Комментарии к правилам лесовосстановления 2022 года
Прошло немногим больше года после того как Министерство природных ресурсов подготовило новые Правила лесовосстановления (приказ №1024 от 29.12.2021). Этот документ вступает в силу 1 сентября 2022 года. Напомним, что предыдущие правила были утверждены приказом Минприроды №1014 от 4 декабря 2020 года и вступили в силу 1 января 2021 года. И до сентября 2022 года они остаются действующим документом.
Причина издания нового документа видна при сравнении названий: в 2021 году «Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений», в 2022 году «Правила лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления». Также на один год перенесены временные рамки действия документа. Правила 2021 года должны были действовать до 1 января 2027 года, правила 2022 года должны действовать до 1 сентября 2028 года.
В пункт 1 новых правил добавлена фраза о том, что документ устанавливает требования (критерии) в отношении земель, предназначенных для лесовосстановления не только на землях лесного фонда во всех лесных районах Российской Федерации, но и на землях иных категорий.
Причем если в Правилах-2021, в первом пункте и далее, было написано «требования и критерии», то в Правилах-2022 написано «требования (критерии)». Отметим, что «требование» – это документ или его раздел, документально фиксирующий потребности. А «критерий» – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере).
Кроме этого, разработчики Правил-2022 вновь проявили неуемную страсть к совершенно ненужной замене терминологического аппарата, заменив во всем документе термин «главная лесная порода», как было в Правилах-2021, термином «основная лесная порода». Очевидно, что это не лучшее решение, поскольку в ГОСТ 18486–87 «Лесоводство. Термины и определения» есть следующие определения:
• главная древесная порода – древесная порода, которая в определенных лесорастительных и экономических условиях наилучшим образом отвечает хозяйственным целям;
• второстепенная древесная порода – древесная порода меньшей хозяйственной ценности, чем главная древесная порода;
• нежелательная древесная порода – древесная порода, не отвечающая хозяйственным целям в определенных экономических условиях.
Термин «основная лесная порода» не встречается ни в этом ГОСТе, ни в сопряженных, например, ГОСТ Р 57938–2017 Национальный стандарт Российской Федерации «Лесное хозяйство. Термины и определения». В ГОСТ 17559–82 «Лесные культуры. Термины и определения» также используется понятие «главная порода» и отсутствует понятие «основная порода». Если требованием (критерием) оплаты труда разработчиков новых документов Рослесхоза является оригинальность текста нового документа, то на будущее хочется попросить повышать эту оригинальность не за счет давно установленного и гостированного терминологического аппарата лесного комплекса.
В пункт 6 Правил-2022, содержащий перечень лиц и организаций, осуществляющих лесовосстановление, добавлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, имеют право на договорной основе передать осуществление лесовосстановления иным лицам, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям, указанным в части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Также добавлено, что в отношении указанных лиц действуют правила, предусмотренные статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Весьма существенно расширен пункт 7 Правил-2022. Помимо того, что к перечню земель, на которых осуществляется лесовосстановление, кроме вырубок, гарей, редин, пустырей, прогалин, добавлено «и другие», добавили еще три подпункта:
«7.1. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда, не позднее чем через три года с даты внесения сведений об изменении категории земель земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости.
Лесовосстановление, проводимое лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, может осуществляться на землях иных категорий по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7.2. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, проводят работы по лесовосстановлению путем посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород с закрытой или открытой корневой системой, выращенных в лесных питомниках, с учетом требований: не менее 20% площадей искусственного и комбинированного лесовосстановления выполняется посадкой сеянцев и (или) саженцев с закрытой корневой системой, за исключением степных зон, зон полупустынь и пустынь (до 01.03.2025), затем, с 01.03.2025 до 01.03.2028 – не менее 30% площадей искусственного и комбинированного лесовосстановления выполняется посадкой сеянцев и (или) саженцев с закрытой корневой системой, за исключением степных зон, зон полупустынь и пустынь. А также обеспечивают проведение агротехнических уходов за созданными лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.
7.3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), на территории которого проведена рубка лесных насаждений либо осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, не позднее чем за 45 рабочих дней до начала лесокультурного сезона на территории субъекта Российской Федерации размещает на своем официальном сайте информацию об объемах посадочного материала и местах приобретения саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках».
В Правилах-2022 наполовину сокращен пункт 8, касающийся ежегодного учета площади вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или предназначенных для лесовосстановления земель. Из него удалено требование об отдельном учете площадей лесных участков, подлежащих естественному лесовосстановлению вследствие природных процессов, мерам содействия естественному, искусственному и комбинированному лесовосстановлению.
Довольно странно расширен первый абзац пункта 9, также посвященного учету земель, предназначенных для лесовосстановления. Теперь, помимо результатов обследования, данных государственного лесного реестра, материалов лесоустройства и специальных обследований (требуемых Правилами-2021), также предусмотрены материалы «специальных изысканий, исследований». Правда, что под ними понимают составители Правил-2022, в документе не расшифровано. То же новшество содержится в пункте 44.
