Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Деревянное домостроение

Что день грядущий нам готовит?

Российский ЛПК сегодня и завтра – видение бизнеса

Мы предложили предпринимателям из российского ЛПК порассуждать о проблемах нового времени, возможном развитии ситуации и о том, как государство может помочь бизнесу преодолеть кризис.

Предоставим слово нашим гостям.

Вера Вавилова, генеральный директор компании «ДДМ Строй»:

Вера Вавилова

Наша компания производит клееный брус и строит из него дома, бани, беседки и другие конструкций. На производстве используется европейское оборудование и инструмент. Клей для изготовления продукции тоже из Европы. При сборке изделий европейские крепеж, кровельные материалы, краски, фурнитуру для сложных оконных конструкций и многое другое мы используем примерно на 70%.

Сейчас большие сложности с приобретением запчастей и инструмента из Европы. Приходится искать нестандартные решения, чтобы привезти все это и иметь возможность работать. В конце февраля мы первым делом сделали закупки в запас, несмотря на растущие цены. Но часть строительных материалов, например керамическую черепицу, мы до сих пор не знаем, у кого и как можно приобрести. В сегодняшней ситуации открылось много возможностей, и нам надо ими воспользоваться. Уход иностранных компаний с российского рынка снизил конкуренцию. Люди хотят покупать хорошие продукты, к которым они привыкли, и наша задача заменить товары и услуги ушедших производителей российскими такого же высокого качества по конкурентной стоимости.

Мы постоянно ищем аналоги продукции ушедших с рынка поставщиков, и часть уже заменили. Но сроки поставки и цены выросли в разы, это касается мансардных окон и раздвижных оконных порталов, ДПК и керамической плитки. Срочно осваиваем альтернативные рекламные каналы и площадки, которыми прежде мало пользовались. Усиливаем предложение для развивающегося внутреннего туризма: предлагаем новые проекты гостиниц, ресторанов и гостевых домов для российских курортов.

На внутреннем рынке всегда был высокий спрос на наши изделия и услуги, поэтому мы не делали ставку на экспорт, мало работали на Европу и другие внешние рынки, скорее для внутреннего развития и приобретения опыта, нежели ради прибыли.

Сейчас мы ждем, когда производители, ранее работавшие на европейский сбыт, переориентируются на спрос внутреннего рынка. Тогда мы перестанем испытывать дефицит, как это было, например, в прошлом году с пиломатериалом и металлом. Если в минувшем году мы умоляли поставщиков привезли нам доску за любые деньги, то сейчас они звонят целыми днями и предлагают купить у них пиломатериалы.

Стоимость пиломатериалов снизилась. В 2021 году цена пиломатериала естественной влажности по ГОСТ, официально приобретаемого в ЕГАИС, доходила до 33 тыс. руб. м3 и более, сейчас мы его покупаем в среднем по 20 тыс. руб./м3, и такого же качества. Но при этом сегодняшние цены на пиломатериал все равно на 70% выше, чем были до прошлогоднего подорожания.

Сильно выросли цены на клей и краски – в валютном эквиваленте рост составил 20% плюс пересчет курса поставщиком +8% от курса ЦБ РФ. Но, несмотря на это подорожание, за счет снижения стоимости пиломатериалов мы смогли опустить продажную цену наших изделий на 20%.

В сложившейся ситуации государство может поддержать малый бизнес, нужны следующие меры:

  • снижение тарифов на коммунальные платежи для производств;
  • снижение ставок для УСН, НДС и страховых взносов, налога на имущество для производственных предприятий;
  • увеличение лимита выручки по УСН;
  • каникулы производителям по оплате прочих сборов и сдаче экологической и другой отчетности;
  • льготное кредитование бизнеса по программам господдержки со ставкой не выше 3%;
  • льготная ипотека физлицам при строительстве у проверенных компаний;
  • субсидии производителям на рекламу и продвижение.

На всех этапах производства и строительства у нас работают только высококвалифицированные и обученные сотрудники, и с февраля этого года ни один не был уволен. Мы дорожим персоналом. И по-прежнему ищем ценные кадры для решения производственных задач.

