Эколайф

Ритейлу нужно отслеживать путь товаров и упаковки от леса до магазина

Представители ритейла и брендов, использующих картонную упаковку, посетили лесные участки и лесоперерабатывающие предприятия, чтобы получить ответ на вопрос: как предотвратить риск попадания «грязной» древесины в свои цепочки поставок? Оказавшись на полках магазинов, древесина с территорий проектируемых заказников, сомнительных санитарных рубок или из зон социальных конфликтов с местными жителями и коренными народами, может нанести урон репутации и выручке торговых компаний, несмотря на то что формально она законна. Поэтому сегодня торговые сети интересуются происхождением товаров и упаковки и просят у поставщиков дополнительных подтверждений ответственных источников, прежде всего сертификацию.

Именно этой теме был посвящен практический лесной семинар «От леса до магазина», который прошел 19–20 июля в Республике Коми. Организаторами выступили система добровольной сертификации «Лесной эталон» и Торгово-промышленная палата Республики Коми. Информационный партнер – журнал «ЛесПромИнформ».

Из разных городов России в Сыктывкар приехали специалисты по цепочкам поставок и устойчивому развитию, это представители целого ряда известных компаний, например, сети магазинов стройматериалов «Петрович», сети продуктовых гипермаркетов «Глобус», сети магазинов здорового питания «Вкусвилл», а также Dodo brands, которая выросла из небольшой пиццерии в Сыктывкаре до франшизы в нескольких странах мира. Участники семинара выехали в лес и глубоко погрузились в лесную проблематику, чтобы разобраться, как не допустить «грязную» древесину в цепочки поставок ответственного бизнеса.

Это специалисты ритейла, занимающиеся закупками пиломатериалов и фанеры, и представители фирм, которые используют много бумажной и картонной упаковки. Организаторы семинара пригласили именно эту категорию специалистов, чтобы они глубже разобрались, как работает добровольная сертификация «Лесной эталон» и как она помогает, с одной стороны, нивелировать бизнес-риски, а с другой – сохранять леса и защищать интересы людей.

«Ответственный подход ритейла и глубокие знания менеджеров крайне важны, поскольку выбор, который они предоставляют своим покупателям на полках магазинов, напрямую влияет на леса России. Лес растет очень долго, а значит, грамотные практики нельзя ставить на паузу даже на время и в самые сложные времена. Некоторые лесозаготовительные компании после ухода FSC из России поспешно бросились рубить леса, особо ценные в экологическом и социальном отношении, и эта “грязная” древесина попала в цепочки поставок и в виде готовой продукции уже оказалась на полках магазинов. Древесину из МЛТ и из других экологически и социально ценных лесов можно считать "грязной", то есть потенциально конфликтной и не отвечающей требованиям ответственного ведения лесного хозяйства. Сертификация – это единственный на данный момент инструмент по снижению имиджевых и финансовых рисков ритейла и других бизнес-потребителей продукции из древесины и бумаги», – объясняет директор системы сертификации «Лесной эталон» Николай Шматков.

«Представителям ритейла предложено в работе приоритет отдавать продукции сертифицированных предприятий, информировать покупателей о наличии сертифицированного товара. Такая совместная работа с соблюдением стандартов добровольной лесной сертификации практически исключает конфликтные ситуации, положительно влияет на продвижение брендов компаний, содействует их развитию, не наносит вреда природе и соответствует ESG-требованиям», – говорит президент ТПП Коми Юрий Колмаков.

Лес – ранимая экосистема

Первый день семинара был посвящен лесным вопросам. Что такое ответственное лесное хозяйство? Участники прямо в лесу обсудили, как именно сертификация помогает сохранять особо ценные лесные участки и предотвращать потенциальные конфликты с местным населением, пока не началась лесозаготовка и еще можно все исправить. Например, благодаря сертификации «Лесной эталон» сохраняются малонарушенные лесные территории (МЛТ), редкие и уязвимые лесные экосистемы, таежный ландшафт. При этом для компаний, которые выбирают сертифицированную продукцию, снижаются риски поступления древесины из ценных лесов.

