Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Мебельное производство

UMIDS-21: Неожиданные рекорды и большие перспективы

7–10 апреля 2021 года в краснодарском выставочно-конгрессном комплексе «Экспоград Юг» проходила XXIII Международная выставка мебели, материалов, комплектующих и оборудования для деревообрабатывающего и мебельного производства UMIDS.

Организатор – компания MVK. Генеральный партнер – компания Blum. Генеральный информационный партнер – «ЛесПромИнформ». Выставка проведена при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, департамента промышленной политики Краснодарского края, департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Российской Федерации, Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.

Больше и лучше

Сказать, что минувший год выдался непростым для экономики страны, значит очень сильно приукрасить ситуацию. Тем отраднее было увидеть в залах и на открытых площадках ВКК «Экспоград Юг» много энергичных, позитивно настроенных людей. Пожалуй, это первое и самое яркое впечатление от выставки – повсеместная атмосфера праздника. UMIDS стала первым крупным событием мебельной отрасли в выставочном сезоне 2020/2021 и установила рекорды и по количеству посетителей, и по количеству экспонентов – в выставке участвовали 420 (максимальное количество за свою историю) производителей и поставщиков из России, Белоруссии, Германии, Италии, Польши, Турции.

Масштабная экспозиция больше 30 тыс. м2 заняла все четыре павиль­она выставочного центра. В двух из них участники раздела «Мебель. Предметы интерьера» продемонстрировали мягкую и корпусную мебель для дома, дачи, офиса, гостиниц и кафе, картины, зеркала, текстиль, камины. Остальные два отвели для стендов раздела «Оборудование. Комплектующие», на которых было представлено все необходимое для мебельного производства: станки, покрасочные камеры и инструмент, мебельные комплектующие, ткани и фурнитура.

Компании – участники выставки: Altendorf, Blum, Felder group ru, Festool, Greentree, Hettich, IMA Schelling group GmbH, Incomac s.r.l., «Jet-центр Краснодар», Jowat, Kamozzi, Kleiberit Кlebchemie, Leuco, Mafell smp, SCM, Turanlar Makina, Vollmer, Ustunkarli makine a.s., Weinig rus llc, Wood & Wood, Woodtec, «Алтайлестехмаш», «Базис-центр», Белгородский абразивный завод, «БРВ-Брест», Боровичский завод деревообрабатывающих станков, «Вудмастер», «Гомельдрев», «Гриджо Центр», «Древформ», «Интервесп», «Ками», «Кроношпан», «Лига», «Лидермаш», «МДМ-Техно», «Парижская коммуна», «Пинскдрев», «Пневмо-электро», «Полисофт консалтинг», «Прогресс», «Сапем-инвест», «Слониммебель», «Станкодрев», «Станком», «Фаэтон», «Черноморский шпон», «Элси» и многие другие.

За четыре дня выставку посетили 17628 человек из 76 регионов России. Посетителей было на 26% больше, чем в 2019 году. Расширилась и география – много гостей приехало из северных регионов (Екатеринбурга, Омска, Красноярска и др.).

В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие: заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края Сергей Алтухов, руководитель департамента промышленной политики Краснодарского края Иван Куликов, председатель Союза «Торгово-промышленная палата Краснодарского края» Александр Ткаченко, генеральный директор Ассоциации мебельной и дерево­обрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Евгений Кесарев, директор обособленного подразделения в городе Краснодаре компании MVK Елена Тельнова.

«UMIDS – ключевое событие для мебельной промышленности не только юга России, но и всей страны. Это самое яркое, самое промышленное, самое технологичное мероприятие. Выставка была особенно ожидаемой в этом году, и сегодня более четырехсот предприятий собрались здесь, чтобы представить последние разработки, поделиться своим опытом и найти те связи и партнерские отношения, которые будут развивать и двигать компании вперед. Для нас очень важно поддерживать мебельную отрасль в Краснодарском крае как одного из лидеров экономики – в регионе более полутора тысяч предприятий работают в этой сфере. Продукция ведущих компаний уже по достоинству оценена не только на общероссийском, но и на международном уровне. С помощью таких мероприятий, как это, мы сохраним и будем приумножать потенциал отрасли», – начал Сергей Алтухов.

«UMIDS особым образом отмечена в календаре краевых мероприятий. И не случайно она проходит именно здесь – наш регион сегодня один из лидеров по производству мебельной продукции, соответствующей всем современным требованиям», – поддержал Иван Куликов.

«Отрадно видеть, что все больше компаний обращаются к сертификации продукции. Это означает, что их уровень растет, они задумываются об экспорте в страны ближнего и дальнего зарубежья», – отметил Александр Ткаченко.

«Нам пришлось два года ждать этой встречи, тем радостнее быть здесь и сознавать, что выставка не просто выдержала все испытания, а стала больше и сильнее, – сказал Тимур Иртуганов. – Если три года назад доля Краснодарского края в производстве мебели в ЮФО составляла 49%, то сейчас этот показатель превысил 60%. Значит, руководство региона на правильном пути и мебельная промышленность развивается. Надеюсь, так же будет развиваться отрасль и во всей Российской Федерации».

Мы попросили организаторов и участников выставки рассказать, чем их порадовала выставка и как они преодолели кризисный период.

Слово организаторам

Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов:

Тимур Иртуганов
Тимур Иртуганов

– UMIDS-21 стала первым офлайновым отраслевым мероприятием за два года. Естественно, коллеги соскучились по живому общению – и вот мы наблюдаем небывалый интерес к выставке как посетителей, так и экспонентов. И все же, помимо пандемии и «соскучились», в ряду причин ее успеха я поставлю на первое место суперкачественный менеджмент команды организаторов. За первые два дня по посещаемости мероприятие достигло уровня всей выставки 2019 года. Причем, сюда доехали представители регионов, от которых тут раньше никого не было: Сибири, Дальнего Востока и др. Выставка признана абсолютно всеми регионами, количество перешло в качество, тем самым она окончательно перешагнула региональные рамки и по масштабам находится на достойном федеральном уровне – это главное отраслевое событие весны. С чем я UMIDS и поздравляю! Уже есть планы по дальнейшему развитию – как по околовыставочным проектам, так и по расширению спектра сопутствующих мероприятий. Надо отдать должное большой поддержке администрации Краснодарского края. Вице-губернатор, открывавший мероприятие, совершенно четко поставил задачи и департаменту промышленности, и министерству образования, и министерству инвестиций Краснодарского края по развитию специализированной программы на 2022 год. Уверен, будет красиво.

