События

Биомасса: топливо и энергия

Конгресс и выставка прошли в Москве

12–13 апреля 2023 года в Москве прошли ежегодные конгресс и выставка «Биомасса: топливо и энергия» – специализированные отраслевые мероприятия, посвященные производству и применению жидкого моторного и твердого котельного биотоплива из возобновляемого сырья.

Организатором выступила Российская биотопливная ассоциация (РБА).

В работе конгресса участвовали аграрии, представители сахарных заводов, лесозаготовители, нефтяники, инжиниринговые компании, производители оборудования, представители власти, науки, отраслевая пресса.

Ввиду природно-климатических условий России, обновлений законодательной базы, а также достижений сельского хозяйства последних лет, которые являются для экономики страны одновременно и вызовом, и возможностью, внимание собравшихся было сфокусировано на вопросах производства и применения возобновляемых источников энергии природного происхождения, а именно: этанола и биоэтанола, бутанола, бионефти, пеллет и брикетов.

Заведующий кафедрой СПб ГУПТД профессор Эдуард Аким своим выступлением задал лейтмотив мероприятия – твердое биотопливо и низкоуглеродная экономика в России и мире.

Потребление энергии на базе древесины до 2050 года будет определяться двумя основными тенденциями: традиционным использованием топливной древесины в двух наиболее быстро растущих регионах мира – Африке к югу от Сахары и Южной Азии и прогнозируемой ролью современной биомассы в производстве возобновляемых источников энергии.

В 2020 году 2,3 млрд человек по-прежнему полагались на древесное топливо как основной источник энергии для приготовления пищи и отопления. В странах с развивающейся экономикой большое число домохозяйств до 2050 года будут использовать древесное топливо как основной источник энергии, но многие сценарии предполагают, что темпы роста потребления замедлятся.

Мировое потребление топливной древесины в 2050 году может увеличиться по сравнению с уровнем 2020 года (1,9 млрд м3) на 11–42% и достигнуть 2,1–2,7 млрд м3.

Древесина все чаще будет входить в состав возобновляемых источников энергии в индустриальном мире. В некоторых регионах для удовлетворения этого спроса могут потребоваться усилия по восстановлению топливной древесины.

Последние 15–25 лет в индустрии древесных продуктов (бумаги и картона, древесных плит, фанеры, пиломатериалов, конструкционных материалов и др.) наиболее динамично развивается производство биотоплива, и прежде всего древесных пеллет. По данным UNECE/FAO Timber, объем производства древесных пеллет в регионе UNECE (Западная Европа, СНГ, Северная Америка) в июне 2015 года составлял около 25 млн т, в то время как в 2012 году – около 19 млн т. В США рост производства всего за год, с 2013 по 2014 год, составил 21,1%, в РФ – 30,5%. В последующие годы мировое производство пеллет продолжило расти и в 2021 году достигло 50 млн т (в том числе из России, где почти все производство пеллет ориентировано на экспорт, ввезено 2,4 млн т).

Потребление пеллет в регионе UNECE (Западная Европа, СНГ, Северная Америка) выросло с 18 млн т в 2012 году до больше чем 35 млн т в 2021 году. Практически можно говорить о создании за последние 20–25 лет нового, динамично развивающегося, самостоятельного сегмента лесного сектора.

В 2021 году Россия, Украина и Белоруссия вместе поставили Европейскому союзу около 3 млн т. Однако эти поставки больше недоступны из-за санкций. По сравнению с уровнем 2021 года Евросоюз до мая 2022 года увеличил импорт топливных гранул из США и Канады на 30%.

Большой спрос на древесные гранулы в Азии, в первую очередь в Японии и Южной Корее, развивающимся рынком становится Тайвань. В 2022 году в Южную Корею было экспортировано 560 тыс. т пеллет (по итогам 2021 года – не более 150 т). Экспорт в Японию составил 100 тыс. т, прежде он был в разы меньше.

Япония планирует к 2027 году выйти на объем потребления 15 млн т. Южная Корея сейчас потребляет примерно 5,5 млн т. Ожидается, что Китай станет активно использовать древесные гранулы, он уже наращивает показатели, на очереди Индия. Возможно, крупнейшим по потреблению пеллет станет азиатский, а не европейский рынок.

Древесные топливные брикеты по-прежнему популярны на российском рынке, объем их производства остался почти таким же, как годом ранее, – свыше 200 тыс. т. Регионы Сибири и Северо-Запада страны нарастили производство на 18,1 и 20,1% соответственно. По данным Рослесинфорга, в декабре прошлого года цены на брикеты откатились до стандартных значений на начало года и остановились на отметке 5049 руб. за одну тонну, то есть на 12,4% ниже ноябрьского уровня.

Современная биоэнергетика, как отметил Эдуард Аким, за счет совместного использования с солнечной и ветровой энергетикой обеспечивает взаимосвязь трех элементов энергетической трилеммы (триады): безопасности, доступности и устойчивости.

Президент РБА Алексей Аблаев считает, что «заявленные руководством страны для Евразийского экономического союза приоритеты развития технологического потенциала, включение в главные сектора экономики биотехнологии и альтернативной энергетики будут способствовать развитию рынка биотоплива, станут локомотивом, способным дать импульс дальнейшему росту современного и экологичного промышленного производства».

Ведущие эксперты предложили вниманию слушателей свое видение сложившейся конъюнктуры и перспектив отрасли.

