Эколайф

Меняем горную сосну на обыкновенную

Лесовосстановительные работы на Куршской косе прерывать нельзя

Национальный парк «Куршская коса» был создан в 1987 году, а люди живут на этой полоске суши между Балтийским морем и Куршским заливом уже почти тысячу лет. Топоним произошел от названия коренного народа – куршей, населявших полуостров в раннем Средневековье. В те времена почти стокилометровая коса шириной от 380 м до 4 км была покрыта лесом. Но после ослабления Тевтонского ордена лес стали вырубать с промышленными целями и уничтожили едва ли не полностью. Уже два столетия специалисты пытаются восстановить потери.

Почему укрепление песчаных дюн не прекратится никогда, нашему корреспонденту рассказал директор ФГБУ «Национальный парк "Куршская коса"» Анатолий Калина.

– Анатолий Анатольевич, в будущем году национальному парку «Куршская коса» исполнится 35 лет. С какими достижениями подходите к юбилею?

Анатолий Калина

– Все эти годы коллектив национального парка сохраняет хрупкую природу Куршской косы. При этом мы создаем условия для посещения туристами и отдыхающими. И если 10–15 лет назад ограничительные меры воспринимались обществом враждебно, то сегодня активная разъяснительная деятельность и экологическое просвещение сформировали понимание миссии национального парка и заповедной системы вообще.

«Куршская коса» включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, входит в пятерку самых популярных национальных парков России и в число обязательных для посещения туристических объектов Калининградской области. Гости знакомятся у нас с ландшафтами и объектами историко-культурного наследия, не нанося вреда природе: по экологическим маршрутам. Их у нас десять, в том числе один водный – на катере по заливу.

Инфраструктура экотроп – обзорные площадки, скамейки, защитные настилы – постоянно обновляется. Открывшийся в 1988 году Музей леса вырос в целый комплекс и стал крупным центром экологического просвещения. В 2014 году мы создали для индивидуальных туристов персональный электронный путеводитель по национальному парку. Установленный на смартфон, он проводит экскурсии на открытом воздухе с помощью сигналов GPS. За шесть лет им воспользовались больше 50 тысяч раз.

За последние 10 лет нам удалось предотвратить застройку большого участка особо охраняемой территории парка, не допустить создания там туристической зоны. Для того чтобы с нуля построить комплекс для отдыха, хотели изъять около 300 га. Мы же хотим, чтобы на Куршской косе развивалась инфраструктура существующих поселков.

– С какими трудностями сталкиваетесь при этом?

Высота Эфа, обзорная площадка
Высота Эфа, обзорная площадка

– Проблемы с реализацией проектов и привлечением инвестиций обусловлены несовершенством законодательства. На территории парка, к примеру, остро ощущается отсутствие необходимой инфраструктуры, в том числе очистных сооружений, системы канализации, дорог. Но ее создание в нацпарках запрещено без проведения сложной и дорогостоящей экологической экспертизы. Решить эти вопросы можно только внесением поправок в законы.

Нам пришлось проделать огромную работу, чтобы выделить участок под прокладку электрокабеля от Зеленоградска до росийско-литовской границы. Это потребовалось для обеспечения электроэнергией поселков Морское и Рыбачий, с советского времени получавших ее из Литвы. В 2018 году электрификация Куршской косы завершилась, поверх кабельной трассы решено проложить велодорожку. Проект «Куршский велотракт» уже прошел все экспертизы, получено разрешение на строительство, и дело только за финансированием. Этот долгожданный проект откроет новую страницу истории Куршской косы: снизится автомобильная нагрузка на косу, а посетители смогут глубже погрузиться в природную атмосферу нацпарка.

– Как выстраивается взаимодействие с Литвой, ведь за сохранность Куршской косы несут ответственность обе страны?

Танцующий лес
Танцующий лес

– Действительно, литовская сторона косы тоже получила статус особо охраняемой природной территории, и проезд по ней тоже платный. Мы сотрудничаем, и эколого-просветительский отдел, и ученые постоянно обмениваются информацией и опытом. Совместно с литовской стороной мы реализуем несколько проектов, в том числе «Перекрестное наследие» – по программе приграничного сотрудничества на 2014–2020 годы и в борьбе с лесными пожарами. В рамках этой программы приобретена противопожарная техника, но хорошо бы, не пришлось ею пользоваться. Разжигание любого огня на территории нацпарка запрещено. За десять лет, кстати, большинство наших гостей это усвоили, и, если кто-то собирается жарить шашлыки, нам тут же звонят в службу охраны.

За последние годы был только один пожар – в 2014 году возникло возгорание в населенном пункте. Там как раз была полоса «горняшки» – горной сосны, которая вспыхнула очень быстро. Сейчас мы планируем проложить в тех местах маршрут и показывать, что может натворить человек необдуманными действиями.