Николай Шматков пояснил, что лес важен не только с экономической точки зрения, но и с экологической и социальной, поэтому ответственные практики, особенно в лесопромышленном комплексе, нельзя ставить на паузу, а осознанный выбор и поддержка товаров и упаковки ответственного происхождения потребительскими брендами и ритейлом особенно важны. Добровольная сертификация создавалась в 1990-е годы для решения возникших конфликтов между лесопромышленниками, экологами и местным населением, выступающим против рубок в старовозрастных и малонарушенных человеком лесах, в том числе российских. С начала нулевых в России действовала международная система FSC, а в прошлом году она ушла и приостановила действие выданных российским компаниям сертификатов. На смену ей пришла отечественная система добровольной лесной сертификации «Лесной эталон».

Представители региональных экологических организаций рассказали о дополнительных природоохранных требованиях системы «Лесной эталон». Например, благодаря сертификации сохраняются малонарушенные лесные территории (МЛТ), редкие и уязвимые лесные экосистемы, сохраняется таежный ландшафт. При этом для компаний, которые выбирают и покупают именно сертифицированную продукцию, снижаются риски поступления древесины из ценных лесов.

Поделились специалисты и примером успешного сохранения ценного леса в Республике Коми, когда благодаря сертификации и компромиссу заинтересованных сторон был создан Койгородский национальный парк. Такой большой не затронутый промышленной деятельностью участок леса устойчив к естественным нарушениям, в том числе к изменениям климата, в нем поддерживается популяционное, видовое и генетическое биоразнообразие таежного биома, сохраняется мозаика местообитаний животных и птиц в ландшафте, разнообразие типов естественной динамики леса в пространстве и во времени, целостность и устойчивость ландшафта. А кроме того, такой участок леса – настоящее хранилище углерода, накапливавшегося веками.

Также хорошим примером эффективной работы сертификации стало создание Двинско-Пинежского ландшафтного заказника, за счет которого в соседней Архангельской области сохраняется более 300 тыс. га наиболее ценных малонарушенных лесов.

Социальный аспект лесной сертификации

В системе добровольной лесной сертификации «Лесной эталон» важен не только экологический аспект, но и социальный. Так, согласно требованиям этой системы держатели сертификатов должны выявлять заинтересованные стороны, информировать их о своей хозяйственной деятельности, а если интересы сторон в отношении конкретного лесного участка пересекаются, вести диалог и приходить к консенсусу.

Николай Шуктомов, консультант по лесной сертификации, рассказал, как в Республике Коми в рамках сертификации удалось урегулировать конфликт лесозаготовительной компании и жителей деревни, вблизи которой компания начала лесозаготовку. Местным жителям не нравилось, что лесовозы разбивают дороги рядом с их поселком и требовали полностью остановить вывозку леса. При этом местные жители трудоустроены в этой же компании, предприятие обеспечивает их дровами, помогает расчищать дорогу от снега в зимний период. Остановка вывозки леса означала бы для компании большие убытки и нарушение производственного процесса. При участии консультанта в качестве медиатора конфликта сторонам удалось найти компромисс. Компания решила перенести сроки вывозки леса и ввела ограничение на движение лесовозов. И это только один пример взаимодействия держателей сертификатов и заинтересованных сторон.

Эксперт по лесной сертификации Дмитрий Кутепов отметил, что требования сертификации системы «Лесной эталон» дополняют требования законодательства РФ по охране труда. Так, согласно правилам Международной организации труда (МОТ) «Безопасность и охрана труда при лесотехнических работах», вальщикам леса положено выдавать непрорезаемые брюки, чтобы защитить ноги. Дмитрий также отметил, что в начале развития добровольной лесной сертификации это требование часто нарушалось, но со временем ситуация поменялась и уже 7–8 лет такие нарушения не встречаются.

Что ритейлеры увидели в лесу

На арендной базе Жешартского ЛПК участники семинара увидели, что такое практика лесного хозяйства: вот спелый лес, вот прогрессивная экскаваторная подготовка почвы и дальнейшая посадка сеянцев с закрытой корневой системой, вот примеры правильного и неудачного ухода в молодняках («лесная прополка»). Прямо в лесу они смогли посмотреть, как работают и проверяются аудиторами индикаторы стандарта лесоуправления системы «Лесной эталон».

