«Мебель-2022»
Деловая программа
Можно было ожидать, что выставка окажется существенно скромнее проходивших в допандемийные годы, поскольку мебель не товар первой необходимости и спрос на нее снижается. Еще в июне 2022 года на Мебельном бизнес-форуме аналитик РБК Сергей Хитров прогнозировал, что мебельную отрасль к концу года ждет «просадка» на 15–20%. Однако в сравнении с 2021 годом мебельщики снизили производство на 2% и выиграли в деньгах 15%. И пусть по масштабам и количеству посетителей «Мебель-2022» не дотянула до цифр 2019 года, результаты 2021-го превзошла. 55 посетителей в среднем привлек каждый экспонент. Большинство участников – отечественные компании.
Мероприятия деловой программы проходили параллельно на нескольких площадках, где обсуждались производство, дизайн или продажи мебели. Спикеры, конечно, говорили о сложностях турбулентного периода, о том, что 2023 год будет наполнен преодолением, но в оценке были единодушны: «оказалось лучше, чем ожидали в феврале».
Юбилей «АМДПР»
Первым мероприятием деловой программы стала II Всероссийская конференция производителей мебели. Ее лейтмотивом стало 25-летие Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий России. Вице-президент АМДПР, член наблюдательного совета компании «Ангстрем» Сергей Радченко отметил, что мебельщиков воспринимают как отрасль, когда они объединяются. Тогда их слышат и обращают на них внимание. Благодаря АМДПР представители отрасли получают возможность высказаться, объединиться и решить общие проблемы.
Но Ассоциация не действует сама по себе, это инструмент, которым нужно уметь пользоваться. И его эффективность зависит от количества и активности участников. На долю 113 членов приходится больше 93% объема выпуска древесных плит в стране, больше 75% фанеры и 40% произведенной мебели. «Если не будет ассоциации, отраслевые проблемы не решатся никогда», – считает президент АМДПР Александр Шестаков.
В результате выигрывают все участники рынка, даже не состоящие в ассоциации. Интересный пример привел Тимур Иртуганов, генеральный директор АМДПР: после того как она помогла ограничить закупки импортной мебели по госзакупкам, производство металлической мебели для офисов в 2021 году выросло на 175%. При этом крупных производителей этой продукции в Ассоциации нет.
Сегодня перед АМДПР стоят новые задачи, актуальные в условиях санкций. Например, проблема с импортозамещением мебельной фурнитуры. Тимур Иртуганов напомнил, что за 2021 год в Россию ввезли 253 тыс. т металлической мебельной фурнитуры на $1,2 млрд. Примерно 45% этого объема и по стоимости, и по весу приходятся на два кода ТН ВЭД: четырехшарнирные петли и раздвижные механизмы. Главная проблема замещения этой фурнитуры – стоимость металла на внутреннем рынке. На данный момент петля производства КНР стоит столько же, сколько кусок российского металла того же веса. Отечественные металлургические предприятия могут предложить хорошую цену на сталь, если речь идет о закупках от 100 тыс. т в год. А производители металлической фурнитуры потребляют в год 6–15 тыс. т стали и не планируют объединяться даже для общей закупки. Остается надеяться, что АМДПР сможет изменить ситуацию.
Показатели-2022
Итоговые показатели 2022 года, как отметил Тимур Иртуганов, нивелируют кризисные явления: весенний ажиотажный рост спроса компенсировался его постепенным снижением за оставшиеся месяцы года. Так что это «средняя температура по больнице».
В 2022 году по сравнению с показателями 2021 года объем производства мебели в натуральном выражении почти не изменился, а в денежном – увеличился на 15% до 356 млрд руб. Другими словами мебель немного подорожала.
Причем из-за нестабильности ситуации мебельщики продолжали закупать оборудование, спрос на него был неизменно выше, чем в 2021 году. Так, генеральный директор компании Liga Виталий Кривошеев сообщил, что за 11 месяцев 2022 года продажи составили 161 раскроечный центр с ЧПУ, 343 кромкооблицовочных станка, 358 сверлильно-присадочных центров с ЧПУ и 139 обрабатывающих центров с ЧПУ. По географии продаж, как и предыдущую пару лет, на первом месте Москва и Московская область (563 млн руб.), на втором – Пензенская область (548 млн руб.) и на третьем месте, с большим отрывом, Южный федеральный округ (357 млн руб.).
