Предложения по поддержке предприятий ЛПК в условиях санкций
Экономические санкции из-за специальной военной операции в Украине немедленно отразились на предприятиях лесного комплекса России.
Ряд предприятий уже объявили либо о приостановке производства, либо о заморозке инвестиционных программ из-за отказа традиционных (европейских) импортеров от древесной продукции из России; разрыва сложившихся цепочек поставок древесной продукции на экспорт; прекращения поставок новых машин, оборудования и запасных частей (тоже от европейских производителей); сокращения возможностей финансирования новых и действующих проектов.
В сложившихся условиях предприятиям лесного сектора необходимо срочно делать следующее:
- осваивать возможности, связанные со сбытом продукции на рынках стран в Латинской Америке и Азиатском регионе;
- изыскивать возможности расширения сбыта продукции внутри страны;
- решать вопросы поддержания существующей материальной базы;
- изыскивать возможности перехода на отечественные машины и оборудование либо на машины и оборудование дружественных стран;
- обеспечить поддержку (материальную и психологическую) кадрового состава;
- искать возможности поддержания и расширения занятости на предприятиях.
Очевидно, ситуация требует от предприятий принятия быстрых и нестандартных решений. Также предприятия лесного комплекса вправе рассчитывать на оперативную поддержку и содействие государства как собственника лесов России. В настоящее время в правительство РФ направлены предложения предприятий, нацеленные на поддержку экспорта лесной продукции, снабжения запасными частями и доступа к кредитным ресурсам.
По нашему мнению, помимо уже сформированных (и весьма важных!) предложений, необходимо также принимать меры поддержки, направленные на стабилизацию сырьевого обеспечения предприятий.
Для поддержки предприятий лесного комплекса в изменившихся экономических условиях ускорения импортозамещения и развития экспортного потенциала, а также укрепления сырьевой базы считаем целесообразным рекомендовать проведение следующих мероприятий.
Органам исполнительной власти Российской Федерации:
Рослесхозу и Минприроды РФ
- разрешить арендаторам лесного фонда и органам исполнительной власти субъектов РФ оперативно вносить корректировки в проекты освоения лесов;
- отменить плату за древесину при проведении ликвидных рубок ухода за лесом, в том числе для предприятий-арендаторов, ведущих интенсивное лесное хозяйство на арендованном участке лесного фонда;
- установить преимущественное право (без проведения аукциона или конкурса) продления договоров аренды участков лесного фонда для предприятий-арендаторов, ведущих интенсивное лесное хозяйство на арендованном участке лесного фонда;
- субсидировать (частично или полностью) затраты предприятий-арендаторов на ранние этапы воспроизводства лесов (от лесовосстановления до окончания периода ухода за молодняками), создание и поддержание постоянной лесной инфраструктуры, то есть на выполнение так называемых неотделимых улучшений арендованного лесного участка;
- компенсировать (частично или полностью) затраты предприятий-арендаторов на т. н. неотделимые улучшения арендованных лесных участков, при расторжении договоров аренды лесных участков по инициативе государства как арендодателя
- установить зависимость арендной платы за пользование лесным участком от качества ведения лесного хозяйства (например, при повышении качества лесного фонда арендная плата снижается на заранее оговоренную величину);
- установить зависимость объема пользования лесом (расчетной лесосеки) от результатов воспроизводства лесов;
- взимать арендную плату с площади лесов, а не с объема пользования лесом.
Минпромторгу РФ:
- разработать и реализовать комплекс мер по развитию муниципальной энергетики, которые способствовали бы созданию спроса на мелкотоварную древесину, получаемую при рубках ухода, отходы лесопиления и пр.
Правительству РФ:
- распространить соглашения о защите и поощрении капиталовложений на предприятия-арендаторов, ведущих интенсивное лесное хозяйство на арендованном участке лесного фонда;
- вменить в обязанность органам исполнительной власти субъектов РФ разработку специальных программ поддержки предприятий лесного комплекса, ведущих интенсивное лесное хозяйство на арендованном участке лесного фонда, с учетом региональных лесорастительных особенностей.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- организовать оперативное внесение корректировок в проекты освоения лесов и обеспечить положительную экспертизу на следующих основных условиях:
- объемы ежегодной заготовки ликвидной древесины установить на уровне объема реального потребления, собственной переработки и сбыта готовой продукции;
- распределение площадей лесовосстановления по методам и способам его проведения осуществить на основе результатов научных исследований в регионе;
- объемы искусственного лесовосстановления проектировать исключительно на лесных участках не ниже 1–3 класса бонитета и исходя из их транспортной доступности;
- объемы рубок ухода в молодняках проектировать исключительно на лесных участках 1–3 класса бонитета, с преобладанием в составе хозяйственно-ценной породы не менее семи единиц и исходя из их транспортной доступности;
- предоставить арендаторам возможность менять технологии и места проведения лесохозяйственных мероприятий, исходя из реальной ситуации, выявленной «в натуре», без внесения изменений в проект освоения при сохранении запроектированных объемов (например, менять способ лесовосстановления – посев на посадку, корректировать перечень выделов для искусственного лесовосстановления, проведения рубок ухода и т. д.);
- содействовать развитию спроса муниципальной энергетики на отходы лесопиления, а также низкокачественную и мелкотоварную древесину, в том числе заготавливаемую при рубках ухода по интенсивной модели ведения лесного хозяйства;
- содействовать первоочередной занятости трудоспособного населения лесных поселков в проведении лесохозяйственных мероприятий, особенно на территории аренды лесного фонда предприятий, ведущих интенсивное лесное хозяйство.
Текст:
Александр Марковский Андрей Родионов