Начальник отдела лесопользования Жешартского ЛПК Максим Ковалев показал на лесных участках и рассказал, как сертификация помогает подходить к лесопользованию комплексно и планировать деятельность лесозаготовительной компании на десятилетия. Индикатор 10.1.2 стандарта лесоуправления системы «Лесной эталон» предписывает соедующее: «Мероприятия по уходу за молодняками проводятся в объемах, обеспечивающих достижение целей управления по своевременному восстановлению насаждений целевых пород, что включает как выполнение планов по лесовосстановлению и рубкам ухода за молодняками, так и качество выполненных работ».

Участники семинара и эксперты обсудили, как по-разному можно осуществлять уход в молодняках: для галочки в документах или осознанно, с равномерными (площадными) рубками ухода, которые обеспечат в дальнейшем качественный древостой и экономическую выгоду.

Экскурсии на производства

Во второй день участники семинара посетили перерабатывающие предприятия – Жешартский ЛПК и «Сыктывкар Тиссью Груп».

Жешартский ЛПК – лесоперерабатывающее предприятие полного цикла, в этом году отмечающее 77 лет, специализируется на производстве белой и ламинированной березовой фанеры и входит в пятерку крупнейших отечественных производителей этой продукции. Также выпускает MDF, березовый шпон и другие виды продукции. Весной этого года предприятие стало выпускать террасную доску Poly Deck из древесно-полимерной композиции с использованием отходов, образующихся при производстве фанеры. С 2017 года комбинат начал заниматься лесозаготовкой для бесперебойного обеспечения собственного производства сырьем. В этом году предприятие прошло все этапы сертификации по системе «Лесной эталон» и первым в республике планирует снабжать свою продукцию соответствующей маркировкой. Сертификация позволит увеличить поставки продукции из ответственных источников на российский рынок и зарубежным заказчикам.

Ведущий специалист по стандартизации и сертификации Жешартского ЛПК Жанна Коршунова рассказала, как организована цепочка поставок на производстве. Сертифицированное и несертифицированное сырье разделяется на складах физически и по времени, чтобы покупатель был уверен, что продукция произведена из сертифицированного сырья. Документы на поступающее сертифицированное сырье проверяются на наличие кода сертификата системы «Лесной эталон» и корректного FE-заявления. В основном на производстве идентификация сырья и продукции автоматизирована и осуществляется в программе на каждом этапе. На выходе готовая продукция будет маркироваться в соответствии с требованиями стандарта цепочки поставок – по запросу покупателя.

«Сыктывкар Тиссью Груп» – производство одного из крупнейших в России производителей санитарно-гигиенической продукции. Общая годовая мощность производства составляет 85 тыс. т бумаги-основы и 70 тыс. т готовой продукции. Главный инженер Дмитрий Гилев рассказал о широком ассортименте продукции: туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки и др. Для гостей провели экскурсию, показали основные этапы производства.

Примечательно, что компания использует для выпуска продукции вторично переработанную бумагу, ее объем составляет около 50% потребляемого сырья. Макулатура проходит сортировку, несколько уровней очистки, после чего поступает на литье бумаги. Как было отмечено на семинаре, одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12 деревьев.

Во время семинара компания ожидала заключения органа сертификации системы «Лесной эталон» по результатам аудита по цепочке поставок. Скоро стало известно, что «Сыктывкар Тиссью Груп» успешно прошел аудит и получил сертификат системы «Лесной эталон» FE-FC-COC-00134. Таким образом, предприятие сможет поставлять на рынок продукцию из ответственных источников с маркировкой «Лесной эталон».

Погружение в лес – впечатления участников

По итогу семинара его участники стали лучше понимать и взаимосвязь всех этапов лесоводственного цикла, и как лесная сертификация «Лесной эталон» помогает сохранять леса и заботиться о биологическом разнообразии, местном населении и работниках предприятий. Они также увидели применение на практике принципа отслеживаемости сырья в рамках добровольной сертификации цепочки поставок.

Как отметил руководитель отдела закупок строительной сети «Петрович» Денис Егоров, эксперты развеяли распространенный у участников стереотип: лес обязательно надо сажать. Нет, это не так, не везде нужно лесовосстановление, есть участки, на которых лес восстанавливается самостоятельно, хотя обычно так растут только породы, мало востребованные предприятиями. А ценные ель и сосну, как правило, нужно сажать – главное, вовремя и правильно ухаживать за посадками.

