«Магистраль-Транзит»: в ногу со временем
Компания «Магистраль-Транзит» была основана в 2007 году как лесозаготовительное предприятие. В 2013 году новые собственники решили создать на базе успешного лесозаготовительного производства лесопромышленную компанию полного цикла, основной продукцией которой должны были стать сухие пиломатериалы, в том числе строганые, с соответствующим экспортным требованиям качеством.
Новые собственники с опытом работы на лесопильных предприятиях смогли не только быстро наладить эффективное производство, но и обеспечить его планомерное развитие. За несколько лет было создано современное предприятие производственной мощностью 360 тыс. м3 пиловочных бревен в год.
На начальном этапе месячная мощность лесопильного производства составляла всего 6000 м3 пиломатериалов, которые выпускались на двух лесопильных линиях. Для распиловки бревен большого диаметра использовалась линия на базе двухэтажных лесопильных рам 2Р75. Бревна малого и среднего диаметра распиливались на параллельном потоке, созданном на основе подержанного круглопильного оборудования германского производства. Сортировка пиломатериалов осуществлялась в ручном режиме. Участок сушки состоял всего из двух сушильных камер австрийского производителя Mühlböck-Vanicek.
В 2016 году собственники предприятия приняли принципиальное решение о необходимости повышения качества продукции и поставили важнейшую задачу по замене лесопильных рам современным оборудованием, позволяющим обеспечить точность формы и шероховатость поверхности пиломатериалов, соответствующие рыночным требованиям. Вместе с тем требовалось увеличить объемы производства, что невозможно без реконструкции практически всех производственных участков.
Намеченные планы безотлагательно воплотили в жизнь. В том же году лесопильные рамы были демонтированы, а вместо них введена в эксплуатацию лесопильная линия российского производства Arctant, созданная на базе круглопильного оборудования, что позволило быстро нарастить производительность и повысить точность формы пиломатериалов. На предприятии установили современную линию сортировки круглых лесоматериалов Hekotek, позволяющую распределять пиловочное сырье длиной 4 м по 34 карманам. Для сушки всего объема выпускаемых пиломатериалов компания целенаправленно инвестировала средства в развитие участка сушки. Его работу обеспечивала новая котельная мощностью 14 МВт, и, начиная с 2017 года, по мере роста производительности, на предприятии ежегодно устанавливали пять новых сушильных камер. В 2017 году была введена в эксплуатацию оснащенная ленточнопильным оборудованием третья лесопильная линия, предназначенная для раскроя толстомерной древесины.
В результате модернизации производственных участков производительность предприятия увеличилась на 40% и достигла 8500 м3 пиломатериалов в месяц: 57% обеспечивала новая круглопильная линия Arctant, 33% – старая круглопильная линия, 10% – новая ленточнопильная линия.
Для расширения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения ее добавочной стоимости создали строгальный участок, мощность которого позволяла обрабатывать до 20 тыс. м3 пиломатериалов в год.
Среднегодовой объемный выход пиломатериалов на участке отгрузки продукции потребителю составил 45%.
В 2017 году руководство компании заявило о качественном изменении работы лесопильного предприятия и создании одного компактного участка производства пиломатериалов на современной автоматизированной лесопильной линии большой единичной мощности. Таким образом можно было решить сразу несколько важнейших задач, стоящих перед любым современным предприятием: повышение объемного выхода пиломатериалов, сокращение обслуживающего персонала, упрощение логистики перемещения сырья и готовой продукции по территории предприятия, а также значительное повышение качества готовой продукции – в первую очередь повышение размерной точности и предотвращение образования дефектов при многократной транспортировке и базировании сортиментов на оборудовании разных типов.
Новая лесопильная линия должна была обеспечить эффективную распиловку сосны и лиственницы – основных пород, обрабатываемых на предприятии, а также перерабатывать древесину ели. Причем с техническими характеристиками оборудования, позволяющими раскраивать пиловочные бревна длиной 4 м и вершинным диаметром 120–420 мм.
За 2017–2018 годы собственники проанализировали предлагаемые ведущими европейскими поставщиками лесопильного оборудования технологии. В результате анализа и нескольких поездок на действующие современные производства в Скандинавии и Центральной Европе выбор был сделан в пользу компании USNR (Сёдерхамн, Швеция). При этом решающую роль сыграли репутация компании, зарекомендовавшей себя как поставщика рациональных решений, обеспечивающих максимальный выход пиломатериалов, наличие у компании службы технической поддержки и склада запасных частей в России, а также опыт работы на базе оборудования USNR аналогичных производств в Иркутской области (г. Усть-Илимск), в схожих климатических условиях. Дополнительным преимуществом USNR стало изготовление электроники и системы управления лесопильной линии на собственном производстве, то есть тотальная ответственность поставщика оборудования.
При создании нового производства руководство компании следовало политике рационального инвестирования. Основное оборудование для создания разных участков лесопильного производства приобреталось у нескольких производителей с учетом соотношения цены и качества, что позволило подобрать оптимальные решения для выполнения каждой производственной операции. Так, например, для окорки пиловочных бревен был выбран станок Cambio 800, линию подачи пиловочника в лесопильный цех поставила шведская компания Hedlunds (г. Альфта). Линия сортировки сырых пиломатериалов приобретена бывшая в употреблении, но высокого качества и от надежного скандинавского поставщика подобного оборудования – компании Renholmen. Система удаления отходов линии лесопиления представляет собой комбинацию новых скребковых транспортеров европейского производства и восстановленного сита для сортировки щепы, вибротранспортера и рубительной машины Bruks. Силовые шкафы линии подачи и системы удаления отходов изготовлены российской компанией Wood Engine (Санкт-Петербург), осуществившей монтаж и пуск всего проекта. Автоматика закуплена у ведущего российского поставщика автоматических систем – компании «Автоматика-Вектор». Весь инжиниринг по объединению компонентов нового производства выполнен силами местных специалистов в тесном сотрудничестве с инженерами компании USNR.
