Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера

Николай Макаров: «Перспективы сертификации огромны»

Что называется, «на полях» круглого стола, прошедшего 3 июня 2024 г. в Москве в рамках тура «“Лесной эталон” для Поднебесной», нам удалось коротко побеседовать с председателем комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесном комплексе Николаем Макаровым.

– Николай Борисович, в чем выражается взаимодействие системы сертификации «Лесной эталон» и комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесном комплексе? Чем вы можете помочь друг другу, сочетаются ли цели двух организаций?

– Начнем с того, что «Лесной эталон» является членом нашего комитета, одной из его составляющих частей, а значит, и действующих сил.

Николай Макаров
Николай Макаров

Но вообще сертификация – тема важная и серьезная, без четкого решения этого вопроса отрасли будет трудно идти вперед. «ЛЭ», в силу целого ряда обстоятельств и всей предшествовавшей истории лесной сертификации в нашей стране, наработал наибольшие компетенции и самый внушительный опыт в своей сфере, демонстрируя неизменно профессиональный подход к делу.

«ЛЭ» за короткое время стал национальной системой сертификации и экспертиз, а следующей целью системы я вижу экстраполяцию ее принципов на просторы СНГ, далее – стран ШОС, БРИКС и т. п. Перспективы огромны. Китай в этом смысле невозможно недооценить – сегодня это наш основной экспортный рынок, но не единственный. При этом активно развиваются потребительские рынки Индии, стран Северной Африки, Ближнего Востока и другие, стратегически важные для экономики нашей страны.

– Прежде потребность лесного бизнеса в сертификатах FSC и других международых признанных систем определялась желанием продавать продукцию на экспорт. Сейчас это по многим основным направлениям невозможно, выходит, отпала и необходимость сертифицироваться. Тогда как бы вы ответили представителям бизнеса на неизбежно возникающий вопрос «А зачем мне это нужно?»?

– Все просто. Чем отличаются опытные представители бизнеса? Тем, что они смотрят стратегически дальше за горизонт. Если ты способен взглянуть за горизонт хотя бы иногда, у тебя есть перспективы. А если ты замечаешь только то, что у тебя под ногами, значит, вообще не понимаешь, куда идешь.

– То есть следует рассматривать сертификацию как работу на перспективу?

Подписание соглашения о сотрудничестве
Подписание соглашения о сотрудничестве

– Конечно. Причем достаточно близкую. Убежден, что в том же Китае происходят очень серьезные процессы, связанные с экологичностью производств, заменой синтетических материалов натуральными, и т. д., и т. п. При этом наблюдается стремление не только к пресловутой «натуральности», но и к материалам и продукции подобающего качества, определенного и «прозрачного» происхождения. И к тому же, изготовленным ответственно. Никто в Китае не будет покупать древесину, которая заготовлена незаконным путем с нанесением ущерба экологии России.

Кроме того, если нанесен ущерб экологии России, значит, нанесен ущерб мировой экологии, это тоже важно помнить. Может быть, стоит рассуждать именно так, глобально, а не на уровне отправки фуры пиломатериалов в Китай и получения за нее денег?

То, что по пути добровольной сертификации пойдут все, у меня не вызывает сомнений. Вопрос лишь в том, кто будет в первых рядах и насколько это будет быстро.

– Каковы ваши ожидания от подписанного трехстороннего дополнения к Соглашению между «Лесным эталоном» и китайской отраслевой ассоциацией с участием Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесном комплексе?

– В лесопромышленном лесном комплексе России назрел ряд очень существенных вопросов. Во многом они связаны с тем, что промышленникам недостает ответственного, цивилизованного отношения к лесному ресурсу. Где-то, например в СЗФО, ситуация получше, а вот в Сибири все непросто. Взять переработку осины, которую сейчас просто бросают на делянках. Нужна масштабная и эффективная переработка этого невостребованного там сегодня сырья. Работаем в этом направлении, есть решения, но необходимо, чтобы и народ «созрел».

Лесозаготовители в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области – это в основном мелкие компании, и на три региона чуть ли не одно крупное перерабатывающее предприятие. А так они традиционно поставляли через границу круглый лес, пока на его экспорт не ввели мораторий. И что теперь делать бизнесу? Для создания производств нет ни средств, ни инфраструктуры, не подведены сети. Это серьезный вопрос, для решения которого не хватает, в числе прочего, и выверенной государственной политики в отношении лесного комплекса. Ведь все должно быть продумано и сбалансировано – для всех регионов, с учетом их особенностей. В каждом регионе необходим федеральный центр леса, который будет профессионально заниматься развитием лесного сектора.

Возвращаясь к заданному вами вопросу, конечно, мы предпринимаем шаги, подобные подписанному документу, как раз с целью помощи развитию восточных регионов – в поиске инвестирования в лесную отрасль экономики и заинтересованных в этом сил. Если уж мы перекрыли экспорт круглого леса, открывать его нельзя. Мы пытаемся убедить коллег, что может быть интереснее перерабатывать его здесь и получать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Организовывать товарные потоки не кругляка, а, допустим, целлюлозы. Я недаром вспомнил ЦБП – предприятия этого сегмента всегда строят в том месте, где достаточно сырья, ведь куда выгоднее возить не сырец, а произведенную готовую продукцию.

Мы к этому подводим, определяем перспективы. А пока самая близкая конкретная задача – структурирование торговых отношений. Чтобы китайские коллеги были заинтересованы не душить ценовым демпингом российских производителей, как зачастую происходит сегодня, а вести дальновидную деловую политику, определяя тот вменяемый уровень цен, который делал бы сотрудничество для наших бизнесменов хотя бы минимально выгодным – и предприниматель мог бы платить налоги и зарплату, законно приобрести доброкачественное сырье. И конечно, заняться лесовосстановлением в том числе. Для этого нужна хоть какая-то, но прибыль, а не убытки. Разумеется, отношения следует выстроить на взаимовыгодных условиях, чтобы и китайским покупателям это тоже было интересно. 

Текст и фото Максим Пирус, «ЛесПромИнформ»