Задача – уберечь лес от огня
Опыт ООО «Содружество»
Страсти по поводу лесных пожаров разгораются в обществе едва ли не раньше самих пожаров: еще ранней весной, в преддверии пожароопасного сезона, эта тема начинает звучать и в резонных предупреждениях профессионалов, и в высказываниях охочих до самопиара популистов. А люди, работающие «на земле» и ведущие реальную борьбу с огнем, не то что готовятся к ней загодя – они наготове всегда.
О том, как организована система упреждения, обнаружения и борьбы с лесными пожарами в ООО «Содружество» (входит в холдинг «Алтайлес»), мы попросили рассказать его директора, кандидата сельскохозяйственных наук Максима Васильевича Усова. Ему слово.
Для чего в лесу камеры
В аренде у нашего предприятия 57 тысяч гектаров лесного фонда по двум лентам: Касмалинской, где мы сейчас находимся, и Барнаульской, она проходит в 30 км. Валка деревьев проводится вручную.
А поскольку мы занимаемся заготовкой, то, по закону, решаем еще и вопросы лесовосстановления и защиты лесов от пожаров. Мы на себя взяли такие обязательства, заключен договор с КАУ (краевое автономное учреждение, дочернее предприятие министерства природных ресурсов региона. – Прим. автора) о тушении лесных пожаров.
На территории Павловского участкового лесничества, где мы находимся, организован центральный диспетчерский пункт, в котором опытный дежурный получает со всех участков по рациям ежечасные доклады по текущей пожарной обстановке и, исходя из полученной информации и видео¬данных с камер слежения, принимает решение о тех или иных действиях: сколько и каких машин отправлять, надо ли подключать МЧС и т. д.
На каждом участке (а у нас их пять) установлены 6 камер видеонаблюдения: девять пожарно-наблюдательных вышек, с которых за состоянием всех участков полностью ведем мониторинг.
По «картинке» с камер при помощи специальной технологии азимутальных кругов можно определить место возгорания на каждом выделе с точностью до ста метров. Помимо оснащенной видеооборудованием и средствами связи диспетчерской, на площадке расположен типовой пункт сосредоточения противопожарного инвентаря – ПСПИ. Каковы задачи ПСПИ? Во-первых, вовремя обнаружить пожар, во-вторых, обеспечить возможность в сжатые сроки добраться до его источника и, в-третьих, в зародыше его потушить, не допуская разрастания до огромных масштабов (пожары в сухую погоду достигают 3–5 га).
В летний период в наших местах особенно напряженная обстановка – сеть дорог развита хорошо, автомобильный поток большой, люди массово не только ездят через лес, но и целенаправленно отправляются туда отдохнуть, поэтому соответствующее влияние пресловутого человеческого фактора мы испытываем постоянно. В наших лесах 99% возгораний антропогенной природы: кто-то бросил непотушенный окурок или спичку, кто-то за грибами да ягодами приехал и бестолково костер развел, несмотря на введенный в регионе особый режим нахождения в лесах…
Мы работаем в ленточных сосновых борах высокого класса пожарной опасности. Из-за небольшого объема травяной растительности их еще называют сухими борами. Осадков выпадает мало. Если погода ветреная, то опасность возникновения лесного пожара возрастает в разы.
Помимо этого, изменения климата привели к появлению грозобоев. Раньше это явление было распространено южнее, теперь добралось и до нас – за прошлый год пять возгораний были вызваны сухими грозами. Опасная особенность сухих гроз: при попадании молнии в дерево огонь может «затаиться» в нем от одного дня до трех недель и только потом дать о себе знать. Коварство состоит еще и в том, что пожар может подняться ночью, на перепаде температур, и тогда есть риск получить большую площадь, охваченную огнем…
В общем, пока мы справляемся со стихией, и, уверен, дальше будем успешно это делать благодаря нашей системе охраны, которую считаю оптимальной, самой современной, за счет «дальнобойности» камер до 45 км, поворота на 360 градусов.
