Деревянное домостроение

Деревянное домостроение сегодня и завтра

Анализ ситуации, возможности ее улучшения, прогнозы развития

На вопросы нашего корреспондента отвечает Вадим Фидаров, директор по работе с государственными органами власти, директор московского представительства компании «Тамак», кандидат экономических наук.

– Как, с вашей точки зрения, последние решения правительства, касающиеся ИЖС, стимулируют развитие деревянного домостроения?

 Вадим Фидаров

– Следует сразу оговориться, что деревянное домостроение – это не только коттеджи, но и многоквартирные дома, общественные здания, объекты социально-культурного назначения – большепролетные сооружения (арены, стадионы, теннисные корты, физкультурно-оздоровительные комплексы, здания сельхозназначения, склады и т. п.), а также бани, хозяйственные и другие постройки.

Меры, принимаемые правительством РФ для развития ИЖС, конечно, будут способствовать и росту объемов строительства индивидуальных жилых домов из деревянных конструкций, а также сопутствующих дворовых хозяйственных построек, бань, гостевых домов, навесов, беседок и т. д. В первую очередь это ипотека на ИЖС, в том числе на деревянные дома, по процентным ставкам, сопоставимым с ипотечными ставками на квартиры в многоквартирных домах, а также льготные программы, широко применяемые в таких домах. Также важными представляются готовящиеся законодательные акты, регулирующие комплексное развитие территорий, проектное финансирование, управление общим имуществом в коттеджных поселках и малоэтажных жилых комплексах. Ведется работа по упрощению и ускорению процедур, связанных с подбором земельного участка, оформлением и согласованием документов на всех этапах цикла строительства индивидуального жилого дома.

Вышеперечисленные меры являются базовыми для развития всего сегмента ИЖС. Однако темпы роста объемов деревянного домостроения могут быть выше темпов роста ИЖС в течение минимум пяти лет, но для этого необходима реализация целого комплекса дополнительных мер, которые следует объединить в отдельную государственную программу.

– Можно ли вообще говорить, что деревянное домостроение идет в рост – какие цифры и факты об этом свидетельствуют?

– Согласно данным Росстата, в 2020 году объем ввода деревянных домов составил 9350 тыс. м2, это на 520 тыс. м2 (+5,9%) больше, чем в 2019 году.

Если принять в расчет, что с августа 2019 года Росстат включает в статистику индивидуальные жилые дома, построенные на землях садоводств, включая ранее построенные и зарегистрированные в 2020 году, – это 2190,6 тыс. м2, то можно сказать, что объем ввода в 2020 году незначительно превышает объем 2018 года (7062 тыс. и 7162 тыс. м2 соответственно) и равен показателю 2017 года. Сравнить с объемом 2019 года сложно, так как у нас нет «очищенных» данных.

Казалось бы, опираясь на такие расчеты, можно было бы сказать о стагнации на рынке деревянного домостроения. Однако, по оценкам экспертов Ассоциации деревянного домостроения, около 40% индивидуальных жилых домов категории «Прочие материалы стен» также построены с использованием деревянных несущих конструкций. Как правило, это дома на основе деревянного каркаса с многослойными стеновыми конструкциями, различными вариантами фасадной отделки, включая дома из SIP-панелей и комбинированные.

Таким образом, если основываться опять же на данных Росстата, по нашим подсчетам, реальный объем ввода деревянных домов с учетом «Прочих» составил 16,09 млн м2, а прирост – 1177 тыс. м2 (+7,9%) по отношению к показателям 2019 года. Это подтверждают альтернативные расчеты, которые мы провели на основе данных о потреблении конструкционных плитных материалов, используемых для обшивки стен каркасных домов (OSB, ЦСП), и на основе экспертных оценок доли тех или иных технологий деревянного домостроения в общем объеме строительства деревянных домов, а также с учетом результатов маркетинговых исследований по объемам строительства домов из цельной древесины, SIP-панелей.

Так, по расчетам, в 2020 году совокупный объем строительства (следует отличать от объема регистрации объектов недвижимости, учитываемого в Росстате), включая дачные дома летнего и круглогодичного проживания, построенные на землях садоводств, составил не менее 17,7 млн м2. На наш взгляд, для разработки программ развития ЛПК, деревянного домостроения, нужно опираться на объемы строительства на землях ИЖС и строительства дачных домов.

Исходя из данных Росстата, можно утверждать, что в 2020 году совокупный объем строительства домов из цельномассивной древесины (оцилиндрованного и рубленого бревна, профилированного бруса), а также из клееного бруса и незначительные объемы коттеджей из CLT- и MHM-панелей (которые при регистрации недвижимости, скорее всего, относят к категории «со стенами из деревянных материалов»), остаются примерно на уровне 2017–2019 годов. Стоит отметить, что в этом объеме доля домов из клееного бруса растет, а доля традиционных срубовых конструкций снижается.

Однако сегмент деревянных домов на основе деревянного каркаса – каркасные, каркасно-щитовые, каркасно-панельные, фахверковые, из SIP-панелей – демонстрирует уверенный рост.

– Какие ключевые факторы тормозят развитие деревянного домостроения? И как их можно перебороть?