Тем самым можно сказать, что, вопреки опасениям, мебельная отрасль не столкнулась с масштабным кризисом и сегодня ее состояние одно из лучших в ЛПК. А вот с древесными плитами и фанерой ситуация тяжелая.
Объемы производства ДСП, ДВП и MDF стали снижаться с середины весны, и это усугубляется падением цен на внутреннем рынке, сокращением объема экспорта, усложнением логистики и поведением курса рубля. К счастью, традиционные потребители плитных материалов – это страны СНГ, и шесть из семи крупнейших экспортеров остались открытыми для отечественных поставщиков. Однако, по уточненным данным, за год производство плит упало на 12%.
Производство фанеры, по словам Тимура Иртуганова, нуждается не просто в поддержке, а в реанимационных мерах. Ситуация очень тяжелая: и падение объемов производства до исторических минимумов, и низкие цены на внутреннем рынке, и трудности с фансырьем. У переработчиков, лишенных собственной лесосеки, возник дефицит сырья, поскольку лесопромышленникам разрешили перенести рубку на следующий год. Конечно, арендаторы этим воспользовались, потому что цены на сырье их не устраивают. Ну и наконец, шесть из восьми основных экспортеров фанеры на данный момент признаны «недружественными». В результате за год объемы производства фанеры снизились на 29%.
Возможно, лесопромышленному комплексу поможет государство, которое готово субсидировать перевозки внутри страны и помогать с экспортом: налаживать бизнес-связи с «дружественными» странами, пробивать туда транспортные коридоры и организовывать представительства и шоурумы. Об этом говорил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров, курирующий в Минпромторге лесопромышленный комплекс. Но также призвал отрасль не перекладывать на государство возмещение возросших расходов, а менять концепцию работы и самостоятельно искать более интересные и прибыльные проекты.
Мебель в ипотеку
Действуя по схеме «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», АМДПР уже больше трех лет развивает проект «Квартиры с мебелью». Предполагается, что в результате застройщик получит возможность сдавать квартиры с готовой отделкой и обставленные мебелью, а покупатель, соответственно, приобретать их в ипотеку по более низкой цене и въезжать сразу после покупки. При этом крупным мебельным производителям будет гарантирован сбыт унифицированной продукции.
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин считает, что это разумная мера, поскольку, как показывает практика, после покупки жилья собственники берут потребительский кредит и приобретают мебель. Как заметил на I Всероссийской конференции производителей мебели в мае 2022 года основатель компании Mr. Doors Максим Валецкий, «мебель не паровоз, мебель – вагон, который идет прицепом. А основным локомотивом выступает строительный рынок». То есть объемы производства мебели зависят от объемов жилищного строительства.
Летом 2022 года эксперты АМДПР оценивали стоимость меблировки квартир. По данным «Дом.рф», в стадии строительства тогда были почти 2 млн квартир, которые по итогам года должны быть введены в эксплуатацию и проданы. Специалисты посчитали примерное количество кухонь, прихожих, спален, гостиных и ванных комнат и выяснили, что меблировка квартир на первичном рынке поглотит около 10% всей произведенной мебели. Интересно, что ранее АМДПР эту долю оценивала в 30–40%. Остальное составляют корпоративные заказы, вторичный рынок, ремонт и т. д. Но в любом случае заказ на меблировку готовых квартир поддержит мебельную отрасль.
Проект тормозят «лакуны» законодательного поля. По словам господина Стасишина, уже почти разработан законопроект, согласно которому покупателю квартиры, кроме отделки, могут предложить хотя бы минимальный объем мебели. Однако мебель не может выступать предметом залога и обеспечением при выдаче ипотечных кредитов. С точки зрения законодательства она не является неотделимым имуществом, и банк не учитывает ее при предоставлении кредита застройщику. Тем не менее заместитель министра уверен, что соответствующие поправки будут приняты. Те же окна и двери вполне успешно учитываются в залоге, хотя формально они относятся к отделимому имуществу.
На начало декабря 2022 года Минстрой планировал принять поправки в конце зимы или начале весны 2023 года. Но, если судить по актуальной информации, сроки отодвинули дальше. Отчасти это связано с тем, что спрос на жилье падает и строительная отрасль уже не видит в меблировке серьезного конкурентного преимущества. А девелоперы в порядке частной инициативы все же предлагают покупателям меблировку готовых квартир. Строительные компании просто заключают с клиентами дополнительные договоры, в отсутствие законодательной базы для оформления покупки мебели в ипотеку.
