Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Валерий Савин: «Отсутствие опасности расслабляет»

Ни для кого не секрет, что каждый год вместе с весенним теплом приходят в нашу жизнь лесные пожары. Причины у них могут быть разные, но результат всегда один – гектары черных от золы гарей, напряженная и рискованная работа пожарных, угроза жизни и имуществу людей.

Мы обсудили с директором по лесному хозяйству холдинга «Алтайлес» Валерием Савиным ряд проблем, связанных с пожароопасным сезоном.

– Валерий Владимирович, нынешнее лето прогнозировали одним из самых жарких за последние годы. Как лесная пожарная служба готовилась к пожароопасному сезону?

– Вопрос тушения лесных пожаров осложняется тем, что в прошлом году у нас был ветровал. Очень много деревьев в лесу попадало. Перекрыты дороги. Наши пожарные службы доработали в плане готовности к расчистке проездов и завалов. Если в прошлом году мы могли спокойно и свободно проезжать в лесу, то в этом году могут возникнуть сложности. Придется расчищать дороги, распиливать проезды, тратить на это время и ресурсы. Поэтому трактора дополнительно оборудуются кунами, чтобы можно было растас­кивать деревья на пути следования к пожару.

– Сколько времени ветровальная древесина будет оставаться в лесу? Весь пожароопасный сезон?

Верховые пожары 2023 года
Верховые пожары 2023 года

– Весь ветровал никто никогда не заберет из леса. Два фактора ограничивают его уборку. Часть ветровала – это деревья, выпавшие с корнем, они не относятся к валежной древесине, поэтому граждане не могут собирать такую древесину. Арендатор тоже не станет собирать, если ее слишком мало на участке. Правила санитарной безопасности в лесах, порядок проведения лесопатологических обследований, порядок назначения санитарно-оздоровительных мероприятий ограничивают возможности сбора всего ветровала, без исключения. Образно говоря, если на одном гектаре выпало меньше 20% находящейся на нем древесины, то использовать ее не станут, она останется лежать. Ни граждане не могут взять ее, ни использующие леса организации не могут оформить в пользование. Такая древесина будет лежать в лесу, пока не сгниет, либо пока ее не своруют. Это нужно осознавать.

– Как вы относитесь к инициативе Алтайского краевого Законодательного собрания приравнять ветровал к валежнику?

Лесные пожары – это угроза селам (2023)
Лесные пожары – это угроза селам (2023)

– Относиться можно по-разному. Если рассуждать с точки зрения простого человека и вспомнить советские годы, когда сухостой можно было забрать без всяких проблем, то я бы тоже выступал за приравнивание ветровала к валежу, особенно когда дерево пролежало больше года и превратилось в дрова. Зачем препятствовать? Но при этом нужно понимать: если открыть доступ в лес, это будет на руку недобросовестным лицам, которые воруют древесину. Наряду с ветровалом они будут выпиливать зеленые насаждения. Получается палка о двух концах. С одной стороны, приравнивание ветровала к валежнику может облегчить всем жизнь, с другой – может увеличить незаконную заготовку леса. Поэтому нужно все взвесить. Если государство способно контролировать уборку ветровала без ущерба для леса, то хорошо, если нет – думаю, открывать доступ в лес не нужно.

Есть и еще один способ. Не признавая ветровал валежом, ослабить бюрократические ограничения, установленные действующими правилами. Они настолько сложные, как будто речь идет о деревьях на корню. В случае ветровала речь идет о деревьях, лежащих на земле, они уже не встанут. Считаю, что правила, касающиеся заготовки валежника, менять не нужно, только устранить препятствия, мешающие быстрой заготовке всей ветровальной древесины*.

– Получается, что лесники выстраивают работу с учетом того, что ветровальная древесина какое-то время будет оставаться в лесу?

– Да. Поэтому необходимо наличие бензопил в пожарных автомобилях и оборудование тракторов средствами, которые будут помогать растаскивать древесину.

– Ветровальная древесина способствует увеличению количества возгораний?

Последствия ураганного ветра в 2023 году
Последствия ураганного ветра в 2023 году

– На мой взгляд, такая древесина ухудшает ситуацию только в плане доступа пожарных к очагам пожаров. Говорить, что ветровальная древесина провоцирует пожар, я бы не стал. Ведь можно заявить, что и подрост, молодые деревья, тоже способствуют лесным пожарам, так как хорошо горят в случае появления огня. Кроме того, подрост служит ступенькой для перехода лесного пожара в верховой. Это всего лишь природные явления, нужно принимать меры профилактики возгораний. Другое дело, когда без проведения рубок обновления древостой стареет и начинает массово выпадать в течение нескольких лет, – тогда лес превращается в пороховую бочку. Предпосылки к этому есть. Больше 70% поваленных деревьев не сломаны на стволе, а вывернуты с корнями, то есть их корневая система крайне слабая. Поскольку в перспективе будет еще больше ветровалов, с годами это может привести к катастрофическим последствиям.

