Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельное производство

Сила бренда

Белорусские производители мебели на рынке Российской Федерации

Белорусские мебельные фабрики давно занимают определенную долю российского мебельного рынка, и это не случайно. Существует несколько факторов, которые объясняют популярность белорусской мебельной продукции у потребителей в России.

Российский и белорусский рынки исторически схожи и характеризуются близостью культурных кодов. Мебель, произведенная в Белорусии, если можно так выразиться, понятна российскому потребителю и не вызывает у него отторжения.

Немаловажную роль играет и географическое расположение: расстояние от Минска до Москвы всего 700 км, а до Санкт Петербурга – около 800 км. Это позволяет белорусским фабрикам доставлять свою продукцию с минимальными затратами и задержками, что в итоге положительно влияет на конечную цену и конкурентоспособность мебели.

Но все не так однозначно. На рынке Российской Федерации сегодня высокая конкуренция, и белорусским фабрикам приходится соперничать с ведущими локальными производителями в России за долю рынка и за своего потребителя. Как у них это получается? Возможно, дело в том, что сегодня белорусская мебель и белорусское качество – это уже бренд. Ведущие производители мебели в Белорусии достигли высочайшего уровня производства и его автоматизации.

Если говорить о кухнях, то самым крупным белорусским производителем с наибольшим присутствием на рынке РФ является группа компаний «ЗОВ». Это основанное в 1997 году семейное предприятие, которым управляет третье поколение семьи. В распоряжении группы компаний 50 тыс. м2 производственных площадей и более 2000 высококвалифицированных сотрудников. Дилерская сеть компании насчитывает более 900 представительств и центров продаж по всему миру (в таких странах, как Белоруссия, Россия, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, ОАЭ, Грузия, США, Англия, Франция, Швейцария, Бельгия, Германия, Польша, Швеция, Венгрия и Израиль).

В конце нулевых фабрика приняла решение о выходе на рынок РФ, который тогда испытывал дефицит качественной современной мебели, и оказалось, что выбрала идеальное время. Помогло и географическое положение, о чем мы упоминали ранее, и отсутствие границ. Фабрика оказалась одним из первых крупных игроков среди продавцов индивидуальных кухонь в среднем и среднем+ ценовых сегментах рынка. Параллельно с освоением рынка «ЗОВ», стремясь повысить узнаваемость бренда, стал участвовать в больших местных выставках, на тот момент это были ноябрьская выставка на Красной Пресне и майская выставка в «Крокус Экспо» в Москве.

Тогда, в нулевые, фабрика приняла верное решение не развивать собственную фирменную сеть в России, а продавать кухни через сеть местных дилеров, что позволило сэкономить ресурсы и направить их на повышение уровня производства предприятия.

Немаловажную роль сыграло и географическое положение фабрики – в относительной близости от ведущих европейских производителей фурнитуры, таких как Hettich, Blum, FGV, Rejs, GTV и др. Сочетание высокого уровня производства и оснащения фабрики с использованием высококачественных плитных материалов и фурнитуры ведущих брендов, применением передовых систем учета и отгрузки материалов со склада (таких, как подвижные склады и канадская программа – 2020) и стало причиной серьезной конкуренции, которую «ЗОВ» составляет сильнейшим российским производителям кухонь. Об этом свидетельствует рост объемов продаж фабрики на российском рынке: примерно с €27 млн в 2021 году до €36 млн в 2022 году. Тенденция роста сохраняется и в 2023 году.

Сегодня уже имя успешно работает на «ЗОВ», а дилерская сеть компании в России насчитывает более 200 салонов. Основная зона продаж – Москва и Московская область, Петербург.

Если говорить о сегменте корпусной мебели, для многих белорусских производителей российский рынок сегодня – это стратегическое направление, и почти все крупнейшие фабрики так или иначе имеют в экспортном портфеле поставки на рынок РФ. Упомянем лишь гигантов: «Пинскдрев» и «Молодечномебель», Вилейская мебельная фабрика и Калинковичский мебельный комбинат, «Гомельдрев» и «Ивацевичдрев» (с собственными брендами), а также фабрика «Мебель-Неман».

Фабрика располагает 14 тыс. м2 производственных площадей и имеет развитую сеть представительств в разных странах мира: более 120 фирменных салонов в Белоруссии, 260 салонов в России, более 20 салонов в Республике Казахстан, а также еще 50 салонов в разных частях Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана, Кыргызстана и Молдовы. «Мебель-Неман» может похвастать, возможно, самой широкой географией продаж на рынке России. От Смоленска до Камчатки, от Мурманска на севере до Нальчика на юге.

В России «Мебель-Неман» реализует продукцию через интернет-магазины и оптовых партнеров, которых насчитывается более семидесяти. На производстве используют самые качественные материалы и фурнитуру из доступных. Рост объема продаж серийной корпусной мебели для дома в Российскую Федерацию составляет 25% в сравнении с уровнем 2020 года. Гораздо более внушительные показатели роста демонстрирует объем продаж мебели для кухонь, которые фабрика изготавливает по индивидуальным проектам. Сегодня это плюс 90% к уровню 2020 года. Такие цифры во многом обусловлены повышенным интересом потребителя к дизайнерской мебели и мебели на заказ вообще.

Число партнеров фабрики также неуклонно растет, по сравнению с зарегистрированными в 2020 году прибавилось 30%.

Сейчас «Мебель-Неман» наблюдает глобальные изменения в сегментации партнеров, все больше заказов фабрика получает от интернет-магазинов и маркетплейсов. И здесь на первый план выходит возможность доставлять мебель в самые короткие сроки, так как все изделия из каталога фабрики есть в наличии на складе. «Неман» постоянно поддерживает складской запас корпусной мебели 600 т, поэтому не нужно ждать заказ месяцами. Отгрузки в Москву, откуда мебель распределяется по регионам, фабрика осуществляет еженедельно.

«Мебель-Неман» – постоянный посетитель и участник самых крупных российских, европейских и ближневосточных мебельных выставок. Фабрика стремится создавать коллекции в соответствии с трендами мировой моды, но с поправкой на предпочтения и особенности потребителя на рынке Белоруссии и Российской Федерации.

Сегодня белорусская мебель и белорусское качество – это бренд, заслуженно популярный как в СНГ, так и в Европе. И российский потребитель, который ищет качественную мебель, зачастую обращает внимание на произведенную в Белоруссии.

Нынешний высокий уровень конкуренции на российском рынке в конечном счете на руку всем в мебельной сфере. И потребителю, который получает качественный современный продукт по справедливой цене, и производителю, который вынужден при производстве и продаже мебели постоянно совершенствовать внутренние процессы и регламенты, повышать уровень производства и квалификацию кадров. Сейчас производствам и компаниям с недостаточно высоким уровнем качества продукта, сервиса и инноваций на мебельном рынке просто не выжить. 

Текст
Иван Трус, менеджер по развитию ключевых B2B-клиентов компании Westline


Автор: Иван Трус