Почему так важны сервис и качество выполнения заказов, пояснил Никита Стасишин. Дело в том, что девелопер продает в первую очередь жилье, а потом уже все остальное. Если покупатель квартиры откажется ее принять, скажем, из-за дефектной кухни, то возмещение убытков будут рассчитывать от стоимости квартиры, а не мебели.
Другими словами, в меблировке квартир правила диктует девелопер, в отличие от продаж мебели в розницу. По мнению президента АМДПР Александра Шестакова, мебельщики должны создать строителям сервис, аналогичный тому, что предлагают другие строительные подрядчики. «Наша мебель – это не мебель, а стройматериалы, – уточнил он. – Такие же цемент и бетон, только деревянные».
Подготовка кадров
На конференции, посвященной среднему профессиональному образованию, говорили о том, что в мебельной и деревообрабатывающей отраслях, как и во многих других, не хватает подготовленных кадров, – студенты не хотят идти работать на предприятия из-за низкой оплаты труда, а в видении отрасли колледжи не умеют готовить специалистов.
Фундаментальная проблема связана с низкой мотивацией учащихся. По данным представителя Московского индустриального колледжа Вадима Зайнутдина, средний балл поступающих на специальность «технология деревообработки» всего 3,4. Иными словами, ее выбирают те, кого не берут на другие направления. Спикер видит решение в дополнительной мотивации студентов остаться в профессии посредством личного примера преподавателей, участия в соревнованиях и внеурочной деятельности. Также необходимо рекрутировать заинтересованных школьников на мастер-классах и днях открытых дверей.
Преподаватель Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга («26 Кадр») Дмитрий Тузов напомнил, что студента нужно не только обучить, но и подготовить к работе на конкретном месте. Но есть проблемы как с материальной базой (не везде есть современные станки и программное обеспечение), так и с представлениями учащихся об отрасли. Например, часть поступающих полагают, что работать придется ручным инструментом. Именно поэтому программа подготовки направлена на практическую работу. Студентов с первого курса знакомят с производством и дают возможность пройти практику, тогда впоследствии они быстрее адаптируются на предприятиях.
Производственники признаются, что нуждаются в технологах, дизайнерах, конструкторах и операторах станков с ЧПУ. Для того чтобы заполучить специалистов, компаниям-производителям приходится включаться в борьбу за кадры на самых ранних этапах обучения. К примеру, компания «Ангстрем», по словам руководителя HR-службы Елены Соболевой, начинает взаимодействовать со студентами уже в приемной комиссии Воронежского лесотехнического университета. В дальнейшем студенты проходят практику на предприятии и пользуются приоритетом в очереди на трудоустройство. А компания «Феликс», как сообщила директор по персоналу Людмила Прищенко, привлекает будущих работников со школьной скамьи – знакомит учеников с производством и рассказывает о карьерных возможностях.
Стоит отметить и реализуемый Федеральным центром компетенций национальный проект, помогающий компаниям находить скрытые резервы за счет оптимизации рабочего процесса. Эксперты ФЦК внедряют методы бережливого производства, которые повышают эффективность работы персонала и скорость его обучения. Эксперт центра Евгений Скопцов привел пример предприятия «Волжская мебельная мануфактура», которому удалось повысить эффективность одного из производственных участков на 91%. Для компаний участие в проекте бесплатное, но они должны принадлежать к добывающему сектору и иметь годовой оборот свыше 400 млн рублей.
Фестиваль продавцов
В течение четырех дней на выставке проходил масштабный фестиваль мебельного ритейла Furniture Retail Fest. Поставщики и продавцы делились опытом организации продаж и делали осторожные прогнозы на 2023 год. Представители электронной коммерции использовали метод кнута и пряника: показывали, какую часть рынка они уже захватили, и предлагали присоединиться к дележу остатков. Специалисты по мерчандайзингу рассказывали, как нужно устраивать магазин, чтобы клиенты захотели зайти в него, а не наоборот. Представители мебельного премиум-сегмента иллюстрировали, как сильно разобщены игроки рынка: даже простого позиционирования хватает, чтобы отстроиться от конкурентов.
