Вступили в силу рекреационные поправки к Лесному кодексу
1 марта 2022 года вступили в силу так называемые рекреационные поправки к Лесному кодексу – федеральный закон от 2 июля 2021 года №301-Ф3 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основная идея закона – упрощение «озаборивания» и застройки лесных участков, переданных в пользование для некоторых видов деятельности (рекреационной, религиозной, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации линейных объектов, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, искусственных водных объектов, портов, гидротехнических сооружений). Перечни капитальных и некапитальных объектов, которые можно будет строить, должны быть утверждены правительством РФ, пока их нет, но есть проекты. Согласно этим проектам, подготовленным Минприроды России, строить можно будет очень много – газопроводы, причалы, линии электропередачи, железные и автомобильные дороги, автостоянки, бассейны, стадионы, здания религиозного или благотворительного назначения и т. д. (впрочем, большую часть этих объектов можно было строить в лесах и раньше). При этом на бумаге застроенные участки так и останутся землями лесного фонда, то есть формально, несмотря на всю эту застройку, ситуация с лесами не ухудшится.
В законе оговаривается, что сплошные рубки лесных насаждений для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при рекреационной, религиозной деятельности, строительстве линейных объектов и объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры не допускаются. Но это вряд ли кого-то будет сильно ограничивать, давно уже сложилась следующая практика: если непосредственно под застройку лес вырубить нельзя, то сначала назначается и проводится сплошная санрубка, а потом застраивается уже вырубленный и расчищенный участок.
Наибольшие новые возможности вводятся для рекреационной деятельности. Согласно новой редакции статьи 41 Лесного кодекса, капитальное строительство и возведение некапитальных сооружений (из вышеуказанных перечней) для оказания услуг в сфере туризма, развития физкультуры и спорта, организации отдыха граждан будет возможно «на части площади, не превышающей 20% площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью, не превышающей одного гектара, и не занятой лесными насаждениями». Вопрос с «площадью, не занятой лесными насаждениями», скорее всего, как отмечено выше, легко будет решаться с помощью санрубок. А 20% застроенной площади – это довольно высокая плотность застройки для пригородных территорий. Разрешение на строительство должен будет выдавать орган государственной власти субъекта РФ, утвердивший положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Из объектов капитального строительства рекреационного назначения, которые можно будет строить согласно проекту перечня, наиболее значимыми являются «постройки капитальные временные, используемые в рекреационных целях». Очевидно, что под это название можно будет подвести почти что угодно – никаких явных ограничений нет. Таким образом, если этот перечень будет утвержден, чуть ли не любой пригородный или припоселковый лес можно будет использовать под застройку посредством механизма рекреационной аренды.
Как это будет работать на практике, пока непонятно. Различных лазеек, позволяющих разбазаривать лесные земли в густонаселенных районах и раздавать их всевозможным застройщикам, в действующем законодательстве и так очень много, особенно с учетом того, что государственная лесная собственность очень плохо посчитана и у большинства лесов нет точных кадастровых границ. Реальный масштаб бедствия будет очень сильно зависеть от реакции общества на первые наиболее показательные случаи использования этого закона и вообще на застройку и озаборивание важных для граждан лесов в окрестностях городов и поселков.
Текст Алексей Ярошенко