Про пандемию. Понятно, к таким сопутствующим ее элементам, как маски или диспенсеры с дезинфекторами, люди давно привыкли. Точно так же бизнес, выставочно-конгрессный в том числе, стоически переносит закрытие границ и отсутствие иностранцев, сложности с логистикой. По сути, мы давно забыли о самоизоляции – она была год назад, а за это время столько всего произошло, что попросту смыло наши яркие впечатления о вынужденном сидении дома.

Если говорить о важных для мебельной промышленности результатах 2020 года, то мы не вошли в пессимистичный сценарий, совсем наоборот: еще в мае мало кто мог представить, что по итогам года будет прирост по производству мебели, а между тем (и это очень важная тенденция, которую хочу отметить), у нас впервые за несколько последних лет рост производства мебели в натуральном выражении превысил финансовый. То есть мебели выпустили больше, и она стала дешевле. Ситуация необычайная: ведь в то же время, по данным Всемирной мебельной конфедерации, общемировой объем производства мебели сократился на 10% (почти $40 млрд). И здесь надо отдать дань уважения мебельщикам, абсолютно всем, потому что 2020 год оказался для них тяжелым не только из-за двухмесячного простоя в продажах, наложилось падение курса рубля (а все мы знаем, что отрасль зависит от импортных поставок), рост цен на ДСП и острый дефицит этих плит на внутреннем рынке во втором полугодии. Вопреки всем этим обстоятельствам мебельное производство в России не просело, а выросло, что делает отрасли честь. За счет маржинальности, иногда, будучи на границе рентабельности, предприятия фактически компенсировали рост цен на комплектующие, материалы и прочее. Ведь понятно, что спрос повысился в основном на бюджетную мебель.

Что касается комплектующих, фурнитура у нас на 95% импортная. И сейчас речь идет не столько о локализации производства комплектующих в РФ – серьезным производителям российский рынок по-прежнему не слишком интересен, к сожалению, Россия не Китай, и объем потребления не стимулирует их на создание производств на нашей территории, – сколько о поддержке отечественных производителей. Помимо дефицита древесных плит, осенью мебельная отрасль столкнулась с рядом других проблем. Например, с серьезной нехваткой таких деталей, как пружинные блоки для матрасов и мягкой мебели – а ведь они в достаточном количестве выпускаются и в нашей стране! Дефицит был вызван позицией металлургических предприятий, которые ни за что не хотели идти навстречу ни в расширении лимита поставок, ни в сдерживании цен. Сейчас в Минпромторге создана межведомственная рабочая группа, в которой обсуждается и регулирование цен на металл на внутреннем рынке для отечественных производителей мебельной фурнитуры и комплектующих.

Директор выставки UMIDS Анжелика Баранова:

Анжелика Баранова
Анжелика Баранова

– Конечно, мы и прежде переживали кризисы, но то, что произошло в 2020 году, выбивается за пределы всех норм. Мы не могли работать почти год: в Краснодарском крае запретили проводить массовые мероприятия 13 марта 2020 (за три недели до открытия очередной выставки UMIDS!), а разрешили только 29 января 2021 года. И все это время мы находились в состоянии полной неопределенности: когда снимут запрет, что именно можно будет делать и как? Ситуация с развитием эпидемии коронавируса не давала никакой возможности что-либо прогнозировать и планировать: казалось, в конце минувшего лета заболеваемость пошла на спад, курорты края работали с невиданной ранее загрузкой, и мы уже понадеялись, что вот-вот будут какие-то послабления. Но нет.

Вообще, неопределенность хуже всего. Одно дело, когда ты ждешь конкретной даты, действий, перемен, а тут просто сиди и гадай, когда же это все кончится…

Было очень сложно. Но нас поддержали участники выставки. Если бы не они, не знаю, пережили бы мы вообще этот год или нет. На момент ввода ограничительных мер была фактически полностью сформирована вся экспозиция: 350 компаний. Из них 90–95% мужественно вместе с нами вытерпели сначала перенос дат на июнь 2020 года, потом на август и наконец на наши обычные весенние даты в текущем году. Благодаря этому нам удалось продержаться все это очень непростое время, провести переговоры с новыми потенциальными участниками – и в 2021 году наша экспозиция получилась намного больше планируемой ранее, добавились 70 новых компаний.

Выставка функционирует в режиме повышенной готовности – согласно требованиям Роспотребнадзора, постановления губернатора Краснодарского края и рекомендациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по проведению выставочных мероприятий. Все необходимые меры соблюдаются неукоснительно, поскольку только при этом условии нам разрешили проводить мероприятия.

Сразу за дверями в выставочный комплекс гостей встречают не только рамки металлоискателей, но и сотрудники с тепловизорами, которые проверяют температуру входящих и напоминают о необходимости надеть защитные маски. За этим также строго следят сотрудники охраны во время мероприятий. На территории работают несколько медпунктов и машин скорой помощи. Повсеместно размещены стационарные санитайзеры. Постоянно работают системы приточно-вытяжной вентиляции, освежая воздух в залах, – рециркуляторы установлены во всех павильонах. На входе в каждый зал дежурят сотрудники со счетчиками, которые следят, чтобы на конкретной площади павильона число людей не превышало допустимое (определенное по специальной формуле, из расчета один человек на 4 м3). Каждые 15 минут сводка передается в офис организаторов, и на случай, если количество людей приближается к критической отметке, все действия проработаны до мелочей: павильоны надо перекрывать, лишних людей выводить. Пару раз мы были на пограничной отметке, но, слава богу, обошлось. Так же серьезно отнеслись к организации рассадки в зоне проведения деловой программы: разрешено не более 50% загрузки, и все делается согласно этому нормативу. Для того чтобы все это реализовать, пришлось пойти на существенное увеличение обслуживающего персонала.