На примере франшиз подробно обсудили актуальность противостояния поставщиков и дилеров. С одной стороны, использование модели готового бизнеса с прописанными процессами, наценками и рекомендациями дает более или менее предсказуемый результат. С другой – на практике всегда появляются неучтенные факторы, которые приходится регулировать в ручном режиме. И тут у «свободного» продавца поле для маневра шире.
Претензий хватает с обеих сторон. Если владелец франшизы (франчайзер) больше заинтересован в получении своего процента, а не в том, чтобы его дилер (франчайзи) преуспел, начинается жонглирование правилами. Например, в случае несогласованного срезания наценки, когда дилер продает товар дороже, чем поставщик. Для розницы это может стать поводом расторгнуть соглашение.
Продавцы, в свою очередь, под шумок «улучшают» условия франшизы: находят выгодные сторонние предложения, меняют наценку или объединяют на одной площадке несколько брендов. Одни поставщики смотрят на это сквозь пальцы, другие непреклонно требуют соблюдать договор до запятой.
Иными словами, франшиза накладывает больше ограничений, чем обычный договор поставки, поэтому увеличивается число спорных ситуаций. Но значительную их часть можно бескровно урегулировать, если стороны готовы вести диалог. То есть внутренняя логика работы франшизы – не панацея, по-прежнему важен человеческий фактор.
Все согласились, что хорошо продуманная франшиза поможет новичку в отрасли. Но если у продавца есть качественный продукт и опытная команда, ему проще действовать самостоятельно.
В 2023 году конкуренция обострится. Франчайзеры вынуждены поддерживать высокую узнаваемость бренда, чтобы обеспечить трафик в салоны франчайзи. Но беда в том, что все производители на три четверти копируют товары друг у друга и не знают, чего хочет конечный покупатель. В таких условиях выживает бренд, отличающийся от конкурентов материалами, дизайном или концепцией. Вероятно, ситуация заставит производителей быть ближе к потребителю, улучшать свой продукт и выделяться на фоне конкурентов.
Слово участникам выставки
Похоже, что дефицит общения, накопившийся за время антиковидных ограничений, до сих пор не преодолен. Экспоненты отмечали, что посещаемость стендов превысила ожидаемую и у них не было времени посмотреть экспозиции коллег по цеху.
Иван Дементьев, генеральный директор Nanxing.ru
(поставщик мебельного оборудования)
Завод Nanxing – крупнейший китайский производитель мебельного оборудования, известный в нашей стране с 2005 года, дебютировал собственным стендом на выставке «Мебель 2022». Ранее дилером в России была компания «Ками», а с 2021 года завод решил работать под собственным брендом, организовав представительство в Нижнем Новгороде.
Nanxing производит самое современное и надежное оборудование для производства мебели. Лучшие мебельщики России уже успели оценить качество этого оборудования, а также возможность поставки комплексных линий от одного производителя. Это совпадает с курсом завода – приоритет в разработке автоматизированных комплексных линий высокой производительности, с минимизацией человеческого фактора и возможностью выпуска расширенного ассортимента продукции.
Адаптированные под российский рынок станки уже работают на новом кроссплатформенном ПО, которое обслуживает не только производство, а все этапы – от заказа до упаковки («Индустрия 4.0»).
Кроме обычных станков, в 2022 году, вызвали особый интерес станки для софтформинга, то есть фрезерования и облицовывания фигурных кромок деталей: J-ручек, прямого (90°) и наклонного (45°) торцов, а также угловые раскроечные центры тяжелого класса.
И нельзя не сказать про нестинговые центры с двумя порталами. Станок делит рабочее поле на два участка и обрабатывает их независимо и одновременно. Эта машина на 30% дороже, чем станок с одним порталом, но ее производительность выше минимум на 40%.
Этот сегмент российского рынка всегда делила «европейская тройка», а сейчас появилась альтернатива. Вообще, наша главная цель – не конкурировать с китайскими производителями, а занять место в освобождающимся рынке, где раньше были производители из западной Европы.
Раньше продуктовая линейка Nanxing не адаптировалась под российский рынок, и мы покупали то, что было в ассортименте компании. А с открытием представительства можем даже изменить под потребности того или иного заказчика конфигурацию стандартных машин, находящихся на китайских складах.