Для борьбы с огнем у нас размещены две пожарно-химические станции и обучены примерно 40 сотрудников. Также жители населенных пунктов сформировали добровольную пожарную дружину, которая зарегистрирована в МЧС. Ежегодно проводятся учения, в том числе вместе с литовской стороной.

– Как был создан Музей леса. Какие экспонаты в нем представлены?

Музейный комплекс
Музейный комплекс

– Сначала это была небольшая экспозиция о природе Куршской косы, а сейчас уже целый визит-центр, поскольку необходимо все чаще информировать туристов о национальном парке и правилах поведения в нем. Также в нем можно приобрести сувениры, а в холодное время мы проводим там экологические праздники и занятия с детьми. В музейной части три экспозиционных зала: природы, истории рыболовства и «Крылья над Куршской косой», посвященный орнитологии. Ведь Куршскую косу называют еще «тропой птиц», а в древности она упоминалась как Нестланд (в пер. с нем. «Страна гнезд»). Еще есть стилизованное поселение «Богатырская застава», а также коллекция деревянных скульптур и дендроколлекция, в которой собраны растения, растущие в нацпарке и занесенные в Красную книгу региона и России. Некоторые представлены прямо на территории музейного комплекса, получить о них информацию можно с помощью табличек с QR-кодом.

– Ваш знаменитый «Танцующий лес» входит в дендроколлекцию?

Куршская коса
Куршская коса

– Нет, это совсем другой маршрут, деревья там обыкновенные, широко распространенные, хотя по их виду этого не скажешь. Сейчас мы предлагаем его реже и даже вынуждены были огородить самые причудливые стволы, потому что они сильно страдают от туристов. – Кузоменские пески в Мурманской области сформировались в результате деятельности человека. Там приходится защищать леса от ветровой эрозии. У вас есть похожие проблемы?

– О да. Подвижные дюны в большинстве случаев образуются вследствие сочетания неблагоприятных природных факторов и нерациональной деятельности человека. Но пустыне, о которой вы упомянули, около ста лет, а первые кочующие дюны Куршской косы существуют больше пяти веков.

Борьба с последствиями песчаной катастрофы началась здесь примерно 200 лет назад. Прежде всего были приняты административные меры, потом стали сажать лес. Ставили плетеные изгороди, высаживали травы-песколюбы в качестве ловушек для песка, но все эти мероприятия эффективны только после сооружения авандюны для защиты от песчаных масс, надвигающихся с моря. Сдерживание экспансии песка продолжается по сей день. Территория косы поделена на несколько зон: рекреационную, которую разрешено посещать туристам по определенным маршрутам, хозяйственную – на ней расположены населенные пункты, заповедную и особо охраняемую. Для двух последних установлен особый режим охраны, за нарушение которого наступает административная ответственность в соответствии с КоАП РФ.

– То есть поначалу леса на Куршской косе не было?

Высота Мюллера
Высота Мюллера

– Был, но его вырубили в Средние века. Тогда началось движение песков, засыпало несколько поселков, и для предотвращения подобных катастроф приступили к сооружению авандюны – берегового вала со стороны моря. Так что коса – это почти рукотворный объект. Кстати, в XIX–XX веках сюда привезли почти со всего мира много растений, чтобы посмотреть, как они будут приживаться. «Переселенцам» у нас понравилось, например, на маршруте «Королевский бор» можно увидеть тую гигантскую родом из Северной Америки – ей больше 200 лет.

Благоденствует у нас и горная сосна, которая раньше в основном и задерживала пески. Это невысокое дерево, но его корни уходят на глубину до 20 м. Только живет горная сосна всего 50–60 лет, а потом ее нужно убирать, так как она создает высокую пожарную опасность. Теперь на месте горной сосны, отжившей свой век, мы сажаем сосну обыкновенную.

Работы по сохранению Куршской косы почти не прекращаются – и на авандюне, которую нужно постоянно укреплять, и в других местах. Но засаживание деревьями новых участков приостановлено. Мы сохранили три участка белых дюн, чтобы показывать, как выглядела Куршская коса во время песчаной катастрофы.

– Где сегодня берете семена и саженцы?

– Мы заготавливаем семена в парке, сдаем на анализ и высеваем только после получения положительного заключения. У нас есть своя шишкосушилка, сегодня, наверное, уже единственная в Калининградской области. Саженцы тоже не закупаем на стороне – прямо в парке три питомника. Ежегодно только на российской части Куршской косы высаживается 20–30 тыс. саженцев, в этом деле немало помогают волонтеры. Однако молодые посадки повреждают животные, которые подъедают вершки. Так что лесоразведение на Куршской косе, наверное, не прекратится никогда. 

Текст
Мария Алексеева
Фото:
Ольга Каменская
Татьяна Рутковская
Павел Кухоренко