Регион номера

Говорят, но не делают

В регионе нет актуальных проектов ЛПК с господдержкой

Ориентированность экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на нефтедобычу отражается на других отраслях промышленности. Хотя их главная задача – поддержание основного направления, для этого могут быть задействованы разные механизмы.

Так, лесозаготовка в ХМАО также развивается и ввиду необходимости строительства линейных объектов, в первую очередь электросетей и трубопроводов, и для покрытия потребности в пиломатериалах. При этом в действующем региональном Лесном плане (ЛП) отмечается довольно низкая эффективность использования полученных лесных ресурсов.

«Для автономного округа характерна высокая интенсивность рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, связанных с предоставлением лесных участков земель лесного фонда под объекты топливно-энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры, в соответствии со статьями 43, 45 Лесного кодекса РФ. Объем ликвидной древесины при указанных рубках составил за период действия предыдущего Лесного плана Югры 14 629,2 тыс. м3, большая часть не вовлечена в хозяйственный оборот», – указано в документе.

Рациональное освоение лесных ресурсов в автономном округе сдерживается из-за отсутствия возможностей переработки низкокачественного и не имеющего сбыта древесного сырья, недостатка предприятий лесопромышленного комплекса и их низкого уровня вертикальной интеграции.

Общая площадь земель, занятых лесами, на 1 января 2018 года (на момент подготовки ЛП), по данным государственного лесного реестра, составляла 50 404 483 га (94,2% площади земель региона). При этом почти на 98% это земли лесного фонда. Колебания их площади незначительны, в среднем около одного процента.

«Ежегодное изменение площади лесов происходит за счет перевода земель из одной категории в другую, уточнения площадей при проведении лесоустроительных работ, ввода молодняков в категорию хозяйственно-ценных пород, а также передачи в аренду в соответствии со статьями 43, 45 Лесного кодекса РФ участков земель лесного фонда, на которых размещаются объекты топливно-энергетического комплекса», – записано в ЛП.

В Ханты-Мансийском автономном округе преобладающая порода – сосна обыкновенная, ее запасы составляют 45,5% всех лесных насаждений округа. Расчетная лесосека оценивается в 40,6 млн м3, в том числе 21,2 млн м3 по хвойному хозяйству. Однако высокая доходность нефтедобывающей отрасли избавляет компании, работающие в лесной сфере, от необходимости извлекать дополнительную выгоду от сопутствующих процессов, в том числе от заготовки древесины. И все же в ХМАО все-таки есть минимум один крупный игрок лесопромышленного комплекса – АО «Югорский лесопромышленный холдинг» (100% акций холдинга принадлежат округу). За последние годы компания реализовала в регионе несколько крупных инвестиционных проектов. В Советском районе создан логистический центр, введена в эксплуатацию автоматическая сортировочная линия для сухих пиломатериалов производительностью 150 тыс. м3 в год, проведена модернизация Малиновского завода АО «Югорский лесопромышленный холдинг», приобретены 104 единицы техники. Кстати, по данным Рослесинфорга, холдинг лидирует по лесозаготовке в своем регионе.

На сайте Рослесинфорга сообщается, что это предприятие по лесозаготовке и производству пиломатериалов с собственным производственным комплексом в Советском районе рубит чуть более 530 тыс. м3 в год. Однако общероссийский рейтинг возглавляет группа «Илим», предприятия которой ежегодно заготавливают примерно 12 млн м3 древесины.

Еще один инвестпроект Югорского лесопромышленного холдинга связан с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью. На базе АО «Югра-плит» несколько лет назад была установлена вторая линия ламинирования древесно-стружечных плит мощностью до 11 млн м2 в год от компании Wemhoener (Германия), после чего объем производства ламинированных ДСП увеличился на 23,2%. Теперь в планах довести выпуск ДСП на заводе «Югра-плит» до 500 тыс. м3 в год, создать предприятия по выпуску смол и по пропитке (импрегнированию) бумаги в Советском районе, организовать многопрофильное производство конкурентоспособной продукции из древесины в поселке Мортка (Кондинский район).

