Биоэнергетика

KABLITZ: наше преимущество – мультитопливность

Специально для продвижения на российском рынке создана «Каблиц Энерджи Ру»

Компания Richard Kablitz GmbH впервые заявила о себе в 1901 году в Российской империи и спустя 120 лет возвращается на российский рынок с предложением, несомненно, представляющим интерес для лесопереработчиков. Специально для этого создана дочерняя компания «Каблиц Энерджи РУ». За годы работы Kablitz обкатала на европейском и мировом рынке целый ряд технологических решений, обеспечивающих ее котельным установкам серьезные преимущества. За подробностями корреспондент журнала «ЛесПромИнформ» обратилась к управляющему директору Richard Kablitz GmbH Андреасу Хен-Марку.


Котельные установки Richard Kablitz GmbH на отходах, в том числе отходах лесопереработки.

Параметры теплоносителей для оборудования Kablitz:

  • котлы на разных теплоносителях от 5 до 110 МВт и более единичной мощности
  • паровые котлы паропроизводительностью от 10 до 150 т/ч с параметрами пара: давление до 110 бар, температура до 530°C (в отдельных случаях может быть выше)
  • термомасляные установки мощностью от 5 до 50 МВт с параметрами масла: давление до 20 бар, температура до 325°C (может быть выше в зависимости от качества масла и технологического процесса)
  • водогрейные котлы от 5 до 80 МВт, нагрев до 140°C (в отдельных случаях до 200°C и выше).

– Расскажите, пожалуйста, о пути компании, сегодняшнем положении на рынке, перспективных направлениях развития.

Буклет «Каблиц» 1914 года
Буклет «Каблиц» 1914 года

– Компания Kablitz была основана в 1901 году в Риге, и в этом году мы отмечаем 120-летний юбилей. Все началось с производства систем сжигания и колосниковых решеток для сжигания сложных видов топлива, в том числе биомассы, так как основатель компании Ричард Каблиц был пионером тепловой инженерии. Последние 20–30 лет компания выпускает теплоэлектростанции «под ключ».

Вторым основным направлением бизнеса Kablitz было производство теплообменников, в частности газовых – для нужд судостроения. У компании оформлено много патентов по профилю деятельности, в начале прошлого века это позволяло активно внедрять новые технологии и продвигать продукт. Тем же курсом мы двигаемся и сейчас. Современные технологии и высокое качество – так Kablitz позиционирует себя на рынке.

Ричард Каблиц зарегистрировал более 100 патентов: основной задачей, которую он поставил перед собой, стало повышение кпд установок, и увеличение срока их службы, получение большего количества энергии. В начале ХХ века в Европе электроэнергию использовали мало, поэтому был устойчивый спрос на получение энергии путем сжигания топлива, и к 1930-м годам Ричард Каблиц продал больше 4,5 тыс. своих установок. Сначала основным направлением развития был российский рынок и страны Восточной Европы, затем компания настолько укрепила свои позиции, что создала представительства по всей Европе, но фактически ушла из России – тогда уже СССР.

С 1940-х годов Kablitz ассоциируется с качеством и надежностью оборудования, репутация компании сформировалась.

После Второй мировой войны Ричард Каблиц переехал в Германию, и в 1946 году новый офис компании был построен в городе Лауда-Кенигсхофен, где и сейчас находится ее штаб-квартира. Сегодня представительства Kablitz есть в разных странах мира.

– Как вы пришли к сегодняшней линейке продукции?

– В свое время очень много наших установок и теплообменников были проданы компании «Онассис» – на тот момент гиганту судостроения. На танкерах предпочитали использовать наше оборудование, которое высоко ценилось за эффективность. С каждым годом спрос на него повышался, от Kablitz ждали эффективности и энергосбережения, и компания завоевала свое место на рынке.

