Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Цены на мебель на внутреннем рынке могут вернуться на докризисный уровень уже к концу года

С начала 2023 года на российском мебельном рынке укрепляется новый тренд снижения цен. У производителей мебели цены в I квартале упали на 7% по сравнению с зафиксированными в тот же период 2022 года и держатся на уровне декабря прошлого года. В Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности эту тенденцию считают устойчивой и прогнозируют, что она станет основополагающей в этом году.

«Отпускные цены производителей и потребительские цены на мебель начали снижаться еще в мае 2022 года и в конце июня практически вернулись на уровень начала года. Во втором полугодии эта тенденция сохранилась. В декабре 2022 года цены производителей мебели для внутреннего рынка снизились на 4,35% относительно показателя декабря 2021 года и на 4,57% – для всего мебельного производства, включая экспорт. В этом году мы видим укрепление нисходящего ценового тренда», – сказал генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.

Максимальное снижение отпускных цен производителей (-23% от показателя декабря 2022 года) в I квартале 2023 года зафиксировано на металлическую мебель для офисов, и это привело к снижению цен на 16% в категории «Торговая и офисная мебель». В I квартале 2023 года стабилизировались цены и в таких категориях, как «Деревянные шкафы для столовых и гостиных» и «Шкафы кухонные», тогда как еще в прошлом году эта продукция демонстрировала высокий рост отпускных цен. «Некоторое отставание этих категорий по ценовой динамике связано с тем, что в структуре их себестоимости большую долю занимают импортные комплектующие (фурнитура, лакокрасочные материалы, фасадные пленки, кромки ПВХ), стоимость которых напрямую связана с колебаниями курсов валют», – объясняет Тимур Иртуганов.

«К концу года поставки фурнитуры полностью стабилизировались. Нам удалось найти надежных поставщиков качественной продукции из дружественных стран и заключить с ними долгосрочные контракты по выгодным ценам. Однако производственный цикл в мебельной отрасли достаточно длинный, комплектующие и материалы закупаются на полгода вперед. Поэтому результаты работы по выстраиванию новых цепочек поставок будут заметны лишь через несколько месяцев, конечно, при условии стабильного валютного курса», – говорит исполнительный директор ГК «Ангстрем» Вадим Чернушкин. Еще одним драйвером снижения отпускных цен на мебель он называет высокую конкуренцию производителей мебели.

В то же время, несмотря на коррекцию цен производителей, розничные цены на мебель все еще растут: в I квартале 2023 года мебель в магазинах была дороже на 9,2%, чем годом ранее. «Производители мебели всегда очень чутко относятся к возможностям потребителей и даже в самые сложные времена стараются держать отпускные цены на приемлемом уровне, порой даже в ущерб собственным экономическим интересам. Так было и в пандемийном 2020 году, и в 2022 году. К сожалению, продавцы мебели далеко не всегда придерживаются той же точки зрения, и зачастую мы видим, что, несмотря на все усилия производителей, динамика потребительских цен отличается в худшую для покупателей сторону», – говорит Тимур Иртуганов.

«Между тем, именно благодаря сбалансированной ценовой политике производителей мебели в 2022 году удалось удержать потребительские цены на эту продукцию от резких всплесков», – подчеркивает Вадим Чернушкин. «По итогам 2022 года потребительские цены на мебель выросли на 11%, продемонстрировав самый низкий показатель в категории непродовольственных товаров. Это целиком и полностью заслуга производителей мебели, как и то, что в I квартале 2023 года рост розничных цен на мебель остается на минимальном уровне», – объясняет Тимур Иртуганов.

По мнению Вадима Чернушкина, в текущей рыночной ситуации самым выгодным для потребителей оказывается вариант приобретения мебели у производителей – так из структуры потребительской цены исключаются затраты на расходы ритейлера. «Все крупные производители мебели в течение прошлого года поменяли маркетинговую политику и организовали новые каналы коммуникации с потребителями. Мы все стремимся быть ближе к нашим клиентам и делаем все, чтобы заказать мебель даже по индивидуальным размерам напрямую у производителя было очень просто», – отмечает эксперт.

АМДПР считает снижение отпускных цен производителей мебели устойчивой долгосрочной тенденцией. Согласно оптимистическому прогнозу АМДПР, при стабильности курса национальной валюты в ближайшей перспективе цены производителей мебели для внутреннего рынка могут вернуться на докризисный уровень. По реалистическому сценарию отпускные цены в 2023 году не превысят размер инфляции. 

Текст АМДПР