Мебельное производство

Российские мебельщики в 2022 году увеличили объем производства мебели на 15%

Оперативные данные Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России свидетельствуют, что объем производства мебели в денежном выражении в 2022 году увеличился по сравнению с объемом 2021 года на 15%, до 356 млрд руб. Драйвером роста отечественной мебельной отрасли стали антироссийские санкции и сокращение импорта мебели.

По предварительным данным, в 2022 году объем производства мебели в денежном выражении превысил показатель 2019 года на 58%, объемы выпуска продукции в натуральном выражении остались на уровне 2021 года. Наибольший прирост показал сегмент мебели из пластмассовых материалов, объем производства в котором увеличился по сравнению с уровнем 2021 года на 91%, а также сегмент деревянной мебели для офисов, приросший на треть объема производства. В натуральном выражении больше всего выросли объемы выпуска металлических кроватей (+55%), кухонной мебели (+37%), мягкой мебели, трансформируемой в кровати (+22%).

Одним из факторов успешного развития мебельной отрасли в 2022 году в АМДПР считают грамотную ценовую политику ведущих игроков отечественного рынка. Своевременное снижение производителями отпускных цен на мебель, несмотря на усугубляющийся глобальный экономический кризис, помогло стабилизировать ситуацию с продажами и поддержать покупательский спрос, что, в свою очередь, способствовало увеличению загрузки производственных мощностей и повышению стабильности работы предприятий. «Отпускные цены производителей начали снижаться в мае. Далее эта тенденция продолжилась, и уже по итогам III квартала динамика роста потребительских цен на мебель не превышала размер инфляции. По итогам 2022 года потребительские цены на мебель выросли на 11%, это является одним из самых низких показателей в категории непродовольственных товаров», – пояснил президент АМДПР Александр Шестаков.

Антироссийские санкции, в том числе отказ многих производителей и поставщиков мебели из недружественных стран работать на рынке России, также способствовали развитию отрасли. В 2022 году объем импорта мебели в страну сократился на 40%, но эту нишу быстро заняли российские производители, по словам Александра Шестакова. «Обсуждаемый уход шведской IKEA в итоге никак не повлиял на ситуацию на внутреннем рынке – ни с точки зрения ассортимента представленной продукции, ни с точки зрения цен на мебель. Доля IKEA как производителя мебели не превышала 2–3%, при этом большая часть продукции, предлагаемой в магазинах шведской компании, производилась в России. Сейчас, по истечении 10 месяцев, мы видим, что мебель "от IKEA" по-прежнему доступна, например, она представлена в специализированных мебельных торговых центрах, но повышенным спросом не пользуется – большинство потребителей переориентировались на коллекции, разработанные российскими производителями. Нишу, которую занимала шведская компания, отечественные производители уже заполнили, – отметил Александр Шестаков. – Проблема ухода IKEA существует исключительно в информационном пространстве, тогда как рынок это событие "переварил" еще в конце II квартала».

В АМДПР уверены, что санкции, сыграли на руку отечественным мебельщикам. «За предельно короткое время мы выяснили уязвимые места в масштабах целой отрасли и оперативно стали решать эти проблемы. Среди них высокая импортозависимость российских мебельных предприятий от поставок комплектующих, необходимых для производства продукции – фурнитуры, некоторых видов тканей, а также лакокрасочной продукции и клеев, – рассказал Александр Шестаков. – Но на сегодня цепочки поставок уже перестроены: налажены контакты и заключены контракты с производителями комплектующих из дружественных стран, а также с российскими предприятиями».

Наиболее перспективными направлениями экспорта российской мебели в ассоциации видят как традиционные рынки стран СНГ, так и растущие рынки Ближнего Востока и Северной Африки.

«Российские мебельные предприятия достойно справились со всеми сложностями 2022 года, а отрасль в целом стала одним из немногих сегментов промышленности, продемонстрировавшим рост. Продукция отечественных мебельщиков пользуется спросом не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Для развития мебельной отрасли не нужны глобальные финансовые вливания, достаточно реализовать инициативы АМДПР, которые позволят вырасти отрасли еще больше – ввести пошлины на импортную мебель, запретить поставки мебели из недружественных стран и включить чистовую отделку и меблировку квартир в стандарты строящегося жилья, обеспечить поддержку экспортеров, создавая склады и шоурумы за границей, компенсируя логистические затраты», – уверен Александр Шестаков. 

Текст АМДПР