Мы постоянно отслеживаем ситуацию в мебельной отрасли региона, видим, как мощно стартовали производители сразу после снятия ограничительных мер – многие стали просто захлебываться в заказах. У нас было даже несколько клиентов, которые собирались участвовать в выставке, но не приехали только потому, что не могли обеспечивать текущие заказы – им просто не до выставок сейчас. Конечно, все понимают, что эта тенденция временная и скоротечная. Такой высокий спрос не сохранится надолго, неизбежно пойдет на спад. И, по прогнозам аналитиков, примерно к концу года мебельная отрасль – не только Краснодарского края, по всей стране похожая ситуация – вернется к своему обычному темпу и объемам. Но прямо сейчас остается только порадоваться, что бизнесу удается компенсировать вызванные пандемией потери и идти в рост.

Мне кажется, бум в мебельной отрасли вызван не только последствиями пандемии, но и постепенным перераспределением рынка. Чтобы удержаться на плаву, многие предприниматели активно модернизируют производства, закупают оборудование, и, надеюсь, выставка им хорошо помогает с выбором. К сожалению, на UMIDS не доехали (за редким исключением) все турецкие машиностроители, которые проявляют очень высокий интерес и к нашей выставке, и к России вообще. Возникли сложности и у многих европейских компаний.

Но факт остается фактом: выставка удалась. Российский юг на подъеме. К примеру, недавно очень мощно «выстрелил» Дагестан, там было очень бурное развитие. И если прежде гости из этого региона приезжали сюда как посетители, на разведку, то теперь представляют собственную мебель как участники. И достойно конкурируют с местными компаниями.

UMIDS много лет прирастает от раза к разу на 5–10%. Думаю, эта тенденция сохранится. На сегодня уже 80% экспонентов подтвердили свои намерения участвовать в UMIDS-2022. Ценовая политика на следующий год уже определена, цены останутся на нынешнем уровне. Мы рассчитываем увидеть здесь всех тех, кто по тем или иным причинам не смог приехать сейчас, переговоры уже вовсю ведутся – как с отдельными компаниями, так и с национальными отраслевыми ассоциациями. Параллельно мы внимательно наблюдаем, как проходят мероприятия, мониторим: какие моменты можно улучшить, что вызывает наибольший интерес гостей, какими событиями обогатить деловую программу. Планов довольно много.

Оборудование для поклонников Aston Martin

Генеральный директор ООО «Гриджо Центр» Томазо Ребезани:

Томазо Ребезани
Томазо Ребезани

– Компания «Гриджо Центр» в очередной раз выступает на выставке в Краснодаре со стендом – это логичное решение, поскольку в прошлом году мероприятие не состоялось и мы, наряду с другими производителями, пострадали от того, что поддерживать контакты с клиентами стали гораздо сложнее. А для нас этот период стал особенно тяжелым, потому что в течение 2019 года проходила реорганизация компании. Материнская компания в Италии была полностью переформатирована, и нам пришлось реорганизовывать всю свою структуру, менять персонал, пересматривать ассортимент и систему работы.

К концу 2019 года мы были готовы к новой схеме работы – и ровно в этот момент получили такой удар! Однако не стали терять надежду, сотрудники собрались с силами и сделали все возможное, чтобы пережить, преодолеть кризис. Я благодарен коллегам, ведь всем им пришлось пойти на личные жертвы (сокращение зарплаты и тому подобное), и хочу отдать должное партнерам: нам помогли со льготами на аренду, поставщики тоже старались предоставлять станки с отсрочкой платежа. Благодаря этому и мы постарались создать своим клиентам особые условия, смягчить проблемный период, чтобы они могли продолжать работать.

Вторая половина 2020 года уже показала оживление на рынке и первые положительные результаты наших действий: на станки начального уровня и полуавтоматические (присадочные, форматно-раскроечные, рейсмусовые и тому подобные) обнаружился повышенный спрос, и отдельные виды нашей продукции стали продаваться довольно неплохими объемами.

Параллельно мы ввели еще одно направление работы, что тоже сыграло важную роль. В середине 2019 года привлекли к сотрудничеству очень хорошего специалиста по комплексным решениям как для малых и средних, так и (с недавнего времени) для крупных производств – я имею в виду линии строгания, торцовки, сращивания, которые активно применяются при производстве паркета и погонажа, деревянных домокомплектов. Это особая сфера деятельности, требующая более долгих и сложных переговоров и согласований, серьезных знаний и высокого уровня технической подготовки. В результате инвестиций в это направление сегодня мы уже участвуем в нескольких интересных крупных проектах, в том числе по деревянному домостроению.

Участие в краснодарской выставке в нашей ситуации – довольно дорогое удовольствие, но, должен сказать, тот уровень, который она демонстрирует, позволяет считать эти затраты оправданными: все дни на стенде постоянно гости, посетителей много, буквально не присесть. Те несколько станков, что мы привезли сюда, проданы, и проведен ряд перспективных переговоров. И это притом что многие побоялись участвовать или просто приехать в качестве посетителей.

Считаю, выставка помогла нам и тем, что дала возможность показать партнерам и потенциальным клиентам, что мы существуем, работаем и присутствуем на рынке. И перспективы развития у нас неплохие. На сегодня ООО «Гриджо Центр», помимо бренда Griggio Machinery srl, представляет оборудование целого ряда итальянских производителей, которое предназначено для самых разных областей деревообработки: Maggi Technology srl (присадочные станки), ACM srl (ленточно-пильные станки), Ascot srl (шлифовальные станки, техника для искусственного состаривания древесины), Unitek di Claudio Ferri srl (калибровально-шлифовальные станки), Casadei Industria, FRAVOL srl (кромкооблицовочные станки) и других. Все эти компании на 100% производят свои станки в Италии, у них очень большой опыт (по 30, 40, 50 лет) и сильны традиции изготовления такого оборудования. Думаю, в дальнейшем мы еще больше расширим ассортимент, в том числе за счет индустриального оборудования, скоростных станков, комплексных линий. Мы не стоим на месте.

Генеральный директор «Felder Group Россия» Андрей Самсонов:

Андрей Самсонов
Андрей Самсонов

– В то время как многие компании переживали не самые легкие времена, мы по итогам 2020 года зафиксировали прирост больше 40% (к результатам предыдущего года). И это притом что у Felder Group в России последние шесть лет идет последовательный рост на 20–30%, и в целом по группе компания тоже вышла в плюс.