Об эффективности работы холдинга можно судить и по перспективным планам. Летом текущего года на международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2021 подписано соглашение о сотрудничестве ОАО «Российские железные дороги», АО «Югорский лесопромышленный холдинг» и правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Как сообщили в пресс-службе Свердловской железной дороги, предполагается дальнейшая синхронизация развития железнодорожной инфраструктуры с планами увеличения производственных мощностей холдинга для обеспечения бесперебойной перевозки грузов. Ожидается, что ежегодные объемы выгрузки сырья для предприятий холдинга к 2030 году увеличатся до 424 тыс. т, объемы отгрузки готовой продукции – до 232 тыс. т. А расширение промышленной площадки в городе Советский предполагает возобновление работы, модернизацию ранее законсервированной железнодорожной станции Соболиная и строительство необходимых подъездных путей и путей общего пользования.

Ранее на железнодорожный транспорт были переключены перевозки круглого леса, пиломатериала, бруса и ДСП. Согласно официальным данным железнодорожников, по итогам шести месяцев 2021 года общий объем железнодорожных грузоперевозок Югорского лесопромышленного холдинга составил 144,7 тыс. т.

Несмотря на то что ЛПК не является приоритетным направлением развития экономики региона, в Стратегии социально-экономического развития ХМАО до 2030 года указано, что «интенсификация развития лесопромышленного комплекса, повышение его удельного веса в общем объеме валового регионального продукта – стратегически важная для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры задача, одновременно решающая проблему диверсификации его экономики».

Инвестиции в ЛПК будут направлены на модернизацию действующих и строительство новых предприятий, а также на развитие транспортной инфраструктуры лесного хозяйства. Совокупный объем инвестиций в основной капитал в 2013–2030 годах составит около 14 млрд рублей.

Оценить достоверность этой цифры в настоящее время не представляется возможным. На официальном уровне заявлено, что в основу приоритетов государственной политики региона в сфере обработки древесины и изделий из дерева заложено решение задач по улучшению инвестиционного климата и дальнейшей реализации приоритетных инвестиционных проектов, развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение переработки низкосортной древесины и отходов для повышения эффективности производства лесопромышленного комплекса, а также развитие деревянного домостроения, интенсификация использования лесов и повышение конкурентоспособности лесной промышленности. Однако в действующем региональном ЛП указано, что приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов в Югре нет, а на официальном сайте правительства ХМАО – Югры нет актуальной информации о действиях, предпринятых в этом направлении. 

Так, лесозаготовка в ХМАО также развивается и ввиду необходимости строительства линейных объектов, в первую очередь электросетей и трубопроводов, и для покрытия потребности в пиломатериалах. При этом в действующем региональном Лесном плане (ЛП) отмечается довольно низкая эффективность использования полученных лесных ресурсов.

«Для автономного округа характерна высокая интенсивность рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, связанных с предоставлением лесных участков земель лесного фонда под объекты топливно-энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры, в соответствии со статьями 43, 45 Лесного кодекса РФ. Объем ликвидной древесины при указанных рубках составил за период действия предыдущего Лесного плана Югры 14 629,2 тыс. м3, большая часть не вовлечена в хозяйственный оборот», – указано в документе.

Рациональное освоение лесных ресурсов в автономном округе сдерживается из-за отсутствия возможностей переработки низкокачественного и не имеющего сбыта древесного сырья, недостатка предприятий лесопромышленного комплекса и их низкого уровня вертикальной интеграции.

Общая площадь земель, занятых лесами, на 1 января 2018 года (на момент подготовки ЛП), по данным государственного лесного реестра, составляла 50 404 483 га (94,2% площади земель региона). При этом почти на 98% это земли лесного фонда. Колебания их площади незначительны, в среднем около одного процента.

«Ежегодное изменение площади лесов происходит за счет перевода земель из одной категории в другую, уточнения площадей при проведении лесоустроительных работ, ввода молодняков в категорию хозяйственно-ценных пород, а также передачи в аренду в соответствии со статьями 43, 45 Лесного кодекса РФ участков земель лесного фонда, на которых размещаются объекты топливно-энергетического комплекса», – записано в ЛП.