Новые изобретения Ричарда Каблица регулярно внедрялись в производство, и к 1990 году компания стала заниматься поставкой комплексных установок «под ключ». Сегодня мы предлагаем заказчикам не только системы сжигания, но и ТЭЦ, тепловые станции и термомасляные установки. Последние десятилетия Kablitz активно работала во многих отраслях, в том числе в деревообработке, и сегодня наши установки соответствуют требованиям современных деревообрабатывающих предприятий. Мы поставляем продукцию крупным энергетическим операторам в Европе, в частности, французской компании Dalkia, дочке EDF Group, и шведской Vattenfall.

Сегодня Kablitz работает по всему миру, а не только в Европе. Продано более 8 тыс. установок, в Америке, Азии, Европе. Но один из наших показательных проектов реализован в России, в Томске. Это установка на 84 МВт, одна из крупнейших, которая была поставлена в 2010 году.

Сегодня мы реализуем с ГК «Сегежа» масштабный проект в России, есть также проекты в Беларуси, Швеции, Германии. Компания работает и в секторе биоэнергетики, и в секторе waste to energy – получения энергии из отходов.

Наш взгляд в будущее – завоевание новых рынков, увеличение доли Kablitz на уже освоенных. Поэтому в марте текущего года мы создали в России дочернюю компанию – «Каблиц Энерджи РУ». Сейчас в ней три сотрудника, но мы планируем расширить сферу влияния на российском рынке.

– Чем продукция вашей компании отличается от котельных установок для выработки энергии из биомассы других производителей, каковы ее конкурентные преимущества?

– Одно из наших конкурентных преимуществ – большое число работающих установок, то есть референтных объектов. Некоторые из них эксплуатируются уже больше 20 лет без нареканий. Мы получаем положительные отзывы от заказчиков и можем продемонстрировать все преимущества продукции потенциальным клиентам. А реализация проектов в России и странах ближнего зарубежья, например Беларуси, избавляет покупателей от необходимости лететь в Европу для ознакомления с работающими установками.

Кроме того, наши установки мультитопливные, то есть применяемые технологии позволяют заказчикам смешивать разные виды топлива либо использовать их поочередно. Котельная установка Richard Kablitz GmbH может производить не только стандартно один вид тепловой энергии, но и несколько вариантов теплоносителей: масло и пар, масло и горячий газ, масло и горячую воду. Выпускаются установки, рассчитанные на производство трех видов теплоносителей. Такая гибкость обеспечивает клиентам дополнительные возможности для экономии затрат на реализацию проектов, покупку участка под строительство и др. Немало таких установок Kablitz работает по всему миру.

Системы автоматики и управления мы разрабатываем и производим самостоятельно. Это позволяет нам использовать фидбэк от эксплуатируемых установок и постоянно совершенствовать продукцию.

Базовое проектирование, инжиниринг, разработку проекта и дизайна компания выполняет своими силами. Мы также можем содействовать монтажу и вводу в эксплуатацию, контролировать строительные работы. В общем, за счет используемых технологий и собственных ноу-хау Kablitz гарантирует безостановочную работу выпускаемых установок не менее 8 тыс. ч в год – это довольно большой ресурс и одно из наших конкурентных преимуществ.

– Сейчас ваши установки монтируются на Галичском фанерном комбинате, входящем в ГК «Сегежа». Расскажите немного об этом проекте.

– В 2007 году мы поставили на один из фанерных комбинатов ООО «Груп Дельта Инвестмент» в Нижнем Новгороде термомасляную установку мощностью 10 МВт, которая работает на отходах фанерного производства, в 2010 году запустили в Томске установку на 84 МВт, пару лет назад – в Калуге установку на 47 МВт. Сегодня мы реализуем проект энергоцентра на 36 МВт для Галичского фанерного комбината. Как и другие, он появился после смены наших основных соучредителей в 2015–2016 годах, когда интересы Kablitz сосредоточились на российском и русскоязычном рынке и появились новые проекты в этом регионе.