Так, управляющий партнер Agrotrend.ru Николай Лычев поделился результатами анализа основных трендов в АПК Росси и мира. По его мнению, мир стоит на пороге новой эпохи и человечество ждет слом традиционных ценностей, политических традиций и моделей хозяйствования. Вести дела станет сложнее, поскольку эпоха сверхприбылей заканчивается вследствие эпидемий и пандемии, роста числа торговых и военных конфликтов, климатических изменений. Однако население планеты увеличивается, а значит, все больше нуждается в пропитании и энергии, спрос на которые будет только расти.

Директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович рассказал о глобальной декарбонизации и ее влиянии на торговлю сырьевыми товарами. Почти все страны мира обязались достичь углеродной нейтральности, то есть нулевого баланса выбросов парниковых газов: Австралия, страны ЕС, США, Канада, Бразилия, Япония, Южная Корея, ЮАР – к 2050 году, Турция – к 2053 году, Индонезия, Казахстан, Китай, Россия, Саудовская Аравия – к 2060 году, Индия – к 2070. Фактически, нет ни одной сколько-нибудь значимой экономики, не утвердившей такую цель. Эта политика затронет все отрасли хозяйствования. Например, транспорта. Эксперт Exxon Mobil Даррен Вудс предполагает, что к 2040 году каждый проданный в мире новый легковой автомобиль будет электрическим. А прошедшее в 2021 году 77-е ежегодное общее собрание Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) одобрило резолюцию о достижении нулевого баланса выбросов углерода мировой авиатранспортной отраслью к 2050 году. Утвердила предварительную стратегию сокращения выбросов парниковых газов к 2050 году минимум на 50% (по сравнению с уровнем 2008 года) и Международная морская организация (IMO).

По мнению спикера, до 2030 года глобальная декарбонизация не окажет существенного влияния на объемы мирового потребления углеводородов. К 2030 году возможно снижение потребления нефти на 5%, а угля – на 10% от нынешних уровней, однако уголь станут заменять в первую очередь на развитых рынках (США, ЕС, Австралия, Южная Корея). При этом покупатели и регуляторы будут все пристальнее смотреть на углеродный след товаров – достижение углеродной нейтральности в глобальном масштабе к 2050 году требует трехкратного роста потребления биомассы. По прогнозам аналитиков, биоэнергия к этому сроку будет обеспечивать 25% общего объема первичной энергии.

Редактор приложения «НГ-Энергия» к «Независимой газете» Олег Никифоров обратил внимание аудитории на перспективы рынка жидкого биотоплива в ЕС. Тема становится особенно актуальной, ведь в марте руководство Евросоюза приняло решение запретить с 2035 года выпуск и регистрацию новых автомобилей, заправляемых бензином или дизельным топливом, изготовленных на основе ископаемых ресурсов. Хотя исключение будет сделано для автомобилей на углеродно-нейтральном синтетическом топливе e-fuel (то есть будут допущены к эксплуатации автомобили с ДВС, которые надо будет заправлять топливом с нулевыми выбросами парниковых газов).

Заместитель директора конструкторского бюро «Базальт» Игорь Галушкин в продолжение темы сказал, что Европу ждут серьезные перемены не только в автомобилестроении, но и последовательный переход авиаперевозчиков на безопасное углеродно-нейтральное авиационное топливо (sustainable aviation fuels – SAF). Исходными материалами для SAF служат кулинарный жир и другие непальмовые жиры, побочные продукты и отходы жизнедеятельности животных или растений, органические бытовые отходы (упаковка, бумага, текстиль, пищевые отходы), отходы лесного хозяйства, а также сельскохозяйственные культуры, в том числе быстрорастущие растения и водоросли. В Российской Федерации для таких технологий «непаханая целина». Необходим конкурентоспособный сектор с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающим достижение национальных целей развития, считает докладчик. И бюро «Базальт» предлагает свои решения и разработки для производства российского SAF.

Независимый аналитик, консультант по агробизнесу Марина Сидак, оценивая итоги первого года в условиях санкций, предложила несколько вероятных сценариев развития ситуации после прекращения экспорта российского АПК (% вероятности) с возможными последствиями:

  • активы и бизнес уходящих иностранных компаний переходят в руки крупнейших российских экспортеров – 80%, на внутреннем рынке образуется олигополия с жестким госрегулированием и ограниченным выбором для фермеров;
  • на место компаний, ранее осуществлявших экспорт и отказавшихся от него, приходят другие международные компании из дружественных стран – 50%, на внутреннем рынке сохранится здоровая конкуренция с правом выбора для фермеров, но не решится проблема перепроизводства сельхозпродукции;
  • внутри страны с широкой поддержкой государства активно развивается глубокая переработка сырья – 20%, переход от сырьевого экспорта к несырьевому может решить проблему перепроизводства и дать толчок развитию биотехнологической отрасли, в том числе биотопливному рынку.

Последний сценарий эксперт назвала предпочтительным, однако маловероятным.

Всего за два дня было сделано больше 30 докладов. Кроме того, несколько компаний – участниц конгресса представили свои экспозиции на прошедшей в рамках мероприятия выставке. А в следующий раз специалисты отрасли встретятся на конгрессе «Биомасса: топливо и энергия» в апреле 2024 года. 

Текст «Леспроминформ» по материалам организаторов
Фото РБА