Можно ли рубить лес в промышленных масштабах на участке, арендованном для ведения охотничьего хозяйства?
В Липецкой области – да!
Под «охотничьей» арендой в России находится треть доступных лесных угодий, а это почти 36 млн га леса. На этой территории занимаются в основном разведением животных, сбором грибов, ягод, экотуризмом, организацией охоты.
Однако в Липецкой области сложилась обратная ситуация, на участке леса 5 742,06 га (местоположение: Усманское лесничество, Юшинское участковое лесничество), взятом в аренду исключительно под ведение охотничьего хозяйства, осуществляется промышленная заготовка леса. По подтвержденным госорганами сведениям уже на 2022 год вырублено на продажу больше 21 тыс. м3 древесины, а это объем, которой можно перевезти лишь в 362 железнодорожных вагонах или не менее чем на 725 автомашинах КамАЗ с прицепом.
Как это стало возможным? Управлением лесного хозяйства Липецкой области на лесном участке, предоставленном в 2009 году в аренду для ведения охотничьего хозяйства, внесены и согласованы дополнения в проекты освоения лесов, при которых разрешается рубка леса в промышленных масштабах и при этом без внесения в бюджет Российской Федерации платы за лес на корню. Однако заготовка древесины заключенным договором аренды не предусмотрена. Именно для заготовки древесины необходимо заключать с Управлением лесного хозяйства не договор аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства, а договор о заготовке древесины (а это аукцион, доступ других участников, платежи за заготовку древесины в бюджет РФ).
Рубка, заготовка и реализации полученной древесины продолжаются по сей день, несмотря на то что:
- в ходе проверки в октябре 2022 года (проводилась на основании заявления Департамента лесного хозяйства по ЦФО от 16.09.2022, в котором указывалось, что «рубка лесных насаждений в объеме 21 753 м3, не предусмотренная условиями договора аренды, имеет признаки незаконной рубки, ориентировочный ущерб от которой превышает 500 млн руб.») Рослесхоз по ЦФО в справке указал, что подлежат отмене ненормативные акты (противоречат действующему лесному законодательству), на основании которых проводится рубка: приказ Управления лесного хозяйства Липецкой области от 06.03.2020 №34, приказ Управления лесного хозяйства Липецкой области от 26.07.2022 №166. На вопрос Рослесхозу о результатах проведенной проверки: «В случае отмены указанных ненормативных актов будет ли являться заготовленная на основании данных актов древесина незаконно заготовленной и в каком объеме?» – до настоящего времени ответ не получен. При этом в ходе проверки также установлен по документам причиненный ущерб 29 892 206 руб., связанный с превышением объема заготовленной древесины над объемом, указанным в лесной декларации;
- в официальной справке от 07.07.2023, выданной уже вышестоящей организацией Рослесхоз, также указано, что эти проекты освоения лесов подлежат отмене.
При этом до настоящего момента указанные выше незаконные ненормативные акты не отменены ни органами Рослесхоза (ссылаются на то, что проверку проводила прокуратура и она должна принять меры прокурорского реагирования), ни органами прокуратуры, которые, несмотря на выявленный факт наличия незаконных ненормативных актов (что отражено в справке по результатам выездной проверки), бездействуют и не принимают никаких мер прокурорского реагирования.
Следуя логике государственных органов Липецкой области, в том числе прокуратуры, не важно под какие цели взят участок – для охоты, сбора ягод или иные, при санитарных рубках и рубках в рамках ухода за лесом можно вырубать любую ликвидную древесину совершенно бесплатно, без каких-либо разрешений и аукционов, и вывозить древесину и продавать, не платя за нее государству ни копейки.
Если все же политика органов государственной власти в сфере лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса действительно такова, что можно взять земельный участок в аренду для ведения охотничьего хозяйства и бесконтрольно вырубать деревья под предлогом ухода за лесом и санитарно-защитных рубок для последующего вывоза и продажи ликвидной древесины (без внесения платы государству), тогда необходимо сообщить об этом арендаторам 30% всех лесных участков в РФ, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства. В ином случае налицо дискриминация участников лесопользования, из которых одни выигрывают аукционы на право заключения договоров аренды на заготовку древесины, а другие получают участки в аренду для ведения охотничьего хозяйства или иных целей и также в промышленных масштабах заготавливают, вывозят и продают ликвидную древесину без оплаты за это государству. В рассматриваемом случае следует отменить такое понятие, как «разрешенный вид использования земельного участка». Под какой бы вид разрешенного использования не был арендован участок, на нем можно в промышленном масштабе заготавливать древесину для продажи, ничего не платя государству.
По этому пункту мы направили соответствующие вопросы в Рослессхоз, Генеральную прокуратуру и написали письмо заместителю председателя Правительства РФ В. В. Абрамченко (Виктория Валерьевна курирует в составе правительства в том числе использование и воспроизводство лесных ресурсов), с тем чтобы получить подробный ответ. Тогда все хозяйствующие субъекты других регионов смогут перенять схему Липецкой области, позволяющую в обход Лесного кодекса РФ, без аукциона (для получения участка под заготовку древесины) получить сотни гектаров леса в аренду для сбора, скажем, грибов и ягод и при этом совершенно бесплатно беспрепятственно вырубать и вывозить ликвидную деловую древесину на продажу либо все же придется разобраться, что главнее – законодательство РФ или сложившаяся в Липецкой области практика.
Текст
Виктор Киселев, директор ООО «Усманский лесопункт»