…

У нас, как и на большинстве российских деревообрабатывающих предприятий, отходы основного производства шли в котельную, где сжигались в котлах ДКВР для собственных нужд; но все мы таким образом утилизировать не могли – приходилось вывозить на свалку, оплачивать транспортировку и саму эту свалку. Кроме всего прочего, так использовать, а вернее, не использовать, горы отходов было просто жалко! Бережное отношение к древесине у меня, видимо, в крови, ведь не только мой отец всю жизнь с этим связан, но и дед, отец мамы, тоже работал в лесу, на заготовке. Лес – это живой организм, а древесина – ценное сырье, и меня всегда привлекали сберегающие технологии. Постепенно формировался вполне понятный тренд. Да и экологическое законодательство с годами становится все жестче, понятно, что рано или поздно лесопереработчиков заставят работать по-другому, если они сами не захотят.

Древесные отходы – это деньги, а еще опасность пожара. С этой неприятностью тоже довелось столкнуться, и пусть все закончилось благополучно, этот «звоночек» тоже заставил меня активнее думать в нужном направлении. Хотелось наиболее полно использовать древесные ресурсы.

В 2012 году я ездила по предприятиям Германии и узнала о технологии гранулирования, она мне показалась очень интересной, тем более тогда уже наметился переход на возобновляемые источники энергии, и, хотя перспективы России как угольно-нефтегазовой державы в этом плане были неочевидны, если посмотреть, к чему все пришло сейчас, становится понятно, что решение было принято верное.

По итогам германской поездки мы выбрали технологию и поставщика оборудования – компанию Munch. При выборе прежде всего соотносили наши объемы отходов и стоимость, и эта техника подошла идеально. В 2014 году мы уже запустили собственное производство пеллет.

Имея довольно скромный бюджет, своими руками довели до ума много технологий, на которые крупные компании тратят колоссальные деньги. Недаром говорят: «голь на выдумки хитра» – на предприятии сформировался мощный костяк инженерно-технической службы, которая способна придумать и реализовать оптимальные решения. Коллеги доработали установку и адаптировали ее под наши условия: для «сердца»-гранулятора создали дополнительные элементы – дробилку и линию подачи.

Поскольку завод работает на березовом сырье, то и гранулируем мы, в числе немногих производителей в России, исключительно древесину березы, не добавляя никаких связующих компонентов. Объемы производства относительно небольшие – примерно по 300 т пеллет и брикетов в месяц.

Техпроцесс отстроен так, что гранула получается плотная, держит форму. Отличается низкой зольностью. Наиболее востребованный размер 6 мм, но можем делать и 8 мм. В этом процессе появилась даже пара наших собственных ноу-хау, которые сейчас запатентованы. Контроль качества постоянный, регулярно проходим испытания «Инколаб», и заключения этой лаборатории подтверждают высокие характеристики нашей продукции.

В итоге проблему древесных отходов на предприятии мы решили на все 100%.

Так называемый карандаш, остающийся от фанкряжа после лущения, мы направляем на производство древесного угля. Уголь, в отличие от древесного топлива, больше востребован летом, поэтому на случай суровой зимы мы рассматриваем карандаш как дополнительную возможность быстро нарастить объем выпуска гранул.

Брикетное производство стартовало в начале 2018 года. К его созданию также подтолкнула необходимость: после шлифования фанеры образуется мелкая древесная пыль, которую мы прежде сжигали. Но это нерационально, поэтому мы стали думать, как лучше ее использовать, сначала хотели выпускать древесно-полимерный композит, но, проконсультировавшись со специалистами в Ульяновске, поняли, что проще и правильнее поставить на заводе пресс для брикетов RUF. И это решение себя оправдало.

Ульяновская область не лесной регион, деловой древесины мало, и для производства фанеры мы закупаем сырье в соседних областях. И все же я считаю, что резервы для лесопереработки есть и у нас. Надеюсь, придет такое время, когда законодательство изменится так, что лесозаготовителям будет невыгодно сжигать или бросать порубочные отходы в лесу, оставлять нетоварную древесину, а придется использовать их для выпуска углеродно-нейтрального продукта, такого как биотопливо. У нас есть своя заготовка, но объемы ее невелики, и отходы на делянках мы не оставляем, все перерабатываем в древесный уголь.

– Расскажите, пожалуйста, и о других ваших бизнесах.

– Да, у меня еще три фирмы. Под брендом «Эколес» реализуется наше твердое древесное биотопливо. Пеллеты продаем в Центральную Россию – много берет Подмосковье, а также в Ленинградскую область и другие регионы Северо-Запада. Работаем с посредническими фирмами, которые продают пеллеты в страны Балтии.

Брикеты экспортируются главным образом в Германию. Сейчас думаем делать FSC-маркировку на брикетах – это позволяет FSC-сертифицированное сырье. При небольших объемах выпуска имеет смысл работать в своего рода премиум-сегменте.

Но моя мысль на брикетах не остановилась. Помимо переработки древесины, я занялась производством продуктов полезного питания (вегетарианских, безглютеновых) – эта идея тоже родилась из потребности в «зеленом», здоровом окружении, ответственном отношении к своему здоровью и ресурсам. Занятому человеку сегодня нормально питаться некогда, а озадачиваться здоровой пищей тем более, так появилась низкоуглеводная кетодиета: мне и моему ребенку нужна была качественная здоровая еда. Придумали целый рацион. С тех пор и питаемся продуктами собственного производства.

Есть и торговая фирма – продаем фанеру, ЛДСП, тонкую фанеру, OSB, и на внутреннем рынке, и на экспорт.

Плотно сотрудничаем с компанией IKEA: отдельный сборочный участок выпускает кроватные каркасы, реечные днища для некоторых моделей транснациональной компании. Это непростое и очень ответственное партнерство – у IKEA весьма высокие требования и к качеству продукции, и к прозрачности всего процесса производства.