Это связано в том числе и с тщательным предварительным планированием, готовностью российского представительства Felder Group к введению режима самоизоляции. Мы оперативно перевели всю компанию на «домашний офис» (с начала марта 2020 года по сей день мы успешно работаем так, за исключением сервисной службы), полностью перешли на электронный документооборот. Плюс к тому в конце 2019 года нам удалось захеджировать определенную сумму в рублево-еврововой паре, для того чтобы нивелировать слабый рубль в начале 2020 года. Более того, мы ушли в онлайн: сейчас наши шоурумы работают в режиме ежедневных видеопрезентаций – каждый клиент может записаться на презентацию того или иного интересующего его станка (причем презентации проходят вне зависимости от количества клиентов) с возможностью задать любые вопросы специалисту в процессе. Мы можем подготовить индивидуальную презентацию под конкретного клиента или конкретную задачу, например обработка определенных пород древесины или материалов. Мы демонстрируем, как работать на станке именно с тем материалом, который востребован клиентом. В результате посещаемость наших шоурумов увеличилась в несколько раз в сравнении с показателями до пандемии.

Также мы сделали акцент на автоматизированных решениях и оборудовании с ЧПУ – их доля увеличилась и количественно, и в натуральном выражении. Это тоже повлияло на рост объемов наших продаж, хотя и по стандартной линейке станков показатели увеличились.

В общем, год прошел у нас очень хорошо. Даже несмотря на перенос некоторых контрактов по срокам поставки, нам удалось прийти с клиентами к общему знаменателю и договориться о возможности сохранения этих сделок.

Надо упомянуть, что мы точечно работали с рисками клиента, это было особенно важно в первом полугодии прошлого года. С новыми клиентами подписывали buyback-соглашения, использовали trade-in и другие инструменты продаж.

Благодаря этим и некоторым другим решениям удалось не только не сократить ни единого сотрудника, но и расширить штат, даже увеличить заработную плату в отдельных направлениях и существенно нарастить темпы роста компании.

Запустили и новые направления, в частности, металлообрабатывающее оборудование от немецкого завода Mayer, который несколько лет назад вошел в Felder Group.

Мы оцениваем 2020 год как проверку на прочность, которая была достойно пройдена. Российское представительство, пожалуй, одно из немногих, получивших столь широкие возможности для самостоятельных решений по преодолению кризиса. Нашу индустрию существенно штормило, и кредит доверия, который предоставили нам учредители в абсолютной свободе принятия решений и возможности принять на себя обоснованные риски, стал результатом тех шансов, которые мы успешно реализовали.

Разумеется, риски были сведены к минимуму. В 2020 году мы перешли на ежемесячный динамический бюджет, ключевые показатели деятельности компании постоянно отслеживались. Однако время показало, что все было сделано верно. Колоссальную поддержку оказали сотрудники: в режиме домашнего офиса наша команда не только не снизила, но и повысила эффективность работы.

На выставках мы продаем станки. Концепция «Felder Group Россия» с 2015 года следующая: выставка – это мероприятие, которое окупается. Всегда. Это не просто место, где мы знакомимся, встречаемся, общаемся с клиентами, получаем новые вводные, – на выставке мы заключаем контракты. Достаточно сказать, что на московской выставке 2019 года было продано больше 90 станков. Поэтому мы участвуем и будем участвовать в отраслевых мероприятиях и дополнительно развивать направление собственных, «домашних», мероприятий, как это уже делают сейчас многие коллеги. Это очень интересная тема.

Южные регионы России, по сути, одно из стратегических направлений для нас. Это ведь еще и Северный Кавказ, и Крым – очень перспективные регионы.

Говоря о нынешней выставке UMIDS, хочу отметить, что она превзошла наши ожидания. В том числе по посещаемости: за два первых дня мы собрали контактов в 2,5 раза больше, чем на предыдущей краснодарской выставке за все время. Мы готовились не к такой высокой интенсивности и были приятно удивлены.

Представленные на стенде машины по большей части уже проданы. Станки под выставку мы специально заказывали из Австрии, с учетом предпочтений покупателей в южном регионе. Здесь представлена в основном классическая группа станков, также у нас есть сверильно-присадочный обрабатывающий центр с ЧПУ, вызвавший очень большой интерес у посетителей. Из всего продемонстрированного пока не продан только один «кромочник».

Поскольку спрос на деревообрабатывающую технику по всему миру существенно вырос, а производственные возможности завода ограничены физическими пределами, станки, имеющиеся в наличии, расхватываются как горячие пирожки.

Сроки поставки, в зависимости от группы оборудования, в 2020 году существенно увеличились. Это связано, с одной стороны, с растущим спросом на нашу продукцию в мире, а с другой – с вынужденными простоями завода из-за пандемии коронавируса. Сейчас производство ускоренными темпами нивелирует этот разрыв, но поставку все еще можно ждать несколько месяцев – на 30–40% дольше, чем до пандемии. Учитывая специфику нашей компании – подбирать индивидуально станок под конкретные задачи клиента (это и комплектация, и набор опций вплоть до специальных решений для каждого станка), при том что мы завод, а не дилер, мы изначально ориентированы не на продажу из наличия любой ценой, а на поставку проработанного решения под заказ. Понятно, что жизненные реалии не всегда позволяют клиенту дождаться разработки собственного станка, поэтому складская программа есть, но для нас и наших клиентов ситуация с ожиданием «той самой» машины нормальная, а не такая острая, как у некоторых коллег в отрасли. Мы делаем все возможное, чтобы заказчикам не приходилось долго ждать.

Анализируя, какие наши станки наиболее востребованы, оценивая, куда смещается спрос, мы выяснили, что 2020 год ярко обозначил давно наметившийся тренд: уход от действия человеческого фактора и аккуратное, вдумчивое внедрение автоматизированных решений. Не только станки в рамках комплексных автоматизированных решений, но и классические станки клиенты хотят видеть максимально независимыми от конкретного оператора и его особенностей. Покупатели прежде всего интересуются решениями, которые позволят сократить участие людей в производственных процессах. Общение с заказчиками показывает, что многие сейчас озабочены тем, какой уровень автоматизации обеспечить на своих предприятиях, как лучше всего ее реализовать, оправдана ли роботизация, и всерь­ез оценивают экономическую эффективность инвестиций. Ведь именно такие решения повышают эффективность бизнеса, особенно в условиях нестабильности. Это происходит не только в нашей индустрии и не зависит от региона – запросы схожи в СНГ и по всей России, от Калининграда до Сахалина.