В итоге был создан технологический комплекс, соответствующий современным требованиям к лесопильным производствам.
Смонтированная и запущенная в эксплуатацию в феврале 2020 года лесопильная линия представляет собой классическое решение для раскроя бревен в проверенных скандинавских традициях, но с учетом специфики суровых природно-климатических сибирских условий. Круглопильная прямоточная лесопильная линия USNR проходного типа с фрезерно-брусующими станками и системой обрезки боковых досок на линии Catech TS-5 укомплектована с расчетом на оптимизацию раскроя пиловочного сырья и обеспечивает максимальный объемный выход пиломатериалов даже из бревен с кривизной до 1,5%.
Перед подачей в лесопильный станок первого ряда пиловочные бревна пропускаются через 3D-сканер, оснащенный лазерными датчиками Bioluma 3900 производства компании USNR. На основе полученных данных каждое бревно кантуется в оптимальное положение, обуславливающее максимальный выход пиломатериалов на всех стадиях распиловки. Транспортер загрузки бревен в первый фрезерно-брусующий станок по команде системы управления может обеспечить боковое смещение бревна в диапазоне ±50 мм для получения симметричных пластей боковых досок. После фрезерования горбыльной части на двухвальном круглопильном станке EuroSaw S4D, оснащенном предохранительными фрезами пильных валов, отделяется до четырех боковых досок с образованием технологической щепы. В зависимости от формы и размеров бревна по команде системы оптимизации может быть мгновенно изменено положение пил для обеспечения максимального выхода продукции, что актуально при раскрое укрупненных сортировочных групп пиловочника.
Полученный в первой группе станков двухкантный брус кантуется на 90 градусов и загружается во фрезерно-брусующий станок второго ряда, в котором из него формируется четырехкантный обзольный брус. Загрузка производится по образующей бруса и его геометрическому центру, за счет чего при раскрое учитывается кривизна. Транспортер загрузки оснащен тремя независимыми парами роликов, сопровождающими брус в соответствии с его формой. Фрезерование бруса по образующей с учетом кривизны позволяет сохранить максимальный выход пиломатериалов, превышающий на 1,5–2% выход на линиях без этой опции. Затем брус аналогично раскраивается в круглопильном станке, оснащенном профильными фрезами, и обрезные боковые доски формируются одновременно с раскроем.
Необрезные доски со станка первого ряда передаются на оптимизационную линию обрезки Catech 400 TS-5, оборудованную сканером реальной формы доски, оснащенным датчиками Bioluma 2900 производства USNR. Сканирование профиля доски с шагом 9 мм позволяет обрезать доску с максимальной заданной шириной. В среднем точность подобных систем около 97%, то есть в 97 случаях из ста заданная оптимизация совпадает с реальным результатом на выходе с линии обрезки.
Готовые пиломатериалы поступают на сортировочную линию, оснащенную триммером. Линия сортировки работает в комбинированном режиме 24 часа в сутки. Большое количество карманов (50 шт.) позволяет использовать ее по гибкому графику для сортировки не только сырых пиломатериалов, но и сухих, которые загружаются в ночную смену, когда лесопильный цех не работает.
Проектная производительность лесопильного цеха составляет 460 тыс. м3 пиловочного сырья в год. Из-за сложностей, связанных с пандемией COVID-19, линия вышла на требуемые заказчиком производственные показатели (360 тыс. м3 бревен при работе в две смены) в августе 2021 года. Но ее мощность превышает потребности предприятия, и средний объемный выход пиломатериалов на конечном этапе отгрузки потребителю составляет около 50%.
Весь лесопильный цех обслуживают всего пять операторов: два работают на линии пиления и три – на линии сортировки пиломатериалов.
Все пиломатериалы подвергаются камерной сушке в 21 сушильной камере европейского производства. В 2022 году, при выходе завода на требуемые показатели производительности, будут установлены еще четыре камеры.
В 2020 году компания «Магистраль-Транзит» получила статус приоритетного проекта в области освоения лесов. Для достижения заявленных показателей мощности комбинированной линии сортировки пиломатериалов было уже недостаточно, поэтому в 2021 году была приобретена линия сортировки сухих пиломатериалов на 40 карманов, оснащенная системой визуального распознавания пороков. Запуск линии запланирован на конец 2021 года.
На предприятии эффективно решается проблема с использованием отходов лесопиления. Невостребованная щепа и опилки служат сырьем для пеллетного производства мощностью 30 тыс. т в год. Предприятие получило сертификат EN+. Все сухие отходы от строжки передаются на участок брикетирования, оснащенный двумя прессами RUF.
Отгрузка продукции в вагоны и контейнеры производится в железнодорожном тупике предприятия с помощью восьми погрузчиков. Основные рынки сбыта – Япония, Корея, Китай, Египет и страны Европы. Часть пиломатериалов реализуется в Узбекистане. Технологическая щепа поставляется на ЦБК в Иркутской области.
Залог стабильного и последовательного развития предприятия – его команда, люди, работающие на современном производстве. Это 440 человек, включая лесозаготовителей. Предприятие получило статус градообразующего. Вопросы социального характера успешно решаются с местной администрацией.
В ближайшей перспективе намечено расширение пеллетного производства, строительство плитного производства для рационального использования заготавливаемого лиственного сырья, значительные инвестиции в транспортную инфраструктуру для снижения затрат на лесозаготовку и лесовосстановление и обеспечения доступности всей арендной лесосырьевой базы.
USNR в России
www.usnr.com
Тел: 8.800.250.7560