Все это зародилось в ходе общения с потребителями продукции Инзенского ДОЗа: то и дело сталкиваешься с потребностями людей в тех видах материалов, которые мы не выпускаем, а наработанные связи позволяют быстро разобраться, где взять то, что просит рынок, как реагировать на эти запросы оптимально. Я человек не особо корыстный, и поначалу просто помогала клиентам найти то или это, но потом поняла, что настала пора все это упорядочить и выделить в особый вид деятельности.

– Но и это ведь далеко не все?

– Сейчас в мире предпринимаются попытки решения глобальных проблем климата, обсуждаются углеродные бюджеты. И если Россия не будет придерживаться этого курса, то со временем ее могут попросту исключить из всех экономически важных цепочек. Вопросу уделяется много внимания на самом высоком уровне, начиная с президента страны, я это наблюдаю, участвуя в заседаниях Экспертного совета по природопользованию при Совете Федерации, проходящих под председательством сенатора Татьяной Анатольевны Гигель. Идет очень живая, интенсивная работа с привлечением ученых, представителей бизнеса…

Лес – это не просто главный поглотитель CO2, это в полном смысле наше богатство, и его надо в первую очередь оценить, сосчитать. А в целом ряде регионов, на многих территориях таксационные данные уже катастрофически устарели, лесоустройство проводилось больше 20 лет назад. Нам нужно будет считать и лес, и те земли сельхозназначения, которые заросли деревьями, – пусть это и не ценные породы, но такие насаждения тоже играют роль в поглощении углерода. Очень интересная деятельность, которая тоже меня стимулирует и дает понимание, что мы движемся верной дорогой – организовали переработку отходов в пеллеты, а позднее и в брикеты…

– Традиционный вопрос: о ваших планах на будущее.

– Сейчас все любят порассуждать о пандемии, о том, как она сказалась на бизнесе. Но я не вижу смысла уделять этому особое внимание: зима есть зима, людям нужно отапливать свои дома вне зависимости от кризисов, поэтому существенной просадки у нас не было. Другое дело, что последний, довольно своеобразный год дал толчок моим мыслям о расширении каналов продаж – и вот мы вышли на маркетплейсы Wildberries и Ozon. Расширили ассортимент, стали делать различную фасовку продукции.

К моему удивлению, чем больше и активнее ты движешься, тем чаще и больше окружающая среда посылает тебе сигналы и подсказывает решения. Как ни забавно, вдруг выяснилось, что белые березовые гранулы с удовольствием едят шиншиллы, и заводчики этих пушных зверьков несказанно обрадовались, обнаружив наши экологически чистые товары на маркетплейсах. Теперь закупают их в больших объемах.

Вообще, изначально я старалась как-то сгладить сезонность, которая существует в потреблении биотоплива: начала упаковывать гранулы в небольшую фасовку для животных. Зарегистрировала свой бренд универсальных наполнителей «Для любимых лапок» – подходят и для кошек, и для грызунов и т. п. Продукт востребован, и мы успешно развиваем это направление.

Интернет-продажи помогают продвигать и продукты здорового питания: сначала это был «второй эшелон», а теперь… Для продуктов питания под брендом Ketowell мы разработали этикетки, привлекательную и удобную для использования упаковку, по всем требованиям партнеров, и вывели на маркетплейс.

На сегодня этот канал налажен, и я подумываю зайти с биотопливом через интернет в Европу и шире, задействовать ресурс AliBaba. Мир – вот он, прямо перед нами. Каждый день приносит новые идеи. Люди ждут готовых решений «в один клик», которые не требуют долгих раздумий и каких-либо усилий. Так выглядит сегодня задача: произвести – упаковать – доставить в нужное место к нужному времени. По сути, это реальное воплощение известной аллегории: «Вот тебе удочка, налови и привези мне рыбу – я ее куплю».

В моем случае это решение комплексное: мы производим и продаем продукцию, решаем проблему утилизации отходов, обеспечиваем занятость населения в моногороде и т. д.

– Но ведь бизнес это не вся жизнь. Я знаю, у вас растет дочь, которая, несомненно, требует внимания. Есть школа «Сколково», в деятельности которой вы принимаете активное участие. А еще благотворительная организация «Ротари клуб», бесконечные деловые командировки, путешествия и целый ряд увлечений и активностей. Как деловая женщина Елена Куприянова все это успевает?!

– Нисколько не тяжело, потому что все это мне нравится! Эти направления гармонично вписываются в мою жизнь. Могу сказать так: дела идут в едином потоке, на каждый определенный отрезок времени я ставлю определенные приоритеты. Не могу сказать, что успеваю все разом, но, правильно распределяя свое время и выстраивая стратегические планы, последовательно охватываю интересующие меня сферы. Четкий график помогает максимально полно использовать время, не «пририсовывая» к суткам дополнительные часы. Тут секрет, наверное, в умении делегировать полномочия и правильно расставлять людей. Постоянное общение с коллегами, непрерывный рабочий процесс – это ведь и энергетическая подпитка тоже. Я не тот человек, который отдыхает лежа дома на диване. Люблю постоянную смену деятельности.

– Со стороны кажется, что вы не отдыхаете никогда.

– Почему же. Вот только недавно вернулась с Байкала, потрясающие впечатления.

– Резюмирую: секрет успеха в правильной расстановке приоритетов и делегировании полномочий?

– Однозначно. А еще очень важно любить свое дело: когда твоя деятельность приносит удовольствие, ты не считаешь, сколько часов в сутках. Я не разделяю рабочее и личное, это единый органичный процесс, идущий без остановки. 

Текст Максим Пирус