Менеджер ООО «Фолльмер Рус» Андрей Федоров:

Андрей Федоров
Андрей Федоров

– В целом прошлый год для компании Vollmer Werke Maschinenfabrik GmbH прошел хорошо, и ожидания в начале 2021 года были скромные. Основное отличие текущего кризисного периода для бизнеса, по моему мнению, выразилось не в каких-то карантинных моментах, а в резком падении курса рубля – по отношению к евро он снизился фактически на 20%, с 70 до 90 рублей. И, честно говоря, я предполагал, что в результате народ привычно «сядет на деньги» и не будет ни на что их тратить в ожидании перемен к лучшему. Так было в 2008 и 2014 годах… Но сейчас все иначе: даже то, что стоимость нашего оборудования в рублях соответствующим образом выросла – тут мы ничего поделать не можем, – не останавливает покупателей. Идет поток обращений от бизнесменов и предприятий, как больших, так и маленьких компаний, приобретают наше оборудование, открывают профессиональные сервисные центры… Это и удивительно немного, и отрадно. Видимо, обстоятельства и опыт прошлых кризисов закалили людей, и они понимают, что пути назад нет, а если сегодня не вкладывать в развитие, то завтра никакого развития не будет.

Ну и, конечно, есть сопутствующие обстоятельства. Например, дешевая ипотека, которая подстегивает строительство, а значит, и бизнесы, связанные с оснащением новых квартир. Потребители стараются купить мебель, пока она еще стоит адекватных денег, все мебельные фабрики работают на полную – возможно, продают продукцию на грани себестоимости, но среда высококонкурентная, поэтому лучше так, чем никак.

Да, период высокой маржинальности миновал, причем во многих сферах. Что касается лесопильных производств, государство потихоньку закручивает гайки, заставляя заниматься не просто перепродажей грубо обработанного или необработанного сырья, а глубокой переработкой древесины. Хочешь не хочешь, приходится строить деревообрабатывающие предприятия, мы в этом процессе активно участвуем. Профессиональное оборудование приобретают предприятия, которые считают затраты и следят за расходами на эксплуатацию независимо от того, создается новый бизнес или развивается старый. Радует увеличивающееся количество запросов из развитых регионов, которые парадоксально отставали от рынка в плане технологичности услуг по заточке, как например, Татарстан. Рынок профессиональных сервисных центров в России еще только формируется. Радует, что уже есть небольшие и частные предприятия, которые оказывают качественные услуги европейского уровня в помощь конечным потребителям, которым не нужен собственный заточной участок.

А что значит профессиональный сервис? Это прежде всего высокое качество и ответственность за результат работы, позволяющие бизнесмену сосредоточиться на решении основных задач производства, будучи уверенным, что отданный им в заточку инструмент будет потом работать не хуже нового. Любой другой сервис – это пустая трата средств, угробленный инструмент, простой оборудования. Люди неизбежно начинают считать деньги. При правильной политике и выстраивании инструментального хозяйства на крупных предприятиях экономят до полумиллиона рублей в год. Иногда экономически эффективнее не создавать заточной участок на собственном производстве и вкладывать в дорогостоящее оборудование и обслуживающий персонал, а обслуживать инструмент в профессиональном сервисном центре, где есть и необходимые станки, и специалисты высокого уровня.

В Краснодарском крае и вообще на российском юге проблемы профессионального сервиса нет. Это давно сложившийся, в хорошем смысле традиционный рынок. У местных производителей большой выбор сервисных центров с передовым заточным оборудованием. Постоянно участвуя в UMIDS, мы с интересом наблюдаем за происходящим. Помогаем, консультируем, отвечаем на вопросы заинтересованных людей, желающих разобраться в профессиональных тонкостях обслуживания инструмента.

Нынешняя выставка – живая, экспозиция большая, народу много. Преимущество выставки в том, что сюда приезжают крупные мебельные предприятия – и в качестве экспонентов, и как гости. Что важно: география выставки все больше выходит за рамки «домашнего» региона – у нас были посетители даже из сибирских городов. Считаю, что она и в дальнейшем будет привлекать интерес отраслевиков, сохранять позитивный настрой. Стоит отметить, что неуклонно повышается и уровень гостей, во всяком случае нашего стенда. Качественных контактов становится все больше. Есть с кем работать!

Активный интерес посетителей к новым технологиям отметили и специалисты компании SCM – на стенде с первого дня и до самого закрытия выставки проходили встречи и переговоры, заключались сделки. На стенде был представлен в работе широкий ассортимент оборудования для выполнения различных операций: кромкооблицовочные станки для разных производственных масштабов – от начальной и средней гаммы, представленные станками Minimax ме 35tr и Olimpick 360, до станка промышленного класса Stefani KDHP; форматно-раскроечный станок Classsix, калибровально-шлифовальный станок DMC sd60, сверлильно-присадочный центр с ЧПУ Startech cnv, а также позиционные столярные станки гаммы Minimax – tw 55es и f 41es.

Центральным событием UMIDS для гостей SCM стала практическая презентация новой рабочей компетенции «Мастер участка мебельного производства».

Коммерческий директор SCM Russia Александр Степанов:

– Ни для кого давно не секрет, какая сейчас нехватка квалифицированных кадров на производстве. С 2010 года мы начали сотрудничать по вопросам подготовки персонала с Московским государственным университетом леса, а с недавнего времени – с крупнейшим профильным колледжем «26 КАДР». Востребованность специалистов современного деревообрабатывающего и мебельного производства диктуется потребностями рынка, а их качественная подготовка требует разработки соответствующей компетенции. SCM, как производитель технологического оборудования, ведет эту работу совместно с мировым международным движением по продвижению навыков рабочих специальностей WorldSkills и разработчиком программного обеспечения «Базис-Центр»..