Мы сразу создали собственную сервисную службу с центрами в 16 городах. Сейчас в ней 36 сотрудников, одни занимаются удаленной диагностикой и подключением, другие – монтажом, откликами на рекламации. 70% рекламаций мы закрываем в трехдневный срок.
Сейчас в планах создание еще двух представительств Nanxing, запуск нового склада, удвоение склада запасных частей и увеличение штата наладчиков на 50%. Будем и дальше поддерживать наших заказчиков и искать общие пути взаимодействия и развития.
Евгений Кириков, «Ками»
(поставщик мебельного оборудования, Москва)
Мы видим, что растет популярность оборудования с ЧПУ. Продажи этого года кратно превышают продажи года прошлого. Это связано с тем, что предприятия стараются оптимизировать производственные процессы, исключить человеческий фактор, сократить затраты на фонд оплаты труда.
На выставке мы продемонстрировали решения с ЧПУ, подходящие для любого мебельного производства.
Одно из них – автоматическая нестинговая линия Beaver NEST concept type D4 для криволинейного и прямолинейного раскроя плитных материалов. Станок оборудован сверлильно-присадочной головой и выполняет присадку в пласть. Если дополнить его устройствами загрузки и разгрузки, он превратится в полноценный производственный комплекс, оператор которого будет только убирать детали с разгрузочного стола.
Сверлильно-присадочный станок с ЧПУ Beaver Swift Turbo PRO 1200-3HE. производители оптимизировали, теперь он работает быстрее. Для одного клиента мы проводили демонстрацию: сверлили деталь с трех сторон (пласть и два торца) и делали паз. Потребовалось 39 секунд, а клиент выполнял эти операции на своем станке за 50 секунд. Выигрыш – примерно 50–60 деталей за смену.
Универсальный обрабатывающий центр Beaver Universal-M занимает промежуточное положение между сверлильно-присадочным станком и нестинговым центром. Это полный аналог станков Rover от Biesse. Оборудован шпинделем и сверлильно-присадочной головой, которая обрабатывает верхнюю пласть и четыре торца. Станок можно дополнить 4-осевой головой, позволяющей делать пропилы в торце деталей, что необходимо на дверных производствах. Рабочий стол с траверсами и вакуумными присосками можно использовать в «маятниковом» режиме и поочередно обрабатывать изделия по разным программам.
Если к перечисленным станкам добавить кромочный станок, то получится мебельное производство полного цикла. Раньше для обслуживания такого парка потребовалось бы 5–7 человек. Автоматизация позволяет работать на нестинговом центре одному человеку, на сверлильно-присадочном станке – тоже одному и двоим на кромочнике. Всего нужны четыре человека. В результате ФОТ сокращается в два раза, и операторы могут заменить друг друга, потому что логика управления станками с ЧПУ примерно одинаковая.
Крупные мебельные фабрики уже не боятся рассматривать предложения комплексного оснащения оборудованием китайских производителей, поскольку видят опыт среднего и малого бизнеса, давно работающего на нем. Эти станки обеспечивают требуемый уровень качества, но более доступны. В этом году многие, даже те, кто скептически относился к оборудованию из Китая, полностью переоснастили линейку, заменили все старые европейские станки новыми, произведенными в Юго-Восточной Азии. И эта тенденция будет расти, поскольку заводы-производители повышают качество продукции и уровень автоматизации.
Александр Малышко, «Витебскдрев»
(производитель MDF, Белоруссия)
Конечно, прежде выставку отличали намного большие масштабы, однако с учетом всех особенностей нынешней ситуации, можно сказать, что она «хорошо сохранилась»: представлено много российских компаний, а также присутствуют компании из Турции, средней и центральной Азии.
Мы приехали на выставку в качестве экспонента и привезли с собой два новых продукта, один из которых сертифицирован – это влагостойкая плита MDF. В завершающей стадии находится процесс производства огнеупорной плиты MDF, она также будет сертифицирована в соответствии с российскими стандартами. Видим большой интерес к этой продукции со стороны наших партнеров из России, Казахстана, Азербайджана, Турции, стран Средней Азии.
В этом году интересы производителей плитной продукции пересекаются, в основном, на одном и том же рынке – в Российской Федерации. Отсюда и падение объемов реализации у производителей, и существенное снижение цен на плиты. Поэтому, конечно, каждый ищет свою нишу. «Витебскдрев» всегда дифференцировал свой экспорт, а в настоящее время этот процесс происходит несколько активнее.