Важно отметить, что на арендованной компанией территории нет участков леса, которые бы выпадали из мониторинга. Благодаря этому удается оперативно обнаруживать лесной пожар, независимо от того, когда он проявится – сразу или спустя время.
Техника и люди
Всего на нашем предприятии числится девять пожарных машин. Сразу после получения сигнала о пожаре одна из них выезжает на тушение, оперативность – 20–30 минут.
Свои участки мы обезопасили – по кромке участков трактором с плугом ПКЛ-70 пропаханы минерализованные полосы, но работаем и на сопредельных участках, землях сельхозназначения. Когда огонь разгорается из-за пала травы, приходится выезжать и туда.
Кроме всего прочего, бывает, выезжаем на тушение в частный сектор – нас зовут, и мы не отказываем: это же наши люди горят, их имущество и угодья. Это здесь в Павловске, крупном населенном пункте, есть отряд МЧС, он своими силами и средствами тушит пожары, мы только помогаем, а в удаленных населенных пунктах, которые находятся рядом с арендуемыми нами участками, только наши машины защиту и обеспечивают. В зависимости от сложности участка держим где одну, где две машины. На месте дежурит постоянный экипаж: один водитель и боец. Так же и здесь, на центральном пункте, помимо диспетчера, выполняющего функции старшего смены, сейчас в комнате отдыха находятся готовые к немедленному выезду водитель и боец.
Что касается наших машин, то это проверенные военные грузовики АРС-14, переоборудованные и модернизированные модели ЗИЛ-131 1970-х и 1980-х годов из армейских резервов: недорогие, надежные, практичные, фактически неубиваемые. Каждая машина готова к автономному тушению, на ней установлена емкость для доставки воды объемом 3 м3 и насос для подачи. Мы оборудовали дополнительную защиту, установили специальные мотопомпы, это наше своеобразное ноу-хау – и если на малых оборотах, то запаса воды хватает на 30–40 минут работы мотопомпы, иногда этого достаточно, чтобы потушить огонь. Расчет такой, чтобы одна машина могла потушить один пожар. Конечно, если дело очень серьезное и необходима помощь, мы можем стянуть все силы и, помимо пожарной бригады, в течение двух часов поставить «под ружье» еще около 200 человек.
Наши сотрудники обучены на пожаре работать грамотно: сперва кромку пожара сбивают, потом начинают тушить, экономно расходуя воду. Расход воды получается раз в пятнадцать меньше, чем если бы работали на «родном» насосе автомобильной конструкции; экономим еще и горючее при той же производительности – тонна в минуту. Причем это грязевые мотопомпы, то есть закачать воду мы можем, что называется, из любой лужи: там такая мощная крыльчатка установлена, что не нужно никаких фильтров, можно из любого водоема за 10–15 минут емкость 3 м3 заполнить. Разумеется, вся территория у нас разбита на сектора, и мы знаем, где какие подъезды к воде, так что без проблем и проволочек в нужный момент наши сотрудники способны заехать в доступное место и заправиться.
Давайте посмотрим, какое снаряжение подготовлено у нас на ПСПИ для оперативного реагирования. Это ранцевые огнетушители «Ермак» для тушения низовых пожаров, также есть устройства-«зажигалки» этого производителя для контролируемых отжигов весной и осенью, рукава, лопаты, переносные мотопомпы производительностью 1 т воды в минуту, специальные торфяные стволы-распылители для погружного тушения торфяников, необходимый запас ГСМ, воздуходувки для работы по кромке пожара, чтобы сбивать пламя внутрь. Для каждой машины дополнительно рукава, тросы… – в общем, здесь есть все, предписанное постановлением правительства, которым установлено, как должен быть укомплектован такой пункт, но с превышением государственных норм в несколько раз.
ПСПИ работает автономно – в случае отключения электричества задействуем генератор, запитывая рации, камеры и остальное оборудование. Кратковременные отключения от сети, которые случаются, как правило, в ветреную погоду из-за обрыва проводов, нам не страшны.