Руководитель пресс-службы SCM Russia Екатерина Рабизова:

– Новая компетенция по стандартам WorldSkills разрабатывается в ответ на запросы рынка в квалифицированных кадрах и призвана стать профессиональным эталоном, который дает возможность объективно оценивать уровень мастерства специалистов. Сегодня цифровая смарт-фабрика, оснащенная станками с ЧПУ становится не просто реальностью, а производственной необходимостью для мебельных и деревообрабатывающих предприятий, задача которых – сохранение конкурентоспособности и усиление позиции на рынке. С активным использованием программных продуктов на фабрике повышается значение квалифицированного персонала, а умение работать с софтом, интегрированным в производственный процесс, становится важным фактором при подборе кадров.

Директор по продажам компании «Базис-Центр» Алексей Филяев:

– Надеюсь, наша коалиция даст новый толчок развитию образования в этой отрасли. Сейчас мы разрабатываем образовательные программы для специалистов разной квалификации, которые объединятся под одной компетенцией «Мастер участка мебельного производства».

Заместитель технического директора WorldSkills Russia Александра Федорова:

– Участникам демонстрационного экзамена поставлена задача: за определенное время при помощи ПО «Базис-Мебельщик» сделать эскиз и составить технологическую карту изделия, исходя из наличия материалов на складе, спроектировать тумбочку, подготовить станочный парк, передать задание исполнителю, с его помощью изготовить детали в режиме реального времени на оборудовании SCM, работающем на стенде, и полностью собрать изделие для предъявления заказчику. Порученное задание полностью соответствует возможностям представленного в нашем импровизированном цехе оборудования.

Руководитель подразделения Leuco в г. Ставрополь Станислав Скопа:

Станислав Скопа
Станислав Скопа

– Фирма «Лойко Рус» переживает период пандемии вполне достойно – после двух месяцев полного локдауна в прошлом году, когда были остановлены производства и ограничены перемещения, рынок моментально ожил, развеяв все наши опасения. Что послужило толчком для этой активности, наверняка сказать сложно, но мы ощутили без преувеличения колоссальный всплеск интереса к нашей продукции: высокий спрос, отличные продажи. Эта тенденция сохраняется до сих пор, у Leuco нет проблем с заказами, рост идет по всем бизнес-сегментам (продажи различных линеек продукции, сервис инструмента), и мы уверенно смотрим в завтрашний день. Компания расширяется: приобретено новое оборудование, привлечены дополнительные сотрудники, растет география присутствия фирмы на российском рынке, на базе производственной площадки в подмосковных Мытищах открыто производство пильных дисков для лесопиления по программе Wood Edition.

Эти диски предназначены для самых популярных в России круглопильных станков для продольного раскроя – брусовалов, многопилов, кромкорезов и других. Они максимально приспособлены для раскроя мороженой древесины, у них мощная конструкция корпуса и твердосплавные напайки высокой прочности, а главное, их геометрические параметры и распределение напряжений в корпусах соответствует нормативам, более жестким, чем европейские.

Наша компания представлена на UMIDS силами ставропольского представительства. Даже не думали, участвовать или не участвовать, – конечно, нам нужно здесь быть! И выставка стала однозначно успешной для Leuco: три дня подряд нескончаемый поток посетителей на стенде. Множество новых интересных контактов, незнакомых предприятий. Я связываю это с тем, что на рынок приходит много бюджетного оборудования из Азии, людям хватает средств, чтобы открыть свое дело, а те, у кого оно было, подрастают, из мелких в крупные. Рынок активен, интерес к инструменту есть: какие бы станки ни купил предприниматель, рано или поздно он приходит к пониманию, что работать можно и нужно только качественным инструментом. Как минимум, озадачится и придет за консультацией, в том числе и к нам. А мы можем легко и быстро, на пальцах, объяснить, почему стоит инвестировать именно в высококачественный инструмент, даже имея возможность сэкономить с приобретением «ноунейма». Мы нисколько не опасаемся конкуренции, допустим, с китайцами – все-таки качество решающий аргумент.

Генеральный директор Altendorf Competence Center Андрей Евшинцев:

Андрей Евшинцев
Андрей Евшинцев

– Центром нашей экспозиции стал форматно-раскроечный станок Altendorf F45 ElmoDrive Edition, который относится к особой, лимитированной серии, выпущенной в 2020 году. Блок управления, одна из ключевых особенностей серии F45, позволяет управлять всеми осями при помощи сервопривода и наклонять пильный агрегат в обе стороны. Расположенный на уровне глаз поворотный пульт управления обеспечивает удобство обслуживания, обзор, практичность и эргономику работы в любом рабочем положении, даже с правой стороны от пильного диска. На 12-дюймовом сенсорном экране легко выбрать все доступные функции. F 45 ElmoDrive – единственный блок управления, который работает с программами оптимизации «Базис-Раскрой» и bCut. Управление интуитивно понятно, что позволяет работать на станке не самым подготовленным сотрудникам, а сейчас проблема квалификации персонала довольно острая.

Многие воспринимают форматный станок как машину для выполнения прямых резов, на Altendorf же есть возможность не только пилить под углом, но и наклонять пильный диск, не только поворачивать деталь на угол, но и делать пазы разной ширины на разном расстоянии и в любом количестве.

В общем, станок интересен во всех отношениях: уникальным набором опций, с точки зрения дизайна и, конечно же, благодаря блоку управления. Мы решили показать на UMIDS именно эту модель ввиду ее максимальной оснащенности. На мой взгляд, имея перед глазами такой станок, про более простые модификации гораздо проще рассказать и объяснить их отличия и возможности. Мы уже продали его производителю мебели по индивидуальным заказам.

Вызвали большой интерес и вспомогательные устройства, демонстрируемые на стенде. Например, двусторонний угловой упор с цифровой индикацией угла и размеров Duplex. Он позволяет быстро и точно раскраивать детали под углом от 0 до 90°, при этом пропил под углом 45° может выполняться с обеих сторон.

Выставкой мы довольны. На стенде гораздо больше гостей, чем на предыдущем мероприятии, и, что удивило, посетители не только из Краснодарского края и Северо-Кавказского региона, но и из центральной России, гости из Москвы. Уникальность выставки этого года, по-моему, как раз в расширении ее географии.

