Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Развитие

Крепче металла, долговечнее бетона

Клееный брус от «ТВТ Стройинвест»

В 1998 году руководство компании «ТВТ Стройинвест» решило открыть производство по выпуску клееного бруса, придя к пониманию того, что сырье (то есть древесину) надо не продавать, а перерабатывать. Так началась работа по созданию холдинга «Стройконструкция», который занимается глубокой переработкой леса. Наш корреспондент встретился с генеральным директором ООО «Стройконструкция» Татьяной Диевой.

Татьяна Диева

− Татьяна Эдуардовна, с чего начиналась история компании?

− Вопросы организации холдинга с самого начала решались комплексно. Для того чтобы создать полный производственный цикл, в городе Каргополе Архангельской области на основе бывшего лесозаготовительного хозяйства, пришедшего к тому времени в полный упадок, мы открыли свою лесозаготовительную базу с современным лесопильным оборудованием, поставленным из Италии.

Завод по переработке древесины расположился в городе Королеве Московской области. Этот выбор был сделан неслучайно. Железнодорожная ветка, основная автомагистраль поблизости, МКАД в нескольких километрах − все это говорило в пользу открытия производства именно здесь. И действительно, впоследствии именно Москва и Московский регион стали одними из главных потребителей новой в то время и дорогостоящей продукции − клееного бруса. Те немногие российские заводы, которые были оборудованы под производство такого бруса, в то время стояли. Так что конкурентов у нас не было.

В холдинг вошли компании, занимающиеся заготовкой древесины, её переработкой и строительством объектов с применением клееного бруса.

Основной задачей холдинга стал выпуск большеразмерных конструкций из клееного бруса. Как известно, на Западе деревянные перекрытия используются традиционно не только в жилых домах, но и при строительстве спортивных, физкультурно-оздоровительных сооружений, а также вокзалов, рынков, торговых площадей − словом, везде, где требуются большепролетные пространства. Это не только прямолинейные балки, но и криволинейные конструкции, конструкции в виде ферм… Вообще, архитектурные возможности клееного бруса весьма широки. Кроме того, дерево всегда приятно глазу.

− Начинать новое дело всегда трудно…

− Российский рынок расшевелить, как известно, непросто. Поэтому и начинали мы с экспорта. Однако для того чтобы продавать свою продукцию за границу, нужны международные сертификаты, аттестация производства по западным стандартам. Оказалось, что сертификация по российским стандартам, пройденная через кафедру ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, предъявляет не менее высокие требования к качеству деревянной продукции, чем та же процедура, которая проводится через институт Отто Граффа в городе Штутгарте (Германия). Немецкие специалисты очень много внимания уделили таким аспектам: квалификация и аттестация кадров на предприятии, начиная с директора; сертификация рабочих мест (учитывались как оборудование, так и человеческий фактор). В итоге мы получили оба сертификата: по российским ГОСТам и по международным ДИНам. И первая продукция холдинга ушла в Европу и Америку. Это были достаточно простые по конструкции дома, но они соответствовали требованиям заказчиков − надежность, тепло, экологичность, красота. Затем мы начали работать и на отечественного покупателя. Какие были трудности? Начнем с того, что в возведении деревянных домов для российских строителей секретов практически нет. На нашем предприятии дома составляют 40−50 % от всей выпускаемой продукции. Мы строим коттеджные поселки, отдельные дома самых различных архитектурных стилей по индивидуальным заказам. Из популярных сегодня стилей могу назвать избовой, шале, русский модерн. Есть любители оформления фасада с применением криволинейных элементов.

Но, повторюсь, со строительством домов нам изначально все было понятно.

А вот создание большепролетных перекрытий с применением клееных деревянных конструкций − это было для России в новинку. Для того чтобы клееные конструкции обрели популярность, пришлось потратить немало сил. На своей базе в 2003 и 2005 году мы проводили выездные производственно-технические заседания архитекторов Москвы. Устраивали показы и презентации, приглашали докладчиков-специалистов. Однако между нами и архитекторами ещё долго существовала стена неприятия. К сожалению, зодчие не хотели рассматривать дерево в качестве строительного материала для большепролетных конструкций, настаивая на использовании привычного железобетона. И надо сказать, их можно было понять. Робкие попытки ввести древесные материалы в процесс проектирования и сооружения зданий объясняется в том числе и отсутствием нормативной расчетной базы на этот материал. С металлом, бетоном, железобетоном все ясно. Что же касается дерева, то каждый раз требуется производить сложные расчеты. И до сих пор сортамента унифицированных изделий из клееной древесины не создано.

− Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных объектах, в создании которых принимала участие ваша компания.

