Мебельное производство

Сила бренда

Белорусские производители мебели на рынке Российской Федерации

Белорусские мебельные фабрики давно занимают определенную долю российского мебельного рынка, и это не случайно. Существует несколько факторов, которые объясняют популярность белорусской мебельной продукции у потребителей в России.

Российский и белорусский рынки исторически схожи и характеризуются близостью культурных кодов. Мебель, произведенная в Белорусии, если можно так выразиться, понятна российскому потребителю и не вызывает у него отторжения.

Немаловажную роль играет и географическое расположение: расстояние от Минска до Москвы всего 700 км, а до Санкт Петербурга – около 800 км. Это позволяет белорусским фабрикам доставлять свою продукцию с минимальными затратами и задержками, что в итоге положительно влияет на конечную цену и конкурентоспособность мебели.

Но все не так однозначно. На рынке Российской Федерации сегодня высокая конкуренция, и белорусским фабрикам приходится соперничать с ведущими локальными производителями в России за долю рынка и за своего потребителя. Как у них это получается? Возможно, дело в том, что сегодня белорусская мебель и белорусское качество – это уже бренд. Ведущие производители мебели в Белорусии достигли высочайшего уровня производства и его автоматизации.

Если говорить о кухнях, то самым крупным белорусским производителем с наибольшим присутствием на рынке РФ является группа компаний «ЗОВ». Это основанное в 1997 году семейное предприятие, которым управляет третье поколение семьи. В распоряжении группы компаний 50 тыс. м2 производственных площадей и более 2000 высококвалифицированных сотрудников. Дилерская сеть компании насчитывает более 900 представительств и центров продаж по всему миру (в таких странах, как Белоруссия, Россия, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, ОАЭ, Грузия, США, Англия, Франция, Швейцария, Бельгия, Германия, Польша, Швеция, Венгрия и Израиль).

В конце нулевых фабрика приняла решение о выходе на рынок РФ, который тогда испытывал дефицит качественной современной мебели, и оказалось, что выбрала идеальное время. Помогло и географическое положение, о чем мы упоминали ранее, и отсутствие границ. Фабрика оказалась одним из первых крупных игроков среди продавцов индивидуальных кухонь в среднем и среднем+ ценовых сегментах рынка. Параллельно с освоением рынка «ЗОВ», стремясь повысить узнаваемость бренда, стал участвовать в больших местных выставках, на тот момент это были ноябрьская выставка на Красной Пресне и майская выставка в «Крокус Экспо» в Москве.

Тогда, в нулевые, фабрика приняла верное решение не развивать собственную фирменную сеть в России, а продавать кухни через сеть местных дилеров, что позволило сэкономить ресурсы и направить их на повышение уровня производства предприятия.

Немаловажную роль сыграло и географическое положение фабрики – в относительной близости от ведущих европейских производителей фурнитуры, таких как Hettich, Blum, FGV, Rejs, GTV и др. Сочетание высокого уровня производства и оснащения фабрики с использованием высококачественных плитных материалов и фурнитуры ведущих брендов, применением передовых систем учета и отгрузки материалов со склада (таких, как подвижные склады и канадская программа – 2020) и стало причиной серьезной конкуренции, которую «ЗОВ» составляет сильнейшим российским производителям кухонь. Об этом свидетельствует рост объемов продаж фабрики на российском рынке: примерно с €27 млн в 2021 году до €36 млн в 2022 году. Тенденция роста сохраняется и в 2023 году.

Сегодня уже имя успешно работает на «ЗОВ», а дилерская сеть компании в России насчитывает более 200 салонов. Основная зона продаж – Москва и Московская область, Петербург.

Если говорить о сегменте корпусной мебели, для многих белорусских производителей российский рынок сегодня – это стратегическое направление, и почти все крупнейшие фабрики так или иначе имеют в экспортном портфеле поставки на рынок РФ. Упомянем лишь гигантов: «Пинскдрев» и «Молодечномебель», Вилейская мебельная фабрика и Калинковичский мебельный комбинат, «Гомельдрев» и «Ивацевичдрев» (с собственными брендами), а также фабрика «Мебель-Неман».

Фабрика располагает 14 тыс. м2 производственных площадей и имеет развитую сеть представительств в разных странах мира: более 120 фирменных салонов в Белоруссии, 260 салонов в России, более 20 салонов в Республике Казахстан, а также еще 50 салонов в разных частях Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана, Кыргызстана и Молдовы. «Мебель-Неман» может похвастать, возможно, самой широкой географией продаж на рынке России. От Смоленска до Камчатки, от Мурманска на севере до Нальчика на юге.

В России «Мебель-Неман» реализует продукцию через интернет-магазины и оптовых партнеров, которых насчитывается более семидесяти. На производстве используют самые качественные материалы и фурнитуру из доступных. Рост объема продаж серийной корпусной мебели для дома в Российскую Федерацию составляет 25% в сравнении с уровнем 2020 года. Гораздо более внушительные показатели роста демонстрирует объем продаж мебели для кухонь, которые фабрика изготавливает по индивидуальным проектам. Сегодня это плюс 90% к уровню 2020 года. Такие цифры во многом обусловлены повышенным интересом потребителя к дизайнерской мебели и мебели на заказ вообще.

Число партнеров фабрики также неуклонно растет, по сравнению с зарегистрированными в 2020 году прибавилось 30%.

Сейчас «Мебель-Неман» наблюдает глобальные изменения в сегментации партнеров, все больше заказов фабрика получает от интернет-магазинов и маркетплейсов. И здесь на первый план выходит возможность доставлять мебель в самые короткие сроки, так как все изделия из каталога фабрики есть в наличии на складе. «Неман» постоянно поддерживает складской запас корпусной мебели 600 т, поэтому не нужно ждать заказ месяцами. Отгрузки в Москву, откуда мебель распределяется по регионам, фабрика осуществляет еженедельно.

«Мебель-Неман» – постоянный посетитель и участник самых крупных российских, европейских и ближневосточных мебельных выставок. Фабрика стремится создавать коллекции в соответствии с трендами мировой моды, но с поправкой на предпочтения и особенности потребителя на рынке Белоруссии и Российской Федерации.

Сегодня белорусская мебель и белорусское качество – это бренд, заслуженно популярный как в СНГ, так и в Европе. И российский потребитель, который ищет качественную мебель, зачастую обращает внимание на произведенную в Белоруссии.

Нынешний высокий уровень конкуренции на российском рынке в конечном счете на руку всем в мебельной сфере. И потребителю, который получает качественный современный продукт по справедливой цене, и производителю, который вынужден при производстве и продаже мебели постоянно совершенствовать внутренние процессы и регламенты, повышать уровень производства и квалификацию кадров. Сейчас производствам и компаниям с недостаточно высоким уровнем качества продукта, сервиса и инноваций на мебельном рынке просто не выжить. 

Текст
Иван Трус, менеджер по развитию ключевых B2B-клиентов компании Westline


Автор: Иван Трус