ЛПК и ВЭД
Новая реальность
Российские лесопромышленники столкнулись с блокадой поставок не только в европейские страны, на которые приходилось около трети продаж, но и в другие – из-за отказа от работы с РФ крупнейших контейнерных перевозчиков. По мнению участников рынка, переориентировать потоки на фактически единственный доступный рынок – Китай будет не так просто ввиду отсутствия транспортной инфраструктуры и собственных судов. Это может остановить реализацию заявленных в Сибири целлюлозных проектов.
Отказ большинства крупнейших контейнерных перевозчиков от работы с российскими компаниями стал причиной остановки экспорта в Европу продукции российского лесопромышленного комплекса, против участников которого пока не вводились западные санкции. Эту информацию подтвердил в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме глава Segezha Group Михаил Шамолин.
По его словам, из четырех глобальных контейнерных линий осталась лишь китайская Cosco, поэтому российские грузы, включая лесную продукцию, столкнулись с «полной блокадой». Их перенаправили к единственному работающему оператору, что создало огромную очередь.
Речь идет о блокировании поставок не только в западные и европейские страны, но и по всему миру. Прием новых заказов на перевозку из РФ Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk и CMA CGM, на которые приходится более 50% мирового рынка, остановили 1 марта.
Основными импортерами лесопромышленной продукции из России выступают Китай (на который в 2020 году приходилось 35% экспортной выручки компаний), страны Европы (29%) и СНГ (19%). За последние двадцать лет объем торговли вырос с примерно $3 млрд до почти $12 млрд, а баланс продаж изменился в пользу Китая и СНГ, доля которых в выручке 1998 года составляла всего 9 и 8% соответственно.
Теперь в лесопромышленных компаниях доля поставок в азиатские страны будет неминуемо увеличиваться, но для переориентации потоков необходимо время и средства. Монополизация рынка сбыта скажется на ценах на продукцию российского ЛПК, которые последний год били исторические рекорды. К тому же отсутствие транспортных мощностей ставит под вопрос реализацию заявленных проектов по строительству ЦБК в Сибири (два ЦБК Segezha Group на 1 и 0,8 млн т, два по 1 млн т Rockwell Capital).
Чтобы иметь возможность вывезти продукцию новых мощностей, необходимо в разы увеличить инвестиции в развитие инфраструктуры в Сибири. В частности, в контейнерный флот, которого у России сейчас почти нет, расширение погранпереходов в Китай, автомобильных дорог и портов на Дальнем Востоке. В текущих условиях для строительства целлюлозных предприятий крайне необходима помощь государства, в том числе в виде инвестиций в акционерный капитал с учетом ситуации с кредитами.
По материалам «Ъ»