Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Отрасль

Путь к хаосу: Рослесхоз утвердил план проведения лесоустройства на 2022 год

С 1 января 2022 года Рослесинфорг стал отраслевым монополистом в сфере лесоустройства: теперь только он может проводить плановое лесоустройство на землях лесного фонда.

Соответствующие поправки были внесены в Лесной кодекс РФ федеральным законом от 2 июля 2021 года №304-ФЗ. В пояснительной записке к проекту этого закона говорится, что «ежегодный объем мероприятий по лесоустройству должен осуществляться на площади не менее 30 млн га». Лесоустройство теперь должно проводиться в соответствии с единым федеральным планом. План должен утверждаться Рослесхозом на срок до 10 лет и размещается на его официальном сайте. Пока Рослесхоз приказом от 22 февраля 2022 года №76 смог утвердить такой план только на один год (точнее, на оставшуюся часть 2022 года).

План состоит из четырех частей, касающихся разных элементов лесоустройства: таксации, проектирования хозяйственных мероприятий, проектирования категорий лесов и особо защитных участков и проектирования лесничеств. С точки зрения поддержания материалов лесоустройства в актуальном состоянии и возможности предоставления их в пользование наиболее важна первая часть – таксация. Именно она должна проводиться на площади 30 млн га в год, чтобы поддерживать актуальность лесоустройства на площади 300 млн га (такова, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «площадь земель лесного фонда, которые в первоочередном порядке подлежат лесоустройству, или территория интенсивного освоения лесов»).

Что же мы видим в плане лесоустройства на 2022 год?

Согласно первой его части, относящейся к таксации, работы подготовительного этапа запланированы в 2022 году на общей площади 16,94 млн га, а работы полевого и камерального этапов (то есть те, которые дадут конечный продукт таксации) – на общей площади всего 2,51 млн га.

Таким образом, в 2022 году Рослесинфорг планирует завершить таксацию – выполнить работы полевого и камерального этапов менее чем на одной десятой той площади, на которой он должен будет с 2024 года выполнять их ежегодно.

Понятно, что отчасти это связано с финансовыми ограничениями: монополистическое лесоустройство обойдется дороже, и пока деньги на его проведение в плановых объемах в бюджет не заложены. Согласно пояснительной записке, «начиная с 2024 года, потребность в ежегодном финансировании мероприятий по лесоустройству на территории интенсивного освоения лесов на площади 30 млн га составит 4,8 млрд руб» (очевидно, что этих денег хватит только на среднего уровня халтуру, но пока и их нет).

Но финансовые ограничения – это не главная проблема. Главная – кадры и технические возможности. Если имеющимися сейчас силами Рослесинфорг способен обеспечить выполнение полного комплекса работ по таксации менее чем на одной десятой плановой площади (на 2024 год и последующие), то откуда у него возьмутся новые квалифицированные силы, когда появятся запланированные средства?

По всей видимости, руководство предполагает, что, когда появятся дополнительные федеральные деньги на лесоустройство, которые по закону можно будет проводить только через Рослесхоз и Рослесинфорг, на них можно будет найти исполнителей из частных лесоустроительных организаций, оставшихся не у дел после вступления в силу федерального закона от 2 июля 2021 года №304-ФЗ. У частников сил побольше, и работать они могут эффективнее, чем неповоротливый госмонополист, но не факт, что много специалистов согласятся брать на себя всю полноту ответственности за качество, когда львиная доля и без того небольших денег достанется госпосреднику.

Пока ситуация выглядит так: с конкурентами-частниками госмонополист расправился, но собственных сил на ежегодное проведение лесоустройства даже минимально приемлемого качества на минимально необходимых площадях у него, скорее всего, не хватит. А значит, и в целом попытка исполнить требования федерального закона от 2 июля 2021 года №304-ФЗ, скорее всего, кончится оглушительным провалом. Впрочем, в этом нет ничего неожиданного, такой исход казался наиболее вероятным с момента внесения лесоустроительного законопроекта в Госдуму в апреле прошлого года. 

Текст Алексей Ярошенко