Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Импорт мебели из недружественных стран продолжается в довольно больших объемах

Санкции и проблемы с логистикой не остановили поставки в Россию мебели из недружественных стран. На импорт из Европы пришлось около 30% всей ввезенной в прошлом году мебельной продукции, а это 7% отечественного рынка мебели, или 30 млрд руб. в денежном выражении.

По оперативным данным Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности (АМДПР), в 2022 году в Россию было импортировано мебели на 103,4 млрд руб., это на 80 млрд руб. или 44% меньше, чем в 2021 году. Больше 70% импорта пришлось на поставки из дружественных стран, объем поставок из недружественных стран составил около 30 млрд руб., или 30% всего объема ввезенной мебельной продукции. Основными поставщиками мебели в Россию из недружественных стран стали производители Италии, Германии, Испании и Румынии.

«В прошлом году иностранные производители мебели потеряли значительную долю российского рынка. Во-первых, произошло качественное перераспределение влияния зарубежных игроков на наш рынок: если в 2021 году в структуре импорта почти 50% приходились на европейскую мебель, то в 2022 году – только 30%, при этом до 70% выросла доля китайской и белорусской мебели. Во-вторых, импортной продукции на российском мебельном рынке в принципе стало меньше – 24%, в то время как в 2021 году ее доля достигала 40%. Таким образом, мы наглядно видим, что антироссийские санкции ударили прежде всего по европейским производителям, которые существенно ослабили позиции на рынке России», – отмечает президент АМДПР, генеральный директор «Первой мебельной» Александр Шестаков.

Максимальные потери иностранные производители мебели понесли в корпоративном сегменте, где их доля сократилась до нуля. В 2022 году мебель по заказам госучреждений, компаний и корпораций с государственным участием поставлялась исключительно российскими предприятиями. «Несмотря на сокращение рынка корпоративных заказов с 282 млрд руб. в 2021 году до 204 млрд руб. в 2022 году, весь этот объем обеспечили отечественные производители. Такого успеха удалось добиться впервые за всю историю российской мебельной отрасли, и немаловажную роль в этом сыграли инициированные АМДПР и поддержанные правительством РФ в 2020–2021 годах ограничительные меры на закупки импортной мебели в сегментах b2b и b2g», – констатирует Александр Шестаков.

В то же время 30 млрд руб., на которые европейские мебельщики смогли поставить свои товары в Россию, президент АМДПР считает необоснованной и недопустимой суммой. «В условиях, когда для российских предприятий ЛПК западные рынки закрыты, возможность присутствия европейских поставщиков мебели на отечественных рынках выглядит странной», – говорит он.

По мнению спикера, российские производители мебели уже давно умеют выпускать продукцию, ни по цене, ни по качеству не уступающую изделиям итальянских или немецких фабрик. «По-прежнему допуская европейских производителей на наш рынок, мы фактически финансируем страны, наносящие максимальный ущерб российской экономике», – уверен Александр Шестаков. В АМДПР считают, что необходимо ужесточать правила игры на российском мебельном рынке для производителей из недружественных стран, в частности, первоочередной мерой должно стать зеркальное введение заградительных пошлин на ввоз продукции из стран ЕС, США и Австралии.

Объем экспорта мебельной продукции из России в 2022 году, по оперативным данным АМДПР, сократился на 39%, до 29,5 млрд руб., или 8% общего объема производства, в то время как в 2021 году Россия экспортировала около 16% выпущенной в стране мебели. «В 2022 году экспортные потери составили около 18 млрд руб., причем половина этого объема приходится на прекратившую деятельность в нашей стране шведскую компанию IKEA. В то же время за счет снижения экспорта в прошлом году удалось стабилизировать рыночную ситуацию, смягчить реакцию на сокращение импортной продукции и не допустить сжатия рынка», – говорит Александр Шестаков.

Основными направлениями экспорта российской мебели в 2022 году стали Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие страны СНГ, при этом поставки отечественной продукции в Европу фактически прекратились в марте. «Потеря с таким трудом завоеванных европейского и американского мебельных рынков из-за санкций стала, пожалуй, самым досадным их последствием для российских мебельщиков. Но проделанная за предыдущие годы работа не пропала даром – продукция отечественных предприятий имеет высокую репутацию во всем мире. Благодаря этому выход на новые для нас рынки Ближнего Востока, Северной Африки и Китая произойдет быстрее», – надеется Александр Шестаков.

Однако в этом, как указывает президент АМДПР, российской мебельной отрасли нужна поддержка государства и государственных институтов. В частности, ассоциация предлагает расширить опыт Российского экспортного центра по выводу на зарубежные рынки предприятий ЛПК и на мебельную отрасль. «Нам бы очень помогла организация и поддержка за счет государства постоянно действующих мебельных шоурумов и складов. Без этого доставка мебельной продукции за рубеж значительно усложняется из-за длительных таможенных процедур, что, в свою очередь, повышает риски, связанные с исполнением сроков контрактов и для поставщика, и для заказчика», – объясняет Александр Шестаков. 


Комментарии специалистов

Сергей Радченко, председатель наблюдательного совета компании «Ангстрем»:

Производители мебели из недружественных стран находятся сейчас в более выгодном положении на нашем рынке. Европейские страны запретили поставку в нашу страну оборудования, запасных частей, материалов для производства, при этом готовый продукт – мебель они с очень большим удовольствием нам поставляют. Под видом санкций европейские страны на самом деле очень жестко отстаивают интересы своих производителей, и нам следует ввести какие-то ответные меры, чтобы защитить внутренний рынок и отечественного производителя.

Максим Валецкий, сооснователь, председатель совета директоров компании Mr. Doors:

При ограничении спроса на внутреннем рынке по понятным причинам мы видим несколько решений, которые могли бы оказать существенную поддержку российским производителям. К ним я бы отнес полное прекращение ввоза готовой импортной мебели из недружественных стран.

Кроме этого, считаю, что необходимо на высшем уровне стимулировать диалог со странами-партнерами, в которых к нашему продукту есть интерес, и заметный, как в странах Персидского залива, в частности. Речь здесь может идти как минимум о снижении пошлин на экспортируемую продукцию.

Внутри страны также необходимо рассмотреть дополнительные налоговые льготы и субсидии к уже имеющимся мерам поддержки локомотивных производителей.


Текст АМДПР