И со своей стороны можем подтвердить постоянную готовность к сотрудничеству как по поставкам шлифованной и ламинированной MDF, так и наших новинок – влагостойкой и огнеупорной плит MDF.
Руслан Начаркин, «Оримэкс»
(мебельная фабрика, Саранск)
Компания «Оримэкс» работает на мебельном рынке с 1991 года. Поначалу мы делали и кухни, и кровати, и двери, столы, стулья, багет и прочее. Через несколько лет поняли, что, если хотим делать хорошо, нужно сфокусироваться на чем-то. И выбрали сегмент столов и стульев.
Более 30 лет мы работаем по полному циклу, от распиловки бревна до готового изделия. У нас собственное производство в Саранске, больше 430 сотрудников. Свои сушилки, рассчитанные на единовременную загрузку 1000 м3, а это примерно 50 фур отборного материала.
Мы следим за трендами, ценные породы, дуб и бук, активно комбинируем с металлом, стеклом, керамикой, натуральным камнем и разными современными материалами. Итальянские, немецкие, французские дизайнеры умело их сочетают в ресторанах, апартаментах и загородных домах.
Какие бы сложности ни возникали – колебания курса, проблемы с поставками фурнитуры из Европы и прочие, – одни компании будут стагнировать, а другие – расти. И в этом году немало компаний из разных сегментов мебельного рынка выросли на 40–60%. Наша компания в 2022 году выросла больше чем на 10% и в натуральных показателях, и в денежных. И на следующий год у нас план-оптимум роста – на 25%, план-максимум – на 47–50%. В мебельной отрасли уже давно конкуренция не столько продукции, сколько команд, систем управления и клиентского сервиса. Мы презентовали новый проект франшизы, будем развиваться и за счет нее. Планируем в следующем году создать 54 франчайзинговых салона.
Назгуль Асылбекова, Zeta
(производитель мебели, Казахстан)
Мы каждый год участвуем в выставке, нас уже знают. В этом году ничего не изменилось, даже соседи те же. Все прошло лучше, чем мы ожидали. Многие подходили, интересовались, оставляли свои контакты.
В Казахстане не так много сырья, как в России, поэтому мы покупаем его и производим готовую продукцию. Также изготавливаем комплектующие.
У нас большой ассортимент, от офисных кресел до кухонных стульев. Основная продукция – кресла, У нас несколько заводов и почти 70 магазинов от 1000 м2 в Казахстане.
В Россию мы экспортируем в основном комплектующие для кресел: крестовины, подлокотники, спинки. В прошлом году наш официальный представитель один раз в квартал забирал полную фуру крестовин – 4–5 тыс. штук. Были и другие покупатели. Также экспортируем небольшую линейку сетчатых офисных кресел, сейчас они пользуются спросом, например, в Самару поставили 250 кресел. Надеемся, что заказов на российском рынке будет больше.
Алик Невлюдов, «Шпонировка»
(производство фанерованной плиты MDF, Казань)
Облицовываем плиту MDF шпоном. Производство выпускает в день до 400 листов разных форматов: 2800 х 1035, 2800 х 1220 мм и 2800 х 2070 мм. Работаем на европейском оборудовании. Используем калибровально-шлифовальный станок. Пока проблем с запчастями нет. В перспективе рассчитываем на китайское оборудование. Но бизнес – это не политика, и европейцы будут возвращаться.
С поставками материалов все в порядке. Работаем только с плитой MDF от «Кастамону». Шпон покупаем в том числе в «Вудстоке».
Мы участвуем в выставке не первый раз. Раньше народу было больше. Мы нашли здесь клиентов из разных регионов, работаем с ними по 5–6 лет. К нам часто обращаются компании, которые покупали фанерованные плиты у других поставщиков и сталкиваются с проблемами обработки. Я объясняю, как справиться, или советую сменить поставщика. Что нужно для того, чтобы выпускать продукцию высокого качества? Ответ прост: закупать качественные исходные материалы, работать на высокотехнологичном оборудовании с квалифицированными специалистами! Но самое главное – это честное и ответственное отношение каждого сотрудника нашей компании к своей работе!