В Ханты-Мансийском автономном округе преобладающая порода – сосна обыкновенная, ее запасы составляют 45,5% всех лесных насаждений округа. Расчетная лесосека оценивается в 40,6 млн м3, в том числе 21,2 млн м3 по хвойному хозяйству. Однако высокая доходность нефтедобывающей отрасли избавляет компании, работающие в лесной сфере, от необходимости извлекать дополнительную выгоду от сопутствующих процессов, в том числе от заготовки древесины. И все же в ХМАО все-таки есть минимум один крупный игрок лесопромышленного комплекса – АО «Югорский лесопромышленный холдинг» (100% акций холдинга принадлежат округу). За последние годы компания реализовала в регионе несколько крупных инвестиционных проектов. В Советском районе создан логистический центр, введена в эксплуатацию автоматическая сортировочная линия для сухих пиломатериалов производительностью 150 тыс. м3 в год, проведена модернизация Малиновского завода АО «Югорский лесопромышленный холдинг», приобретены 104 единицы техники. Кстати, по данным Рослесинфорга, холдинг лидирует по лесозаготовке в своем регионе.

На сайте Рослесинфорга сообщается, что это предприятие по лесозаготовке и производству пиломатериалов с собственным производственным комплексом в Советском районе рубит чуть более 530 тыс. м3 в год. Однако общероссийский рейтинг возглавляет группа «Илим», предприятия которой ежегодно заготавливают примерно 12 млн м3 древесины.

Еще один инвестпроект Югорского лесопромышленного холдинга связан с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью. На базе АО «Югра-плит» несколько лет назад была установлена вторая линия ламинирования древесно-стружечных плит мощностью до 11 млн м2 в год от компании Wemhoener (Германия), после чего объем производства ламинированных ДСП увеличился на 23,2%. Теперь в планах довести выпуск ДСП на заводе «Югра-плит» до 500 тыс. м3 в год, создать предприятия по выпуску смол и по пропитке (импрегнированию) бумаги в Советском районе, организовать многопрофильное производство конкурентоспособной продукции из древесины в поселке Мортка (Кондинский район).

Об эффективности работы холдинга можно судить и по перспективным планам. Летом текущего года на международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2021 подписано соглашение о сотрудничестве ОАО «Российские железные дороги», АО «Югорский лесопромышленный холдинг» и правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Как сообщили в пресс-службе Свердловской железной дороги, предполагается дальнейшая синхронизация развития железнодорожной инфраструктуры с планами увеличения производственных мощностей холдинга для обеспечения бесперебойной перевозки грузов. Ожидается, что ежегодные объемы выгрузки сырья для предприятий холдинга к 2030 году увеличатся до 424 тыс. т, объемы отгрузки готовой продукции – до 232 тыс. т. А расширение промышленной площадки в городе Советский предполагает возобновление работы, модернизацию ранее законсервированной железнодорожной станции Соболиная и строительство необходимых подъездных путей и путей общего пользования.

Ранее на железнодорожный транспорт были переключены перевозки круглого леса, пиломатериала, бруса и ДСП. Согласно официальным данным железнодорожников, по итогам шести месяцев 2021 года общий объем железнодорожных грузоперевозок Югорского лесопромышленного холдинга составил 144,7 тыс. т.

Несмотря на то что ЛПК не является приоритетным направлением развития экономики региона, в Стратегии социально-экономического развития ХМАО до 2030 года указано, что «интенсификация развития лесопромышленного комплекса, повышение его удельного веса в общем объеме валового регионального продукта – стратегически важная для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры задача, одновременно решающая проблему диверсификации его экономики».

Инвестиции в ЛПК будут направлены на модернизацию действующих и строительство новых предприятий, а также на развитие транспортной инфраструктуры лесного хозяйства. Совокупный объем инвестиций в основной капитал в 2013–2030 годах составит около 14 млрд рублей.

Оценить достоверность этой цифры в настоящее время не представляется возможным. На официальном уровне заявлено, что в основу приоритетов государственной политики региона в сфере обработки древесины и изделий из дерева заложено решение задач по улучшению инвестиционного климата и дальнейшей реализации приоритетных инвестиционных проектов, развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение переработки низкосортной древесины и отходов для повышения эффективности производства лесопромышленного комплекса, а также развитие деревянного домостроения, интенсификация использования лесов и повышение конкурентоспособности лесной промышленности. Однако в действующем региональном ЛП указано, что приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов в Югре нет, а на официальном сайте правительства ХМАО – Югры нет актуальной информации о действиях, предпринятых в этом направлении. 

Текст Мария Алексеева


Другие статьи рубрики Регион номера: Ханты-Мансийский автономный округ

Обзоры ЛПК регионов России