Проект включает четыре котельные установки, в прошлом году было поставлено все оборудование, сейчас идет монтаж, помогают наши сотрудники при участии «Каблиц Энерджи РУ». В течение 3–4 месяцев планируем ввести оборудование в эксплуатацию. К сожалению, в связи с противоэпидемическими ограничениями в России и мире реализация проекта затянулась, но мы намерены осенью ввести установки в строй, чтобы они могли полноценно заработать с началом отопительного сезона.

– Вы предлагаете типовые решения?

– Сегодня энергетическая политика зависит от таких потребностей и пожеланий заказчика, как вид топлива, состав топлива, типы и количество видов теплоносителя, их параметры, расположение котельной установки на местности. Обычно эти характеристики разрабатываются под каждый проект. Типовые решения не подходят. Тем более что только с учетом потребностей заказчика, даже незначительных, можно получить установку с требуемыми эмиссионными показателями, оптимальным расположением оборудования и высоким кпд. А Kablitz заинтересована в максимальной эффективности своих установок, поэтому при проектировании исходит из задач и нужд клиента.

– Может ли заказчик рассчитывать на помощь специалистов компании после приобретения установки?

– Гарантийный срок на наши установки составляет два года и больше, и на некоторые компоненты достигает четырех лет, но даже после его окончания мы всегда на связи. Аfter sale service для компании имеет большое значение, мы всегда доступны и готовы оказать заказчикам любую поддержку. Реализуется она в том числе через нашу систему управления и контроля за работой установки. У сотрудников компании есть возможность удаленно подключиться и посмотреть, что произошло на установке клиента, проконтролировать все текущие показатели и вместе оперативно принять решение.

На российском рынке с этим тоже не будет проблем, так как есть дочерняя компания и в Германии довольно много русскоговорящих сотрудников – языковой барьер мы фактически уже устранили.

– Чем установки Kablitz могут заинтересовать российских лесопереработчиков?

– Как я уже сказал, прежде всего возможностью использования разных видов топлива. Казалось бы, дерево есть дерево, но многие конкуренты предлагают установки, которые работают либо только на сухой древесине, либо на щепе, либо на беспримесном топливе. Наши установки могут работать на разных видах отходов деревообработки, это и опилки, и кора, в том числе влажностью до 65%. А клееная древесина и отходы фанерного производства при влажности 6–8% могут содержать клей, который используется в технологическом процессе. Установок, обеспечивающих эффективное сжигание таких отходов, очень мало.

С Kronospan, одним из крупнейших в Европе деревообрабатывающих концернов, Kablitz реализовала уже больше 20 проектов, новые установки запускаются едва ли не каждый год.

– Планируются ли для продвижения в России какие-то особые условия и предложения, спеццены?

– Одно из условий входа на любой рынок – конкурентная цена и возможность предложения соответствующего ей качества. И сегодня компания занимается проработкой решений по частичной локализации производства в России. Изготовление узлов и агрегатов, в том числе металлоемких, на месте позволит снизить затраты, сэкономить на логистических расходах и тем самым сделать решение более рациональным. Однако за качество объекта отвечает компания.

Сейчас мы рассматриваем вопросы стратегического партнерства с российскими компаниями, однако не исключаем и возможность инвестирования в развитие мощностей компании-партнера. Согласно философии Kablitz, для того чтобы иметь возможность совместно контролировать качество и влиять на принятие решений, нужно быть соучредителями.

– Насколько осложнила работу компании пандемия коронавируса?

– Наша компания пострадала минимально, хотя ограничение передвижений по миру создало определенные сложности, а закрытие границ между странами изменило сроки поставок. Однако в таком положении оказались многие. В компании заболели единицы, поэтому такие крайние меры, как закрытие офиса или остановка производства, не потребовались. 

