Деревянное домостроение

Сырьевые проблемы деревянного строительства

Эксперты Ассоциации деревянного домостроения, руководители крупнейших производств по переработке древесины и представители Минпромторга РФ обсудили вопросы сырьевого обеспечение отрасли.

Сегодня наряду с дефицитом пиломатериалов отмечается рост их стоимости – за первые три месяца этого года на 40%. Причин такого подорожания, по мнению директора красноярской компании «КЛМ-Арт» Евгения Новицкого, несколько: «Китай демонстрирует экономический рост после пандемии, что неудивительно: ежегодный прирост экономики в стране составляет 3–5%. Кроме того, в год Китай потребляет около 100 млн м3 древесины, ежегодно увеличивая объем на 3–5 миллионов».

Поскольку Китай стал активно закупать уголь, составов для вывоза леса не хватает, выезжает только треть запланированных, что создает искусственный дефицит и приводит к постоянному росту стоимости пиломатериалов, считает эксперт. Еще один важный фактор: сокращение поставок пиломатериалов из Канады, Австралии, Новой Зеландии – повлекло рост цен на пиломатериалы в США (до $700), а это определяет цены пиломатериалов по всему миру.

«В связи с высоким спросом на деревянные дома на российском рынке – а такое ощущение, что у нас каждый второй решил построить деревянный дом, – формируется еще и дефицит», – отмечает Евгений Новицкий.

«Для того чтобы в стране оставалось больше сырья, 1 июня в России вводится пошлина на экспорт влажных пиломатериалов», – сообщил заместитель министра торговли и промышленности РФ Виктор Евтухов. Однако, по мнению Евгения Новицкого, пошлина 15 долларов – не та сумма, которая может остановить китайских предпринимателей, для которых не проблема высушить древесину в России: они привезут туда и сушильные камеры, и рабочих.

«Действительно, пока экспортная пошлина на невысушенные пиломатериалы будет невысокой, – подтвердил замминистра, – расти она будет постепенно, чтобы российские предприятия, которые экспортировали сырую доску, успели подготовиться, в том числе закупить необходимое сушильное оборудование. Если же цены будут расти “взрывным порядком”, как в ряде других отраслей, то придется принимать другие меры. Мы вышли в правительство с инициативой: включить древесные плиты в перечень стратегически важных для России продуктов. После этого можно будет устанавливать определенные ограничения – это может быть квотирование либо введение пошлины на экспорт».

По словам вице-президента группы компаний «Сегежа» Дмитрия Руденко, сейчас в Европе ажиотажный спрос не только на пиломатериалы, но и на продукты глубокой переработки древесины: конструкционная балка, которую производит предприятие, выросла в цене на 20%, и заказы расписаны до августа следующего года. «Понятно, что у любого производителя в такой ситуации возникает дилемма: продавать в России по низким ценам или в Европу по очень высоким, и, конечно, бизнес переориентируется на экспорт. Это серьезный фактор, который препятствует росту деревянного домостроения в России», – отметил спикер. Одним из решений этой проблемы Дмитрий Руденко видит увеличение числа производств в стране, ведь действующие уже работают на пределе мощности.

Резкое повышение цен и спроса, в том числе на пиломатериалы, директор по стратегическому развитию АДД, управляющий партнер компании «Норвекс-НЛК» Семен Гоглев наблюдает не первый раз за много лет работы в деревянном строительстве. По его мнению, в этом случае рецепт всем известен: необходим потенциал увеличения объемов лесозаготовки. А для этого нужно не только обеспечить потребление пиломатериалов хвойных пород, которых сейчас не хватает всем производителям, необходимо озаботиться комплексной лесозаготовкой и переработкой. Это даст экономический эффект, и у предприятий будут хорошие рыночные позиции, такие, например, как у ЦБК.

«Создавая условия для развития таких предприятий и формируя альтернативу потреблению целлюлозы, допустим, в виде утеплителей для того же деревянного домостроения, можно рассматривать подобные программы, увеличивать объемы лесозаготовки в целом и среди прочего повышать объемы выпуска пиловочника для деревянного домостроения», – считает Семен Гоглев. Есть, по его словам, и другой путь, который «быстрее и практичнее»: если начнется массовое строительство домов комфорт-класса и эконом-класса, потребление деревянных материалов по европейским ценам будет стабильно высоким, производители будут знать, куда поставлять пиломатериалы внутри страны и им даже выгоднее будет торговать на российском рынке. Но, для того чтобы этого достигнуть, необходима большая работа, и здесь может помочь АДД.

«Отрасли нужны государственные программы долгосрочного планирования», – считает член совета директоров корпорации «Русь» Дмитрий Майоров. Сейчас экспорт ограничивается, в том числе при помощи пошлин, и часть доходов идет на внутреннее потребление. Это логично, но у таких мер есть недостаток. «Так, государственное субсидирование ипотеки, конечно, благо для потребителей, но для производителей не такое очевидное в силу его краткосрочности и отмены в любой момент. При этом производства такого уровня, который необходим для домостроения, требуют крупных инвестиций в горизонте не 3–5 лет, а минимум десяти – пятнадцати, – пояснил спикер. – Есть хорошие примеры свободных экономических зон, где уровень налогообложения меняется в зависимости от локализации производства. Если это импорт – пошлины высокие, если локализация 10–20% – пошлины ниже, а при 60–70% – вообще действуют льготы. В данном случае речь не об импорте, а об экспорте, но методика должна быть такая же».

Дмитрий Майоров также отметил, что спрос на деревянные дома сегодня обусловлен пандемией, необходимостью удаленной работы, ограничением выездного туризма и рядом других обстоятельств. Но со временем ситуация нормализуется и эти факторы станут менее значимыми, а бизнес нуждается в долгосрочных и более понятных стимулах. 

Текст АДД