Помимо машин, чаще других используем МТЗ-82 – трактор с противопожарным плугом. Он, конечно, медленнее автомобиля, но эффект от его работы самый большой – трактор прокладывает минерализованную полосу и от этого противопожарного барьера начинает работать внутрь территории тушения.
Есть на нашем предприятии и малые лесные пожарные комплексы на базе УАЗ-469, тоже военного образца. На машину устанавливается помпа высокого давления (до 45 АТИ) – УПВД, она работает наподобие автомойки, в режиме «роса» и «направленная струя». Вместо задних сидений бак для воды на 350 л, которого хватает на 45 минут работы помпы. Эта установка хорошо себя зарекомендовала на тушении сельскохозяйственных палов, а УАЗ хорош еще и повышенной, в сравнении с ЗИЛом, маневренностью, поэтому используется в качестве своеобразной «разведки» в месте возгорания – приезжает раньше всех и начинает тушение, а следом подтягиваются большие машины.
Кто занимается тушением пожаров? Это особые люди, не только имеющие специальные навыки, но и большой опыт – некоторые водители отработали по 15–20 лет. Они должны быть не просто профессионалами, а еще и обладать знаниями о лесе, лесных дорогах и многом другом. Обученные использованию всей специальной техникой, хорошо знакомые с нашими выделами. Но прежде всего хладнокровные, они не будут истерить на реальном деле. Настоящий лесной спецназ. Преуменьшить важность этих людей невозможно, ведь если машина выехала, но по какой-то причине не доехала до места возгорания вовремя, то бой с огнем мы проиграем.
На зимний период мы их трудоустраиваем по участкам – на лесозаготовке или дровоколе, истопниками, вариантов много, а летом они дежурят в пожарной дружине. Привлекаем и дополнительных бойцов, так называемых стволовых, на пожарный сезон. Проводим двухнедельное обучение и подготовку, устраиваем учения в лесу и по итогам разбираем ошибки.
Мы из леса не уходим, пока полностью не потушим пожар – ни одного дымка не должно остаться. И еще дня три-четыре потом ездим на участок, проверяем его состояние. Наш специалист по цвету дыма способен определить, что происходит в лесу: белый – загорелась трава на кромке леса или на поляне, серый – горит подстилка, а если черный дым повалил, значит, прихватило хвою и нужно спешить.
Сотрудников производственных цехов привлекаем в помощь только в случае крупных возгораний, назначаем в их командах старших из опытных профессионалов, распределяем по секторам. Все проходят специальный инструктаж, позволяющий работать с ранцевыми огнетушителями и другим ручным инвентарем. В течение двух часов можем организовать 250 человек – а это большая сила.
Немного цифр
За прошлый год только по ООО «Содружество» потрачено на борьбу с пожарами около 12 млн руб. А всего в холдинге сейчас действуют 56 ПСПИ, 79 пожарно-наблюдательных вышек, более 200 единиц пожарной техники (пожарных автомобилей, малых пожарных комплексов, тракторов и т. д.)
С начала пожароопасного сезона, по состоянию на начало августа, сотрудники холдинга «Алтайлес» потушили 252 пожара на площади 7639 га, в том числе лесной – 6866 га. Рейтинг компаний холдинга по числу пожаров в хозяйстве: «Лесное» – 49, «Лес Сервис», «Грин-Форс» – 37, «Корал» – 28, «Каменский ЛДК» – 26, «Вострово лес» – 21, «Лебяжье-Лес» – 11, «Содружество» – 9, «Ребрихинский лесхоз» – 3, «Бобровский лесокомбинат» – 3. По охваченной лесной площади: «Грин-Форс» – 4985 га, «Лес Сервис» – 1221, «Каменский ЛДК» – 470, «Лесное» – 106 га.
В ближайшие годы запланирован переход на стопроцентный видеомониторинг всего арендованного лесного фонда.
Текст и фото Максим Пирус