Помимо пункта 7, в Правилах-2022 существенно расширен пункт 14, касающийся обязанности лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, в плане лесовосстановления. На наш взгляд, эта информация является одной из самых существенных в рассматриваемом документе. Поэтому, с определенными сокращениями, приведем ее максимально подробно:
«Информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Данная информация включает в себя сведения о местоположении и площади земель, категории земель, лесорастительных условиях, характеристике земель, виде работ по лесовосстановлению (искусственное или комбинированное лесовосстановление), транспортной доступности, степени готовности земель к выполнению работ по лесовосстановлению, объемах необходимых подготовительных работ, наличии ограничений для выполнения работ по лесовосстановлению (зоны охраны объектов культурного наследия и других зон с особыми условиями использования территории).
14.1. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом ˝О государственной регистрации недвижимости˝ направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению (далее – заявление), которое включает в себя следующую информацию:
а) полное наименование – для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) – для индивидуального предпринимателя;
б) адрес в пределах места нахождения – для юридического лица, место жительства – для индивидуального предпринимателя;
в) контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии);
г) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе;
д) основной государственный регистрационный номер (ОГРН) записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и дата ее внесения в ЕГРЮЛ – для юридического лица, ОГРН записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и дата ее внесения в ЕГРИП – для индивидуального предпринимателя;
е) сведения о лесной декларации, в соответствии с которой была осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
ж) сведения о выбранных землях или части земель, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению;
з) площадь вырубленных лесных насаждений в соответствии с лесной декларацией, согласно которой была осуществлена рубка лесных насаждений, или в соответствии с отчетом об использовании лесов, представленного за весь период действия лесной декларации, либо площадь земельного участка в соответствии со сведениями об изменении категории земель такого участка.
Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, вправе однократно изменить решение о выбранных землях или части выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению в случае выявления их непригодности для выполнения работ по лесовосстановлению по результатам натурного обследования, подтвержденного уполномоченным органом.
14.2. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления обязан его рассмотреть и направить лицу, подавшему заявление, уведомление о согласовании выбранных земель или части земель для проведения работ по лесовосстановлению либо об отказе в согласовании выбранных земель или части земель с указанием оснований, предусмотренных подпунктом 14.3.
Заявления рассматриваются уполномоченным органом в порядке их поступления.
14.3. Уполномоченный орган отказывает в согласовании выбранных земель или части земель для проведения работ по лесовосстановлению при наличии одного или нескольких следующих оснований:
а) в заявлении указаны земли или часть земель, которые ранее были выбраны другими лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, и таким лицам уполномоченным органом направлено уведомление о согласовании выбранных земель или части земель для проведения работ по лесовосстановлению;
б) в заявлении указаны земли меньшей площади, чем площадь вырубленных лесных насаждений или площадь, в отношении которой изменено целевое назначение лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий;
в) в заявлении указаны недостоверные сведения.
14.4. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления об отказе в согласовании выбранных земель или части земель обязаны устранить замечания, указанные в уведомлении, и повторно направить заявление в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган рассматривает заявление с устраненными замечаниями в соответствии с пунктами 14.2 и 14.3.
14.5. Уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении предупреждается о дате и времени приемки работ за пять рабочих дней.
При приемке работ проводится оценка лесовосстановления, при которой учитывается количество жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
14.6. По результатам приемки работ уполномоченным органом оформляется акт приемки работ, который составляется в произвольной форме. 14.7. В случае если при оценке лесовосстановления выявлено, что проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления не достигнуты, уполномоченным органом в акте приемки работ указываются причины, по которым работы по лесовосстановлению не приняты.
14.8. В случае непринятия уполномоченным органом работ по лесовосстановлению лица, осуществляющие рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса Российской Федерации, должны повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления».
Повторная приемка работ проводится уполномоченным органом согласно пунктам 14.5–14.7, но не позднее, чем через один год со дня приемки работ. В таком случае в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части срока действия, в соответствии с приложением 2 «Состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления» к Правилам-2022.
Из пункта 16 (глава II «Естественное лесовосстановление») удален абзац, в котором упоминается, что такое лесовосстановление проектируется также при рубке лесных насаждений во время сейсморазведочных работ. Отдельное упоминание о таких работах также удалено из пункта 26 Правил-2022.
В пункт 21 Правил-2022, описывающий мероприятия по содействию естественному лесовосстановлению, добавлено, что способ выполнения работ определяется в результате натурного обследования лесного участка и отражается в проекте лесовосстановления.
Ряд новшеств появился в приложении 2, которое теперь называется «Состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления». В частности, в перечень сведений, которые должен содержать проект лесовосстановления, добавлено следующее: субъект Российской Федерации, лесной район, а также сведения об исполнителе работ по лесовосстановлению.
Правила-2020 предусматривали возможность направления проекта лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа с электронной подписью, созданной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. В Правилах-2022 прописана только возможность направления этого проекта в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
И добавлено следующее: проект лесовосстановления в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Создание XML-схем осуществляется в соответствии с техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждаемыми в соответствии с пунктом 2 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №697.
Срок рассмотрения поступивших проектов лесовосстановления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления увеличен до 15 рабочих дней, вместо 10 рабочих дней в Правилах-2020.
Также увеличен срок на доработку замечаний по результатам такого рассмотрения, с пяти до 10 дней.
Добавлены уточнения по требованиям к картографическим материалам для проекта лесовосстановления, а именно: все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 06.02.2020 №51 и от 12.05.2020 №270.
Текст:
Ольга Григорьева, канд. с.-х. наук, доцент кафедры лесоводства, СПбГЛТУ
Игорь Григорьев, д-р техн. наук, профессор кафедры ТОЛК АГАТУ