Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Мебельное производство

Доля продаж импортной мебели достигла 20-летнего минимума

По оперативным данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, продажи мебели в России в 2020 году остались на уровне 2019 года и составили 539,6 млрд руб. Доля мебели отечественного производства в общем объеме продаж составила 57,9%, или 312,4 млрд руб., а импортной – 42,1%, или 227,2 млрд рублей.

2020 год российский мебельный рынок завершил симоволическим снижением: в денежном выражении мебели было продано на 0,4% меньше, чем в 2019 году При этом объем производства мебели, несмотря на пандемию и жесткие ограничительные меры, в том числе запрет на офлайн-торговлю с конца марта до середины июня, вырос по сравнению с предыдущим годом на 6,8%, до 226,3 млрд руб. Основной объем продукции мебельные предприятия выпустили во втором полугодии, после снятия локдауна и открытия мебельных магазинов и салонов: на 136,7 млрд руб. (в первом полугодии на 89,6 млрд рублей).

Кроме того, 2020 год ознаменовался рекордным падением продаж импортной мебели. Хуже зарубежная мебель продавалась только в 2000 году – ее доля в продажах была 38%, в последующие же годы держалась не ниже 47%.

«Взрывной рост объемов производства мебели начался в июне, после открытия специализированных офлайн-магазинов. Он был спровоцирован как отложенным спросом, так и сменой паттернов потребительского поведения. Люди, запертые по домам на несколько месяцев, оценили значение удобной эргономичной мебели для жизни и после снятия запрета на работу мебельных магазинов стали заменять старые диваны и кресла новыми, более современными и качественными. Еще одним драйвером роста спроса на мебель стала невозможность туристических поездок: деньги, которые раньше были бы потрачены на путешествия, люди вложили в обновление интерьеров и обстановки квартир, домов и дач», – сказал президент АМДПР Александр Шестаков.

Однако снижение доходов населения и, как следствие, сокращение платежеспособного спроса привели к тому, что средний чек покупки уменьшился на 15–20%. Объем производства мебели в натуральном выражении в 2020 году вырос на 15,2% относительно уровня 2019 года. «Впервые за последние несколько лет рост рынка в товарном исчислении в 2,5 раза превысил индекс роста в финансовом выражении. Это означает, что люди стали больше покупать, но преимущественно дешевую мебель», – пояснил Александр Шестаков.

Наибольший вклад в работу мебельной промышленности в 2020 году внесли предприятия Центрального федерального округа, обеспечившие 36,4% объема произведенной в стране мебели, на 1,3% меньше, чем годом ранее, и Приволжского федерального округа (29,3%; +2,2%). Почти в три раза – до 0,7% сократилась доля Москвы, что связано с выводом промышленных производств за пределы городской черты. В Санкт-Петербурге выпуск мебельной продукции уменьшился незначительно в сравнении с показателем 2019 года: 2,3% общероссийского объема.

В структуре выпускаемой продукции серьезных изменений не произошло. Как и прежде, в пандемийный год лидировали мягкая и кухонная мебель: 20 и 17% общего объема мебельного производства соответственно. Немного снизился объем выпуска бытовой корпусной мебели – с 28,5% в 2019 году до 25% в 2020 году, зато на 2% увеличилась доля производства мебели для сидения – до 5%.


Справка

Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России – добровольная общественная некоммерческая организация, учрежденная в 1997 году с целью консолидации усилий по преодолению кризисных явлений в мебельно-деревообрабатывающей отрасли и созданию необходимых условий для ее успешной работы в рыночных условиях.

Ассоциация – это инструмент для осуществления диалога между государством и отраслью, помогающий принимать обоснованные, взвешенные решения на государственном уровне. АМДПР успешно взаимодействует с министерствами и ведомствами, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и РСПП.

Ассоциация объединяет предприятия, выпускающие более 50% мебели и древесно-стружечных плит в России, производителей и поставщиков комплектующих для мебельной отрасли, отраслевые научно-исследовательские институты и издательские дома, выставочные объединения и страховые компании.


Экспорт мебели из России в 2020 году на 1,4% превысил объем 2019 года и составил $437,6 млн, или 31,5 млрд руб. (+12,9%). В 2017 году рост был 25%, в 2018 году – 27%, в 2019 году – 16% (в долларовом выражении).

По оценке АМДПР, с учетом обстоятельств, 2020 год для деревообрабатывающей промышленности можно считать успешным. Объемы выпуска фанеры, по оперативным данным ассоциации, относительно объемов 2019 года выросли на 7%, до 4,018 млн м3. Производители древесных плит за счет ударной работы во втором полугодии смогли частично восполнить потери, понесенные в первом из-за спада в мебельной промышленности. Так, объем выпуска древесно-стружечных плит по итогам 2020 года уменьшился на 1,4%, до 9,85 млн м3, древесноволокнистых плит – на 5,8%, до 642,5 млн м3. Между тем даже такое незначительное снижение стало причиной «плитного кризиса» в мебельной промышленности осенью 2020 года, когда производители столкнулись с серьезным дефицитом сырья и, как следствие, с его резким удорожанием.

«В целом, несмотря на пандемию, резкое падение курса рубля и дефицит плитного сырья, 2020 год мебельная отрасль завершила по наилучшему сценарию из возможных. Объемы производства выросли, спрос на мебель восстановился, подавляющее большинство предприятий избежали банкротства. Принятые меры государственной поддержки мебельной промышленности, особенно решение о квотировании закупок мебельной продукции крупными компаниями и корпорациями с государственным участием, дают надежду на рост и развитие отрасли в 2021 году и далее», – считает Александр Шестаков.

По прогнозу АМДПР, ажиотажный спрос на мебель, как во второй половине 2020 года, уже не ожидается: покупательная способность населения снизилась. Кроме того, на рынке сложились объективные предпосылки для небольшого, 5–7%, роста цен: в 2020 году на 15–20% подорожали импортные комплектующие, а мебельные предприятия в кризис почти исчерпали запас внутренних ресурсов, который позволял им сдерживать рост цен последние несколько лет. По мнению главы ассоциации, в 2021 году российский мебельный рынок вырастет на 10–12%, и одним из драйверов роста станет сотрудничество со строительной отраслью в выводе на рынок полностью готового жилья, с отделкой и меблировкой. 

Текст АМДПР