Николай Приходько, «Бобры»
(столярное производство, Краснодар)
Мы продаем фанерованную плиту и частично перерабатываем ее сами. Делаем мебель, стеновые панели, декоры. То есть, работаем по двум направлениям – В2В и В2С. В среднем и премиальном сегментах.
Покупатели полуфабриката – производители мебели. Часть из них серьезно «просели», часть – остались на том же уровне, поэтому общий объем продаж в B2B значительно снизился. Готовую продукцию (В2С) продаем как прежде, сотрудничаем с дизайнерами, выполняем заказы.
В 2023 году будет еще сложнее, конкуренция усилится, и слабые игроки будут уходить с рынка. Если смотреть масштабно, кризис помогает как врач.
Чтобы успешно конкурировать и увеличить объемы производства, мы сейчас переходим на технологию нестинга. Она позволяет избежать влияния человеческого фактора, ошибок и переделок. Не придется объяснять мастерам, что и как присаживать, работать по чертежам, достаточно отсканировать наклейку – и станок автоматически просверлит и запилит.
Ирина Царуш, Nordeco
(производитель ДСП и MDF, Череповец)
На выставке состоялся дебют торговой марки Nordeco design, под которой три завода-производителя «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», «Шекснинский комбинат древесных плит», «ВохтогаЛесДрев») презентовали линейку ламинированных плит ДСП и MDF с пониженным содержанием формальдегида (Е 0,5), эксклюзивной коллекцией декоров и уникальным тиснением. Многие производители мебели, попадая на стенд, не узнают и спрашивают, кто мы такие, они просто не ожидали такой презентации от российского плитного производства.
Мы выпускаем продукт не хуже, а по качеству даже лучше зарубежных коллег, правда, пока отстаем в сервисе. Но развиваемся: например, в сотрудничестве с IT-специалистами реализовали проект виртуализации мебели, который больше поможет не нам как производителям мебельных плит, а мебельщикам. Мы продемонстрировали его на выставке. Он позволяет любое мебельное изделие увидеть в интерьере, подобрать соответствующий декор и структуру поверхности. Создавая объект в планшете или телефоне, можно с легкостью менять его конфигурацию, открывать дверцы и ящики, рассматривать со всех сторон. Благодаря программе нам удалось оцифровать самые топовые декоры и тиснения, стала возможной максимально приближенная визуализация объектов. Такое решение значительно облегчает труд производителей мебели. Теперь не нужно заботиться о шоу-руме – подобрать по размерам и заказать понравившуюся мебель можно в небольшой точке продаж или прямо в квартире заказчика.
Зачем сегодня участвовать в выставке? Для нас это основная площадка для переговоров. Уникальная возможность определить реперные точки в продажах, оценить конкурентов и понять, как наша продукция воспринимается покупателями, что нам надо усилить. Следующий год легче не будет, но со временем ситуация разрешится, и к этому нужно быть готовыми. Наши партнеры – мебельные компании тоже это понимают и, видя в нас надежного поставщика, чувствуют себя увереннее.
Производство ЛДСП и MDF работает с полной загрузкой. Мы ищем новые рынки сбыта, перенаправляем экспортные потоки и не планируем останавливаться на достигнутом.
Итого
На выставке «Мебель-2022» обсуждали происходящее в отрасли, но о перспективах предпочитали не говорить. Похоже, мебельщики немного удивлены, что отрасль вопреки прогнозам не «посыпалась», и теперь боятся неосторожным словом «сглазить» ситуацию. Понимая, что 2023 год будет нелегким, АМДПР потихоньку расчищает место на внутреннем рынке: «пробивает» возможность меблировать квартиры и введение заградительных пошлин на импортную мебель. От этих инициатив выигрывают не только члены Ассоциации, но и все участники рынка.
Выставка ожидаемо не явила примеры революционного дизайна. Посетители отмечали отдельные интересные проекты и любопытные модели, но все они были скорее результатом эволюционного развития трендов. Как отметила сооснователь агентства Rekana Елена Бардина, не только в России, но и во многих странах большинство потребителей живут в условиях кризиса, поэтому хотят создать мир в собственном доме и выбирают мягкие, укрывающие формы. Эта тенденция появилась не в 2022 году, но, видимо, будет только усиливаться. В числе других рыночных тенденций стремление к натуральным материалам, экологичности производства и минимализму.
Текст Роман Иванов