Мебельный рынок
Рекордный рост
В I квартале 2022 года российский мебельный рынок вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил 79,6 млрд руб., продемонстрировав рекордный показатель за последние четыре года. Наибольший рост цен – сразу на 22% зафиксирован в марте 2022 года.
Объем производства мебели в натуральном выражении в I квартале 2022 года вырос меньше и составил около 12,6 млн усл. ед. продукции, что на 4% больше аналогичного показателя 2021 года, подсчитали в российской Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР). Наиболее успешным для отрасли стал февраль, когда производство выросло на 15% по сравнению с февралем 2021 года и составило 4,6 млн усл. ед. продукции. В марте впервые было зафиксировано снижение объемов производства на 3%, до 4,3 млн усл. ед. мебели.
Наибольший прирост в натуральном выражении показал сегмент кухонной мебели: объем ее производства в I квартале 2022 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 39%, до 1,9 млн усл. ед. На 15%, до 0,65 млн усл. ед., увеличился выпуск диванов, кушеток, раскладных кроватей и на 14%, до 0,06 млн усл. ед., – металлических кроватей. В числе лидеров падения сегмент деревянной офисной мебели, производство которой в I квартале сократилось на 10%, до 1,27 млн усл. ед. Лидерами по росту производства в стоимостном выражении в I квартале стала мебель из пластмассовых материалов, прибавившая сразу 96% относительно аналогичного показателя 2021 года, металлическая мебель для офисов (+29%), деревянная мебель для офисов (+27%) и кухонная мебель (+26%). «Первый квартал 2022 года, а точнее, март, обнулил все наши предыдущие прогнозы развития российского мебельного рынка в этом году. После успешного 2021 года мы радовались полному восстановлению после пандемийного провала и были уверены в дальнейшем стабильном росте. Сейчас об этом говорить не приходится: рынок до сих пор находится в турбулентном состоянии, и у мебельщиков есть два сценария его развития», – сказал президент АМДПР Александр Шестаков.
Согласно стресс-сценарию, взрыв спроса, зафиксированный в марте–апреле, должен сойти на нет, а по итогам года мебельщики ожидают падения продаж минимум на 50% из-за сокращения спроса платежеспособного населения, связанного с общим сокращением доходов и высокой инфляцией. По оптимистичному сценарию, к осени рынок стабилизируется на приемлемом и для производителей, и для покупателей уровне, и мебельные предприятия продолжат работать в привычном режиме. Поводом для оптимизма, по словам Александра Шестакова, стал продолжающийся рост в строительном секторе (в 2022 году запланирован ввод большого объема нового жилья), а также грядущее изменение критериев стандартного жилья, в число которых будут включены обязательная чистовая отделка и минимальная меблировка кухонь, ванных комнат, прихожих. «Мы надеемся, что такое решение все-таки будет принято. Без него мебельная отрасль России может не выжить в среднесрочной перспективе», – подчеркнул президент АМДПР.
Наибольший рост отпускных цен в I квартале 2022 года продемонстрировал сегмент деревянной мебели для столовых и гостиных (+11,6%), в основном за счет увеличения этого показателя в категориях «столы обеденные деревянные для столовых и гостиных» (+17,5%) и «столы кухонные» (+9,1%). При этом цены производителей в сегментах – лидерах по росту объемов производства в натуральном выражении либо остались на уровне I квартала 2021 года, либо незначительно снизились. Потребительские цены на мебель в январе – марте 2022 года выросли в среднем на 12,5%, уже превысив аналогичный показатель за весь 2021 год. Как и в 2021 году, рост цен на мебель в I квартале 2022 года оказался выше, чем инфляция за тот же период (9,95%).
«Такая ситуация обусловлена тем, что российские производители мебели зависят от импорта комплектующих. По многим, таким как фурнитура, лаки и краски, мебельные ткани, пленки ПВХ, химические компоненты, эта зависимость достигает 90% или даже 100%. За последние месяцы эти товары сильно выросли в цене из-за падения курса рубля, в значительной степени усложнилась логистика, что тоже отрицательно сказалось на себестоимости производства конечной продукции. Пока у крупных российских мебельных предприятий есть запас сырья и материалов, и это позволяет сдерживать рост потребительских цен. Однако рано или поздно он закончится, и цены снова пойдут вверх», – предупреждает Александр Шестаков.
По прогнозам АМДПР, в 2022 году мебель подорожает не менее чем на 30%, а также произойдет значительное расслоение структуры ценового предложения. «Пока рынок уверенно движется к полярности: к концу года потребители будут выбирать между дорогой качественной мебелью и некачественной, но дешевой, при этом в обоих сегментах обострится конкуренция за покупателей», – пояснил президент АМДПР.
Прогнозируемый кратковременный провал в сегменте доступной и качественной мебели в ассоциации связывают прежде всего с уходом с российского рынка ее главного производителя и продавца – шведского ритейлера IKEA. «Приостановка работы шведов дает российским производителям мебели массу возможностей по освоению новых рыночных ниш и диверсификации линейки выпускаемой продукции. Уверен, что отечественные предприятия с этой задачей справятся, но нужно время – на разработку новых коллекций, поиск поставщиков комплектующих, внедрение новых технологий производства, а также выстраивание коммуникации с потребителем», – уверен Александр Шестаков. – Уже сегодня практически всю мебель, представленную в IKEA, можно найти на рынке, так как ее производили отечественные предприятия. Просто сделать это сложнее, так как мы пока не починили сломанную шведами систему коммуникации с потребителем». Покупателям, которые не готовы ждать несколько лет и хотят приобрести доступную качественную мебель сегодня, г-н Шестаков советует делать выбор в пользу известных компаний. «Если выбранный производитель включен в список системообразующих компаний, то гарантия приобретения качественной продукции практически стопроцентная», – заверяет он.
Текст АМДПР