Кризис когда-нибудь закончится, и мы должны быть готовы предложить качественный продукт в достаточном количестве, а для этого нужны квалифицированные специалисты.

Евгений Новицкий, генеральный директор «КЛМ-Арт» (Красноярск):

Евгений Новицкий

Наше предприятие работает в разных сферах: производство пиломатериалов, экспортная контейнерная логистика, производство и строительство деревянных домов. Текущая ситуация в целом негативно повлияла на все направления деятельности, но причины разные. Напрямую санкции затронули только экспорт древесины в Европу, по остальным продуктам и рынкам прямых запретов и ограничений нет.

Производство пиломатериалов в основном страдает от чрезмерного укрепления российского рубля. Цена в долларах США на основном рынке Китая почти не изменились. Дорогой и селективный рынок Европы закрылся для пиломатериалов из лиственницы, но его доля была небольшой, альтернатива есть, хотя значительно дешевле. А вот укрепление курса рубля больше чем на 25%, означающее почти 25-процентное падение цены реализации, пересчитанной в рублях, очень сильно ударило по экономике, сделав ее низкорентабельной, а в некоторых случаях и убыточной. Негативно повлиял и рост процентных ставок по кредитам. Эти два фактора поставили лесопильную отрасль на грань стагнации.

Логистика экспортных отгрузок существенно не изменилась. Подорожала, что связано со значительным падением импортных поставок, но направления и технологии те же. В связи с переориентацией многих грузов на Восток сеть железных дорог испытывает серьезное напряжение в направлении портов Дальнего Востока и погранпереходов с Китаем. Инфраструктура работает на пределе возможностей. В связи с этим есть проблемы с согласованием объемов перевозимых грузов, тем более что у древесины нет приоритета, как продовольствия, угля, металлов и ряда других грузов.

Производство домокомплектов и строительство были ориентированы на внутренний рынок, поэтому международные проблемы напрямую не повлияли на это направление деятельности. Однако предчувствие экономических проблем и рост ставок по кредитам (включая ипотеку) значительно снизили спрос на строительство малоэтажных домов. Аналогичная ситуация складывалась в другие кризисные периоды (2007–2008, 2014–2015).

Наша отрасль весьма консервативна, в ней мало новаторского и прорывного. Рынки сбыта географически стабильны, и рыночная структура меняется очень медленно. Для домокомплектов мы никогда не прекращали поиск новых рынков, поскольку и до начала кризиса производство было загружено не больше чем на 50%. Сейчас мы занимаемся в основном сокращением издержек, оптимизацией персонала и повышением эффективности.

Мы видим, что укрепление курса рубля и высокие процентные ставки беспокоят многих предпринимателей и экономистов, которые предлагают программы развития экономики РФ в новых условиях. Надеемся, что правительство РФ предпримет шаги по управлению этими двумя факторами для нормализации ситуации в лесной отрасли.

Для поддержки занятости можно использовать часть программ, которые были задействованы в 2020 году для преодоления последствий пандемии коронавируса.

Для увеличения спроса на деревянное домостроние необходим большой комплекс мер, связанных с изменением строительных норм и правил, улучшением условий ипотечного кредитования под строительство малоэтажного жилья, созданием программ комплесной застройки территории в сельской местности и около крупных мегаполисов и др. Все это сейчас обсуждается в службе заместителя председателя правительства Российской Федерации Виктории Абрамченко, которая курирует этот вопрос.

Семен Гоглев, управляющий партнер компании «Норвекс НЛК»

Семен Гоглев

Нынешняя политическая ситуация серьезно отразилась на работе Сокольского деревообрабатывающего комбината, дилером которого является «Норвекс НЛК». На сегодняшний день вся структура продаж комбината и его дилеров нацелена на возмещение выпавших объемов продаж на внутреннем рынке. Количество обращений клиентов в нашу компанию существенно снизилось. Мы решили использовать этот период для улучшения сервиса и наращивания корпоративных ресурсов. И сейчас выполняем заказы, сделанные до кризиса. А также уделяем больше внимания возведению дополнительных построек – гостевых домов, бань, беседок, гаражей и т. д.