«Впервые посетив подобное мероприятие, была впечатлена необъятными масштабами тайги, слаженной работой деревоперерабатывающих и бумажных производств, и конечно, же простым и понятным, а главное – наглядным форматом рассказа о том, насколько важно ответственное включение в процесс каждого участника цепочки для защиты и возобновляемости лесных ресурсов, – сказала руководитель отдела маркетинговых коммуникаций сети гипермаркетов "Глобус" Олеся Бережная. – Огромная благодарность команде организаторов семинара, было приятно чувствовать и видеть, как люди горят своим делом, и получить от этого невероятный заряд энергии. В компании "Глобус" я отвечаю за маркетинговые коммуникации, в частности за продвижение покупателям нашей программы устойчивого развития "Жить осознанно", включающая три направления, одно из которых "Забота о природе". В поддержку развития направления в компании уже разработана политика ответственных цепочек поставок, размещенная на портале поставщиков, а также внутренние документы, такие как критерии устойчивого ассортимента, перечень устойчивых маркировок материалов и продукции. При формировании устойчивого ассортимента в сети гипермаркетов "Глобус", мы всегда обращаем внимание на материалы и сертификацию. К сожалению, после ухода FSC из России стало сложнее оценивать материалы и товары. Тем не менее компания продолжает внедрять принципы устойчивого развития и стремится вовлекать в этот процесс партнеров и поставщиков. По результатам внутреннего исследования, больше чем у 30% поставщиков в приоритете формирование устойчивой цепочки поставок, сокращение негативного воздействия на водные и земельные ресурсы и переход на перерабатываемые материалы упаковки».

«Мне на семинаре понравились открытость участников и организаторов, заинтересованность в решении острой экологической проблемы, – поделилась менеджер по устойчивому развитию Dodo Brands Анна Морозова. – Здорово, что есть возможность познакомиться со всей цепочкой, от вырубки до продукции. Понравилось быть в сообществе профессионалов в экологической сфере. В лесу Максим Ковалев показал нам на двух участках, что происходит при ответственной вырубке, а что при обычной, и это было всем понятно. Были очень интересные лекции про лес и социальные факторы, но иногда язык был слишком сложным для человека не из экологической сферы. На производствах нам показывали сам процесс, и в будущем, возможно, стоит делать акцент на устойчивых практиках на производствах. Если говорить о том, как семинар повлияет на работу нашей компании, то мы уже запланировали работу с поставщиками упаковки. Есть понимание того, как устроена лесная промышленность, удалось вовлечь ответственных лиц внутри компании».

Участники семинара отмечали, что во взаимодействии предприятий чувствуется взаимная поддержка и открытость, а система «Лесной эталон» служит в качестве площадки для обмена опытом и лучшими практиками.

Организаторы семинара надеются, что эти знания помогут ритейлу осознанно выбирать поставщиков товаров и упаковки из ответственно управляемых лесов, обращать внимание на маркировку «Лесной эталон» и поддерживать не просто пиар-активности, а действительно эффективные проекты и подходы, направленные на сохранение лесных ресурсов. 

Справка

Система добровольной лесной сертификации «Лесной эталон» базируется на международно признанных требованиях и лучших накопленных национальных практиках ответственного управления лесами. Зарегистрирована в Росстандарте под номером №РОСС RU.З2685.04ЛЭТ0. Система негосударственная, не является обязательной и предполагает добровольную сертификацию предприятий, которые работают в лесу, с древесиной и продукцией из нее, включая упаковку.

По состоянию на 2 августа 2023 года, в системе «Лесной эталон»:

  • выдано 469 сертификатов (СОС (цепочка поставок) – 408, FM/COC (лесоуправление и цепочка поставок) – 61);
  • сертифицировано 8 007 776 га леса;
  • сертифицированные компании есть в 53 регионах РФ, а также в Республике Беларусь и Республике Казахстан. Действие сертификатов:
  • 467 действующих;
  • 2 приостановленных;
  • 2 отмененных.


По данным forest-etalon.org

Текст:
Татьяна Дюкова,
Юлия Бурнышева,
«Лесной эталон»