Из первых уст

Андрей Шурыгин, генеральный директор «Каблиц Энерджи РУ»

Компания «Каблиц Энерджи РУ» зарегистрирована в апреле 2021 года как дочерняя компания Richard Kablitz GmbH для представления интересов Kablitz в России. Она получила функции полноправного исполнителя договоров от имени Richard Kablitz GmbH в качестве поставщика оборудования и исполнителя работ под ключ.

Компания создана в Архангельске, хотя я довольно долго работал в московских компаниях, занимающихся строительством объектов под ключ, в том числе и проектов на отходах деревообработки. Но Архангельск стал пионером в лесопромышленном комплексе России, в энергетике на древесных отходах в том числе. А одно из главных направлений деятельности Kablitz – это производство котлов на древесных отходах.

Не только эксплуатирующие предприятия приобрели опыт работы с современным европейским оборудованием, но и компании – исполнители работ при строительстве энергоисточников наработали хорошую практику, результаты которой можно использовать. Мне довелось поработать на знаковых лесоперерабатывающих предприятиях региона – Архангельском гидролизном заводе, Лесозаводе-25, начальником котлотурбинного цеха, главным энергетиком, и это был опыт и эксплуатации, и строительства ТЭЦ на древесных отходах. Виктор Шурыгин, заместитель директора нашей компании, тоже прошел школу работы с энергетическим оборудованием, котлами на древесных отходах, в том числе и импортного производства. Наши технические знания позволяют лучше понять потребности заказчиков, возможно, подсказать им решения, найти оптимальные варианты вместе с командой технических специалистов заказчика и построить ТЭЦ, энергоцентр, котельную, которая полностью удовлетворила бы его потребности и запросы. Конечно, мы готовы использовать свои знания для сервисной поддержки и из России, а не только из Германии, где немало русскоговорящих сотрудников.

В планах «Каблиц Энерджи РУ» не только продажи и сервисная поддержка немецкого оборудования на российском рынке, но и локализация производства в России. Уже выполнено изготовление некоторых элементов для Галичского фанерного комбината – проекта ГК «Сегежа».

Опыт работы компании Kablitz по всему миру и мой личный опыт сотрудничества со многими компаниями говорят, что локализация производства в России – это разумно, финансово выгодно и технически надежно. На сегодня мы можем предложить изготовление в России металлоемких частей, частей паровых, термомасляных, водогрейных котлов, работающих под давлением таких как теплообменная часть котла, барабан – газотрубная часть котла, экранные поверхности, а также таких элементов, как экономайзер, пароперегреватель, воздухоподогреватель. Есть возможность изготавливать и более простые металлоконструкции, например опорные, ограждающие, штанги складов топлива. По желанию заказчика мы можем предложить тягодутьевые механизмы из России и другое технологически не сложное оборудование. Если заказчик заинтересован, мы готовы обсуждать возможность поставки из России и других элементов для локализации.

Наши российские субпоставщики – это надежные в финансовом и техническом плане исполнители с опытом выполнения подобных работ в том числе и для Kablitz. Мы очень ответственно подходим к выбору партнеров в России. И, думаю, нужно отметить, что система сжигания, высокотехнологичные элементы управления котельной установкой, приводная техника, футеровочные материалы будут поставляться компанией Kablitz из Германии. При этом все оборудование остается в составе поставки Richard Kablitz GmbH – «Каблиц Энерджи РУ». Инжиниринг и технологическая разработка поставляемых элементов осуществляются специалистами Kablitz, а производство ответственных элементов сопровождается соответствующим контролем качества представителями Германии. Например, паровой котел, сделанный в России, это немецкая разработка, которая будет изготовлена из российского сортамента материалов, но это паровой котел Kablitz. Поэтому Kablitz предоставляет гарантию и на оборудование, произведенное на территории РФ. «Каблиц Энерджи РУ» готова предложить потенциальным заказчикам оборудование и услуги немецкого производителя Richard Kablitz GmbH, соответствующие стандартам немецкого качества по доступным ценам.

Текст Мария Алексеева