У бизнеса не первый раз возникают подобные трудности. Наши сотрудники помнят аналогичную ситуацию в 1998 году, потом и в 2008 году. Мы видим цикличность кризисов, после которых всегда начинается рост. Он бывает компенсационный, с восстановлением потерянных объемов. Также возможен новый вариант роста, возникающий на новых условиях, за счет заказчиков из других слоев населения.

Понимая, что сейчас большая часть заказчиков испытывают шоковый эффект и не могут принимать серьезные финансовые решения по выводу средств из бизнеса, мы ждем, когда политическая ситуация стабилизируется и начнется рост заказов, И проводим это время с пользой.

Сокольский ДОК всегда активно экспортировал свою продукцию. Но если раньше основным направлением были страны Европы и Япония, то сейчас продажи перестроились на локальные рынки стран Ближнего Востока, в основном Китая, где наша продукция может быть широко востребована. Экспорт в Европу сейчас ограничен, а в Японию – почти невозможен.

Наша компания всегда работала на внутреннем рынке, строила объекты по всей территории России, от Калининградской области до Камчатки. Каких-либо территориальных ограничений у нас нет.

Продиктованный внешними рынками ажиотаж спроса на пиломатериалы и готовую продукцию спал, цены на внутреннем рынке снизились. Это сказалось и на ценовой политике на готовую продукцию и комплекты домов из клееного бруса и CLT-панелей. Ситуация позволяет нам конкурировать на внутреннем рынке с домами из других видов строительных материалов в более комфортных условиях.

Думаю, реализацию масштабных инвестиционных проектов пока стоит отложить. Сегодня в первую очередь необходимо найти рынки для сбыта продукции. Также в связи с прекращением сотрудничества со странами, производящими высокотехнологичное оборудование, нужно искать альтернативы. Если уже есть готовые инвестиционные проекты с хорошо организованными технологическими линиями, их необходимо пересматривать с учетом приобретения оборудования и запчастей для них в других странах, в частности, в Китае и других азиатских странах, а это потребует времени.

Мы не ждем большой помощи от властей, но любой компании, работающей на строительном рынке, могут поспособствовать меры по развитию рынка в целом. Например, государственное участие в выделении земли для строительства инженерных сетей и дорог для малоэтажной застройки. Это обеспечит доступность площадок, которые в дальнейшем можно будет застраивать. Также важны инвестиции в туристический сектор – поскольку зарубежный туризм ограничен, есть возможность и большое желание развивать внутренний. Для этого нужно строить новые качественные отели, базы отдыха и обеспечивать их инфраструктурой и техникой. Частный бизнес не может сделать это в короткие сроки самостоятельно, поэтому помощь сыграет большую роль.

Вместо послесловия

Похожую оценку ситуации в целом дало и руководство Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, к которому обратилась редакция.

Характерной особенностью нового времени там тоже считают усиление роли госорганов в оперативном решении вопросов, ранее относившихся исключительно к бизнес-сфере.

Сегодня особенно важно не допустить открытый демпинг на внутреннем рынке и заняться наконец проблемой импортозависимости. Кроме того, при выходе на новые рынки бизнесу не обойтись без помощи государства, то есть нужны межправительственные соглашения, договоры о свободной торговле и прочее. Российскому ЛПК, скажем, крайне необходим рынок Индии. Но снижение ввозных таможенных пошлин в эту страну – это задача государства.

«Сейчас условия работы изменились для всех участников рынка, а последствия зависят от подотрасли ЛПК», – отметили в АМДПР. В марте у мебельщиков подскочили цены, а в настоящий момент, в связи с низким спросом, они почти не меняются. Максимальные потери несут производители фанеры, поскольку восполнить выбывшие экспортные рынки в краткосрочной и среднесрочной перспективе нереально. 

Текст Леспроминформ