− Первым таким объектом стал балкерный терминал для хранения минеральных удобрений в Санкт-Петербурге, строительство которого началось в 2000 году. Кстати, он попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой объект, при возведении которого были использованы клееные деревянные конструкции. Там даже балки, по которым ходит разгрузочный кран, выполнены из клееного бруса, а ведь им приходится выдерживать нагрузки до 42 т! Сегодня в Москве с нашим участием построено множество объектов, в том числе и такие уникальные, как конькобежный центр в Крылатском, где клееными балками перекрыто 108 м², Дворец спорта в Строгино, где использовались прямолинейные, криволинейные конструкции, смешанные варианты балок.

Дерево предоставляет архитектору большую свободу действий. И я отдаю дань уважения тем архитекторам, которые умеют использовать эту свободу. Каменный дом с деревянными элементами, применяемыми для создания интерьера и экстерьера, всегда имеет свой стиль.

Кроме того, невозможно придумать лучшее перекрытие для бассейнов, чем деревянные клееные балки. Дерево берет и отдает влагу в нужное время, уход за ним минимален − надо только наносить раз в пять лет защитное покрытие на деревянные конструкции.

− Каковы свойства клееных деревянных конструкций больших размеров?

− Их коэффициент пожаростойкости − К-0. Совместно с Балашихинским пожарным институтом мы провели исследования пожаростойкости своих изделий в сравнении с металлом. И получили прекрасные результаты! К примеру, металл начинает течь и сворачивается уже через час огневого воздействия на него. Наши балки через два часа воздействия на них огнем трещат, обугливаются, но сохраняют несущую способность. Такая устойчивость к огню достигается за счет многослойности конструкции и специальной обработки древесины антипиреновым составом. Кстати, в этом кроется ещё один секрет мнимой дешевизны металла. Для того чтобы он обрел схожую с древесиной огнестойкость, на его обработку нужно затратить в 1,5 раза больше дорогостоящего состава. Увеличивает стоимость металлических конструкций и необходимость их доработки на месте строительства. Деревянные же детали выходят с завода с готовностью к эксплуатации 95 % и требуют только окончательного монтажа.

− Как организовано ваше производство, какое оборудование используется?

− Наше производство основано в 1998 году. Для сушки пиломатериалов мы используем 4 сушильных камеры шведского производства. Камеры проходного типа с одновременной загрузкой по 140 м3. Через 7−10 дней пиломатериал готов к дальнейшей переработке.

В основном производстве мы используем оборудование немецких фирм: линия сращивания компании Weinig, строгательные станки фирмы REX, горизонтальный пресс до 24 м в длину компании Minda. Запуск технологической линейки осуществляли немецкие специалисты из фирмы Straif. Также немецкие специалисты обучали весь персонал работе на станках. После обучения каждый рабочий и инженерно-технический персонал проходили аттестацию на рабочих местах. Кроме того, в цехе эксплуатируются строгательные станки Raute (Финляндия) и станки для зарезки чашек KRUSI (Швейцария).

Особенность цеха в том, что от операции к операции материал перемещается с помощью транспортеров (наклонных, поперечных, продольных). И благодаря конвейерной передаче ручного труда по переноске у нас на производстве вообще нет. С самого начала мы эксплуатировали уникальный станок по сращиванию ламелей компании Dieffenbacher. Его достоинство в том, что он очень компактен и выполняет сразу четыре операции за четыре такта: нанесение шиповых соединений, нанесение клея (AkzoNobel), прессование соединения до максимальной длины (она у нас составляет 24 м) и торцовка в заданный размер. Этот станок в России был первым, он довольно сложен, требовал инженерного подхода в эксплуатации, и немецкие специалисты поначалу вообще не верили, что он будет работать, даже заключали пари, пытаясь предсказать, через сколько месяцев он выйдет из строя.

Сегодня планируем заменить его на более производительный, хотя и громоздкий центр. Серьезная модернизация оборудования − одна из ближайших наших задач.

Высота балки, которую мы можем набрать, − 2200 см. Мы использовали такие балки для устройства перекрытий в итальянском торговом центре в Санкт-Петербурге. Хотя максимальная длина балки, которую мы выпускаем, − 24 м, но мы перекрываем и 90 м, и более. Такое соединение производится на месте методом укрупненной сборки за счет узлов стыка, разработанных ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко. Это равнопрочный стык на основе металлической пластины, зашитый сверху деревом. Древесина прошита армированным металлом для упрочнения конструкции, которая обеспечивает надежность всего сооружения на века.

− Сейчас непростые времена для многих предприятий. Какие перспективы вы видите для своей компании?

− Одним из перспективных направлений деятельности комбината является изготовление домокомплектов для индивидуального малоэтажного домостроения.

Беседовала Регина БУДАРИНА