На юге России, в том числе в Краснодарском крае, очень хорошо развито индивидуальное производство мебельных изделий, но есть и достаточно серьезные серийные производства. Традиционно к нам в основном приходят те, кто выпускает малые серии или выполняет частные заказы. Много запросов на технологии обработки массива древесины, причем речь даже не о станках, а о дополнительных опциях, позволяющих повысить функциональность и универсальность станка для изготовления индивидуальных заказов. И сейчас ощущается, как люди хотят работать, работают, хотят развиваться, – такой позитивный и рабочий настрой у большинства, с кем довелось пообщаться. И это не удивительно после такого непростого для всех 2020 года.

Год назад, когда всех «ушли» на самоизоляцию, в бизнесе была некоторая нервозность: как долго все это будет продолжаться, когда мы сможем вернуться к нормальной жизни и полноценной деятельности? Поначалу все предприниматели с опаской относились к любым активным действиям. И у нас тоже была некоторая просадка, как у многих. Но, несмотря ни на что, и в период пандемии велась определенная работа: ведь некоторые предприятия, которые были ориентированы, допустим, на медицину, продолжали трудиться и заказывали запчасти, комплектующие… Да, это было меньше привычных ежемесячных оборотов, но вселяло надежду, что экономика постепенно вернется к норме. А как только режим самоизоляции частично сняли, мы отметили для себя быстрый рост запросов и покупок. Считаю, это связано с тем, что люди посидели дома и обнаружили у себя много недоделок, недостающих предметов мебели – каких-то полочек, где-то тумбочки или шкафчика. И стали докупать эти вещи, тем самым обеспечивая работой наших заказчиков. Карантин сильно изменил восприятие людей во всем мире. Захотелось обновления и уюта в домах. Наши немецкие коллеги также отметили высокий спрос на оборудование: все мастерские, в которых работают станки Altendorf, сейчас полностью загружены частными заказами.

Этот бум неизбежно привел к увеличению сроков исполнения заказов, но не существенному. Завод Altendorf работает ритмично, у производства есть некоторый запас по мощности, который позволяет при необходимости нарастить выпуск. Если раньше поставка осуществлялась в течение 30 дней, то сейчас – в течение шестидесяти. Формально в два раза, но все же это не такой уж значительный срок. Самое главное, работа кипит и у наших заказчиков, и у нас – это не может не радовать!

Глава представительства Incomac в России Сергей Тигулев:

Сергей Тигулев
Сергей Тигулев

– Эта выставка в Краснодаре очень живая, что не может не радовать: подходят заинтересованные люди, те, кто запрашивает совершенно конкретные цифры и конфигурации оборудования, – это говорит о том, что, несмотря на все явления окружающей действительности, предприниматели продолжают рассматривать покупку оборудования, не просто интересуются, а четко поставили задачи и стремятся их с помощью выставки решить. То есть производство у них функционирует, а это само по себе положительно.

Работать здесь комфортно – павиль­оны просторные, организация всех процессов хорошая. Подобные мнения слышал и на стендах мебельных компаний, среди которых есть наши заказчики.

На российском юге преобладает переработка ценных твердолиственных пород древесины – производство столов и стульев, мебели из массива, и объемы сушки относительно небольшие, поэтому интерес у потенциальных пользователей оборудования Incomac вызывают прежде всего камеры малого объема (с загрузкой 10–20 м3). Но качество сушки при этом должно быть бескомпромиссно высоким, и требования очень серьезные как к установкам, так и к контроллерам, которые должны обеспечить правильный мягкий режим сушки для ценных пород. Потери тут обходятся очень дорого, а в качественной мебели из массива недопустимы ни трещины, ни внутренние напряжения, ни иные нарушения. Так что главный запрос клиентов в Краснодаре – компактные установки с передовой системой управления. Они и прежде были самыми востребованными, а мы готовы такие предложить: в модельном ряду компании есть камеры, сопоставимые по размерам со стандартным транспортным контейнером (объемом от 5–6 м3), и до 30 м3.

Выставка UMIDS для нас в этом году – своего рода разведка боем. Получены полезные контакты, которые имеют хорошие шансы в будущем перерасти в нечто большее. Собраны полноценные технические задания, согласованы с потенциальными заказчиками и после выставки будут детально прорабатываться с потенциалом реализации проектов уже в текущем году.

Конечно, сейчас ситуация с поставками оборудования в Россию из Италии непростая. Точнее, отгрузить его сюда можно, проблема с пусконаладкой и наладчиками. Заказчик оплачивает технику, она приезжает сюда и лежит ждет, пока появится возможность ее установить, наладить и пустить в эксплуатацию. Приехать сюда иностранным техническим специалистам, увы, крайне сложно. Будем адаптироваться! Скорее всего, в дальнейшем мы вынужденно придем к тому, что «мозг» будет руководить пусконаладкой дистанционно, с завода, а «руки» монтажников будут местные. Но мы не можем доверить монтаж неавторизованным специалистам, поскольку несем гарантийные обязательства по своему оборудованию. Впрочем, это проблема для наименьшего числа наших клиентов, ведь напрямую с предприятием работают далеко не все. Можно приобретать оборудование посредством авторизованных дилеров – если дилер взял на себя приобретение и поставку, никаких проблем, в дальнейшем он будет обеспечивать на 100% гарантию Incomac. Есть у нас дилеры и в южных регионах России, и, если пандемия затянется, мы просто будем интенсивнее сотрудничать с ними. Собственно, для того и было принято решение организовать официальное представительство Incomac в России: скорректировать режим работы, чтобы не было задержек и провалов.

Мы начали работать с февраля 2021 года, наша цель – обеспечить максимальное присутствие на рынке, обеспечить живой контакт на русском языке производителя с потребителями, как существующими, так и новыми, которые, я уверен, у нас появятся. В том числе и благодаря UMIDS.