– Это несколько групп основных факторов. В первую группу я бы включил вопросы ликвидности деревянных домов. Наряду с устаревшими нормами оценки долговечности и срока службы зданий из деревянных конструкций, в масс-сегменте деревянные дома еще и воспринимаются как менее долговечные, которые труднее перепродать, чем дома из газобетона, или приходится делать большую скидку. Во многом это связано со случаями некачественного проектирования и строительства, особенно низкобюджетных домов, многие из которых возводятся бригадами фрилансеров с недостаточным уровнем знаний и навыков, нередко и без проектной документации. Такое положение нужно и можно менять.

«Серый» рынок сам по себе, из-за ценового демпинга, мешает развитию производственных и строительных компаний, рыночные цены которых на порядок выше, поскольку они работают легально, платят все налоги, содержат штат сотрудников, оборудование и так далее. В плане нормативно-технического регулирования необходимы новые стандарты проектирования, строительства, а также организации строительства деревянных домов по разным технологиям. Ассоциация деревянного домостроения в 2020 году подала заявки на разработку нескольких СП и ГОСТа на клееный стеновой брус. Сейчас эксперты АДД готовят замечания и предложения к опубликованным первым версиям этих документов.

Также требуется проведение НИОКР, пересмотр норм оценки расчетного срока эксплуатации, нормативного срока службы деревянных зданий, построенных из современных материалов и конструкций. К примеру, в австрийском стандарте ÖNORM B 2320 установлен срок службы деревянных домов 100 лет и более при соблюдении правил проектирования и строительства, эксплуатации, проведении регламентного техобслуживания, текущих и капитальных ремонтов, замене материалов по окончании их срока службы, например кровельного покрытия. По сути, это требования к зданиям из любых строительных материалов. Все они подходят для наших климатических условий.

Значительные ограничения применения деревянных конструкций связаны с недостаточным количеством НИОКР по пожарной безопасности, сейсмостойкости, применению деревянных конструкций в зданиях на железобетонном или металлическом каркасе. Огромный рынок – это большепролетные здания и сооружения, здания сельскохозяйственного назначения, он тоже требует исследования и разработки нормативно-технической документации.

Часть этих задач, хотя и не в том объеме, в котором хотелось бы, последовательно решаются. Так, например, проводятся планомерные испытания свойств CLT-панелей и разрабатываются соответствующие ГОСТы, вносятся поправки в своды правил.

В плане подготовки и повышения квалификации предстоит еще более сложная и длительная работа, от разработки и внедрения профессиональных стандартов и внедрения их в образовательные программы учебных заведений до создания центров повышения квалификации не только работников строительных специальностей, но и архитекторов, проектировщиков. Успешный опыт Вологодской области в этом направлении нужно тиражировать по всей стране.

Вторая группа факторов, тормозящих развитие деревянного домостроения, обусловлена недостаточной обеспеченностью внутреннего рынка строительной древесиной. Отечественным потребителям пиломатериалов приходится конкурировать с западными, и при резких скачках спроса и цен за рубежом российские производители, естественно, предпочитают поставки иностранным покупателям. Особенно ярко это проявилось в последний год.

Если раньше продукцию на экспорт поставляли в основном крупные компании, которые почти не работают с внутренним рынком, то с конца лета 2020 года многие небольшие и средние производители, работавшие преимущественно на российского покупателя, стали налаживать поставки за рубеж. Поставщики пиловочника закономерно начали повышать цены, а объемы лесозаготовки почти не выросли. В таких условиях инвестировать в создание производства деревянных домов, деревянных строительных конструкций, не имея собственной лесосырьевой базы, весьма рискованно. Реализовать столь сложные вертикально интегрированные проекты под силу только крупным холдингам, которые пока предпочитают более доходные направления.

Помимо почти безбарьерного вывоза пиломатериалов, остается проблема слабого развития транспортной инфраструктуры в лесах. Инвестируют в нее, как правило, сами лесозаготовители, что ограничивает объемы заготовки. У лесозаготовителей тоже есть пул проблем.

Кроме того, риск дефицита и повышения стоимости древесины ежегодно возникает в связи с погодными условиями: теплой или очень холодной зимой, дождями в весенне-осенний период и, конечно, засухой, способствующей распространению лесных пожаров. Третью группу факторов составляют проблемы, связанные с очень низкой долей отечественного оборудования в производстве деревянных домов, строительных деревянных конструкций. Практически все современные заводы в России работают на зарубежном оборудовании и по зарубежным технологиям.

Использование конкурентоспособного отечественного оборудования позволило бы снизить первоначальные затраты и уменьшить срок окупаемости вложений, а также сократить расходы на обслуживание и ремонты. Однако это задача даже не на десять, а на 20 лет. Решать ее нужно системно и постепенно, начиная с выпуска наиболее простого оборудования, оснастки, затем переходить к более сложному.

Для этого нужно создать специальное отраслевое направление, можно сказать, с нуля. Это стратегическая задача, которую государство может решить вместе с частным бизнесом.

К четвертой группе ключевых факторов я бы отнес все проблемы, препятствующие развитию ИЖС и малоэтажного жилищного строительства в целом, они системно описаны и уже последовательно решаются.