– Какие меры пожарной профилактики уже приняты?

Из-за ветровала доступ к очагам пожаров будет затруднен
Из-за ветровала доступ к очагам пожаров будет затруднен

– Скажу за арендаторов лесных участков. Мы провели мероприятия по противопожарному обустройству лесов. Изучаем крупные лесные пожары прошлых лет, видим, например, что минерализованную полосу лучше сделать в другом месте, она будет эффективнее. Процесс этот творческий и бесконечный. Главное, что мы соблюдаем все нормативы. Перешли на стопроцентное видеонаблюдение. Современные камеры отличаются широким обзором и большой дальностью. Есть еще ряд важных преимуществ. При сильном ветре наблюдатель должен покинуть вышку, согласно правилам техники безопасности, так как из-за большой высоты, от 27 до 54 м, она опасно раскачивается. Камеры в этом случае спасают, поскольку оснащены системой стабилизации и продолжают вести качественное наблюдение за лесным фондом. Несколько лет назад, когда оптика была хуже и устанавливали аналоговые камеры, без человека на вышке обойтись было трудно. Но теперь профессиональные камеры «видят» лучше, чем человеческий глаз.

– Львиная доля лесных пожаров возникает из-за сухих гроз. Существуют ли меры профилактики и способы быстрого обнаружения таких лесных пожаров?

Многие деревья вывернуты с корнем
Многие деревья вывернуты с корнем

– В природе ярко выражена цикличность. Бывают жаркие лета, которые сопровождаются сухими грозами, а бывают и дождливые. Предотвратить это невозможно. Например, в этом году снега было визуально немного, а паводок оказался сильный. На мой взгляд, нужно подстраиваться под погодные условия и менять принцип тушения лесных пожаров. Когда все тихо и спокойно, успеваем реагировать на все возгорания, площадь пожаров не более 2 га, и встречные отжиги мы не применяем. А при крупных лесных пожарах нужно использовать встречный пал, он показывает высокую эффективность. К сожалению, сейчас практика встречных отжигов в нашем регионе мало распространена, применяется только в крайнем случае. При этом в ряде научных работ указано, что встречный пал позволяет сохранить до 80% леса. То есть без использования встречного пала площадь пожара будет 6 тыс. га, а с ним – всего 600 га. Руководители тушения крупных лесных пожаров боятся использовать такой способ, опасаясь санкций прокуратуры, других проверяющих органов. Применишь встречный отжиг – а завтра скажут, что ты лес спалил.

– Человеческий фактор – это и неосторожное обращение с огнем, и сжигание сухой растительности в пожароопасный сезон, приводящее к ландшафтным пожарам, переходящим в лесной фонд. Не становятся ли люди более ответственными?

– Я вижу только одну зависимость: чем больше происходит крупных лесных пожаров, тем большую ответственность проявляют люди, когда разводят костры, бросают окурки и т. д. Человек видит, как это страшно, когда горит лес, и становится требовательнее к себе. Проходит пять-шесть лет без пожаров, и люди, забыв об опасности, снова жгут хворост, не опахав территорию. Наверное, это особенность всех живых существ: отсутствие опасности расслабляет. На фоне крупных лесных пожаров люди меньше нарушают правила пожарной безопасности.

– А как обстоят дела с площадями, на которых были крупные лесные пожары в 2022 и 2023 годах?

– К гарям после крупных лесных пожаров с введением режима чрезвычайной ситуации арендатор никакого отношения не имеет. По закону такая территория поступает в управление органов государственной власти. Лесные участки, на которых были лесные пожары без введения режима ЧС, находятся в компетенции арендатора, он проводит лесопатологические обследования, вносит изменения в договоры аренды и разрабатывает гари. Сейчас, например, силами ООО «Лес Сервис» ведется расчистка территории для посадки леса в Михайловском лесничестве. Участки леса в Угловском и Егорьевском районах, где были лесные пожары с введением режима ЧС в 2022 и 2023 годах соответственно, сейчас находятся в компетенции Минприроды. 


Савин Валерий Владимирович, директор по лесному хозяйству холдинга «Алтайлес»

Справка

Савин Валерий Владимирович, директор по лесному хозяйству холдинга «Алтайлес». В 2002 году окончил Майкопский государственный технологический институт по специальности «инженер лесного и лесопаркового хозяйства», в 2020 году защитил кандидатскую диссертацию «Влияние диких копытных животных на лесовозобновление в условиях Приобского водоохранного сосново-березового лесохозяйственного района» (аспирантура Уральского государственного лесотехнического университета).


Текст Ольга Лисица