У компании большой опыт работы с российскими предприятиями – за время присутствия в России с 1989 года установлено 406 единиц оборудования. И Incomac считает активную работу здесь очень важной. В 2019 году произошла смена владельца Incomac, основатель компании ушел на пенсию, и его дело приобрели два итальянских бизнесмена из того же региона, стали инвестировать в развитие бизнеса. Как говорится, свежая кровь и свежие деньги. Наши клиенты могут быть уверены, что их не оставят без поддержки. Модернизируется оборудование и создаются новые установки, активно обновляются контроллеры – новое поколение устройств с сенсорным управлением и удаленным доступом позволяет управлять рабочими процессами из любой точки мира. Высокотехнологичное оборудование Incomac подходит для качественной сушки в том числе и древесины ценных пород, что особенно актуально здесь. Удаленная служба поддержки и диагностики работает в режиме 24/7, хорошо проявила себя за рубежом, и мы собираемся внедрять в России техподдержку на русском языке. Incomac идет в ногу со временем.

Генеральный директор «Сапем-инвест» Алексей Горбачевский:

– Прошлый год для нас сложился не лучше и не хуже других. Просадок не было. Как ни странно, летом сработал отложенный спрос – и было очень хорошо с заказами. Интерес к тяжелым индустриальным станкам, несмотря ни на что, сохранился, и он даже укрепляется. Предприниматели, которые намерены остаться в бизнесе, думают, в каком направлении развиваться и за счет чего возможно развитие. Они понимают, что конкурентным преимуществом может стать автоматизированное индустриальное оборудование, позволяющее снизить затраты на производство. Задача проста: работать эффективнее и с меньшим количеством персонала. В результате более тяжелые станки становятся все более востребованными. И есть еще один тренд: многие деревообработчики уже уяснили, что Китай – не панацея и дешевые станки – это далеко не всегда хорошо. Технического прорыва на производстве они не дают – лишь временный плюс за счет относительно низкой цены приобретения. А дальше придется чаще ремонтировать, отлаживать, тратить дополнительное время на перенастройки с размера на размер и с функции на функцию, следить без уверенности в качестве выпускаемой продукции. Если при индивидуальном производстве это еще хоть как-то оправдано, то в серийном принесет больше проблем, чем пользы.

И даже те, кто уже оснастил предприятие индустриальным оборудованием и мог бы на вспомогательных участках при модернизации ограничиться приобретением чего-то попроще, сегодня отдают предпочтение тяжелым станкам на сервоприводах – их потенциал гораздо выше. Очень важными факторами стали время, затрачиваемое на перенастройку оборудования, и снижение влияния человеческого фактора. Во всяком случае об этом говорят наши продажи последнего времени.

На стенде мы показываем образ­- цы, представляющие, можно сказать, полюса деревообрабатывающего производства. На одном популярная ручная машинка Kuper HFZ 4 для продольного склеивания шпона клеевой нитью методом «зигзаг» (мы ее продали на выставке). Сейчас многие частные мастера и маленькие компании стали активно работать со шпоном, и эти компактные станочки востребованы. На другом полюсе тяжелый шлифовальный станок швейцарской фирмы Kundig – самая продаваемая модель в Европе, его мы привезли скорее для просвещения, обучения рынка, демонстрации самого технологичного. Оборудование дорогостоящее, и, возможно, наши производители еще не доросли до этого уровня, но если посчитать, сколько людей работает на шлифовальном участке их предприятий, сколько некачественно выполненной работы приходится переделывать и прочие затраты, думаю, спустя какое-то время экономический расчет пробудит серьезный спрос на такие станки.

Показываем все возможности, безукоризненное качество шлифования с эффектом растушевывания за счет второго поворотного агрегата (запатентованное решение), демонстрируем, как легко и быстро, двумя-тремя нажатиями на сенсорном экране, перенастраивается этот мощный станок. Он выполняет любую операцию, от калибрования до матирования перед полированием, без использования дополнительных агрегатов.

Можно провести такую аналогию. Начиная осваивать автомобиль, человек приобретает «жигули», и на тот момент это, наверное, хорошая машина, но, намучившись с таким продуктом автопрома, все чаще мечтательно размышляет: «Эх, а ведь есть где-то Aston Martin!» И если хочет получить лучшее из возможного, в конечном итоге покупает именно его. Так же и со станком. Это техника для тех, кто пришел к пониманию, что дорос до Aston Martin. Вообще, технологии шлифовки из числа наиболее сложных в деревообработке, поэтому в их нюансах мало кто разбирается. А мы таким образом будем проводить ликбез!

Деловые мероприятия для деловых людей

Насыщенной получилась деловая программа выставки. 7 апреля в рамках специализированного дизайн-лектория по промышленному и интерьерному дизайну выступили восемь спикеров-практиков из Санкт-Петербурга, Сочи и Краснодара. Темами их докладов были этапы предметного дизайна от концепции до производства, декорирование гостиничного комплекса, правила интерьерной фотографии, мебель как продолжение концепции в дизайне интерьера, бюджетирование проекта, как не экономить и сохранить бюджет на декор.

8 апреля состоялась конференция «Мебель в цифре», ее участники обсудили особенности SEO-продвижения мебельных интернет-магазинов, представили аналитику онлайн-продаж мебели, рассказали об инструментах Яндекс, Google и Instagram для продаж мебели и выстраивания лояльных отношений с покупателем.

А на совещании под председательством вице-губернатора Кубани Александра Руппеля специалисты обсудили перспективы работы отрасли. «Деревообработка и мебельное производство отнесены нашей Стратегией социально-экономического развития к приоритетным отраслям промышленности. За прошлый год производство мебели в крае выросло на 7,5%. Большие возможности для развития предприятий дает реализация национальных проектов: сегодня производители предлагают широкий ассортимент качественной продукции, важно наладить их участие в закупках для государственных и муниципальных нужд», – сказал Александр Руппель.

Конференцию «Мебельный reстарт: бизнес в новой реальности» 9 апреля провело маркетинговое агентство Rekana. Обсуждались актуальные для отрасли вопросы: как мебельному бизнесу развиваться в 2021 году, какой продукт ждут клиенты и дизайнеры, как преподнести свою уникальность и заслужить доверие, как успешно продавать новый продукт в мебельном магазине.

Впервые на UMIDS прошел «Фестиваль мебельных франшиз», на котором демонстрировались последние техники продвижения на b2b-рынке.

***

Что ж, остается лишь напомнить, что следующая выставка UMIDS пройдет 6–9 апреля 2022 года в ВКК «Экспоград Юг». До встречи в Краснодаре

Текст и фото Максим Пирус