Мебельное производство

Мебельщики сдерживают рост цен

Российские производители сообщили о значительном росте цен на комплектующие для производства мебели. Эту проблему обсудили участники V Всероссийской конференции производителей мебели, организованной АМДПР 19 июня в Москве на площадке Цифрового мебельного форума.

Рост цен на материалы, комплектующие, химические компоненты, которые используются в мебельном производстве, выражается в двузначных числах. Например, фенол, используемый в смолах при производстве фанеры, только за апрель-май текущего года подорожал на 40%, как заявил директор группы «Свеза» по взаимодействию с государственными органами Борис Френкель. При этом фенол составляет примерно 70% в себестоимости смолы. В итоге растут цены и на фанеру.

«Еще одна причина ее подорожания – дефицит сырья», – добавил Борис Френкель. Лесопромышленники так и не отыграли падение объемов заготовки фанкряжа, которое в 2022–2023 годах составило 20%. Однако при этом нарастили экспорт кругляка в Китай по более высоким ценам, чем для внутреннего рынка. Это привело к обострению дефицита сырья в России и, как следствие, к повышению цен на фанкряж. С января 2023 года по апрель 2024 года они увеличились больше чем на 66%.

Более того, растет объем фанеры, которую Китай поставляет на внешние рынки, выдавая за российскую, перерабатывая сырье из России и забирая потенциальных зарубежных покупателей у российских производителей фанеры. Китайская фанера, как правило, по качеству ниже, но дешевле отечественной, в результате покупатели часто предпочитают ее, что снижает спрос на российскую продукцию.

Экспорт фанеры по сравнению с уровнем 2021 года сократился на треть. «Если раньше у нас более чем две трети уходило на экспорт и высокие экспортные цены позволяли удерживать низкие внутренние, то сейчас мы потеряли больше половины экспортных рынков, и они до сих пор не восстановлены», – признал генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов.

Ощутимый вклад в себестоимость мебели вносят транспортные расходы, которые за последние два года выросли на 30%. Причем из-за увеличившейся нагрузки на железнодорожную инфраструктуру между подачей заявки на отправление груза и получением его проходит несколько месяцев, как сообщил директор по развитию бизнеса компании «Эггер» Станислав Серов.

«До февраля 2022 года у российских мебельщиков были неплохие экспортные перспективы», – сказал президент компании ООО «Алмаз» Сергей Змиевский. В частности, эта компания к концу 2021 года ежемесячно экспортировала свою продукцию на сумму €1 млн. «Российская мебель на 30–35% дешевле европейской и не уступает ей по качеству, поэтому нашу продукцию охотно принимали на западных рынках», – пояснил г-н Змиевский. Это давало мебельщикам возможность нарастить объемы продаж, инвестировать в развитие производства, повышать качество мебели.

Санкции лишили их экспортного развития, а спрос на российском рынке растет не такими высокими темпами, чтобы компенсировать увеличение издержек на ее изготовление. К тому же из-за санкций мебельщики лишились многих видов западного производственного оборудования, так что фабрики приходится переоснащать китайскими аналогами, а это дополнительные расходы.

Все перечисленное неизбежно приведет к ускорению роста цен на мебель, как прогнозируют участники рынка. В течение последних двух лет им удавалось сдерживать темпы подорожания. По оценке АМДПР, в течение 2023 года, например, мебель прибавила в цене лишь 3–5% в зависимости от категории. За I квартал текущего года рост цен также наблюдался во всех продуктовых категориях, но оставался в пределах нескольких процентов в рамках инфляции.

«Однако, если государство не примет меры для решения перечисленных проблем, мебельщики долго не смогут удерживать рост цен», – заключили участники конференции. Минпромторг, в свою очередь, готов активно содействовать выработке новых инструментов поддержки отрасли, именно поэтому так важны озвученные на конференции вопросы – они помогут реализовать шаги по ограничению экспорта сырья для производства фанеры, а также импорта китайской фанеры в Россию, разработать для российских экспортеров мебели альтернативные механизмы финансовых расчетов и создать для производителей мало- тоннажной химии условия, способствующие сдерживанию роста цен на их продукцию. 

Текст АМДПР