Нужно удержаться на плаву и дождаться роста
Отсутствие экспорта серьезно ударило по производителям березовой фанеры
Завод «Ярославская фанера» – давний партнер станкостроительного предприятия «Пролетарская свобода»*. Для производителя оборудования экспериментальная площадка под боком – серьезное подспорье для апробирования и обкатки новых разработок. А для компании, которая это оборудование использует, такое соседство – возможность бесперебойного обслуживания и ремонта, а также приоритетный доступ к техническим новикам в отрасли.
О том, как сегодня, в условиях, приближенных к кризисным, не только сохраняется, но и развивается фанерное производство, корреспонденту журнала «ЛесПром¬- Информ» рассказала генеральный директор ООО «Ярославская фанера» Галина Белякова.
– Галина Юрьевна, охарактеризуйте, пожалуйста, ваше производство: история, численность, этапы модернизации, сегодняшний ассортимент.
– Предприятие было основано сравнительно недавно, но уже успело пройти значительный путь от небольшого цеха до современного производственного комплекса. За годы работы мы активно развивали и совершенствовали технологии, внедряя инновации, инвестируя в обновление оборудования и освоение новых технологий, которые позволяют нам быть конкурентоспособными на рынке.
С момента основания проведено несколько этапов модернизации, что позволило значительно увеличить объемы производства и повысить качество продукции. Особое внимание уделялось внедрению системы контроля качества на всех этапах. Автоматизация производственных процессов также стала важным шагом – сократила время изготовления и снизила вероятность ошибок.
Сейчас мы предлагаем широкий ассортимент фанеры квадратной разных сортов, она широко используется в строительстве, мебельном производстве, творчестве и других отраслях. Кроме того, мы производим сопутствующие продукты – карандаши березовые, дрова, топливные брикеты.
– Расскажите об оборудовании, которое используете.
– В основном у нас установлено оборудование завода «Пролетарская свобода» из Ярославля. Оно хорошо зарекомендовало себя и соответствует нашим производственным потребностям.
Однако частично производство оснащено импортными станками. И, к сожалению, в настоящее время запчасти для этого оборудования почти невозможно достать. Поэтому мы постепенно заменяем станки зарубежного производства аналогичными российскими или дружественных нам стран. Это позволяет обеспечить бесперебойную работу и не зависеть от внешних факторов, влияющих на поставки комплектующих.
Такой подход помогает оптимизировать производственные процессы и поддерживать высокое качество выпускаемой продукции. Мы стремимся к тому, чтобы наше производство было максимально эффективным и адаптированным к текущим экономическим условиям.
– Кто сегодня ваши основные клиенты и кто конкуренты?
– Наши основные клиенты – крупные предприятия, занимающиеся производством мебели, строительством и другими смежными отраслями. В последнее время объемы продаж снизились по сравнению с объемами предыдущего периода. Однако мы активно адаптируемся к современным условиям. Экономика переживает взлеты и падения, и наша задача – быть гибкими и готовыми к любым изменениям. Мы продолжаем работать над повышением качества продукции и оптимизацией процессов, чтобы оставаться конкурентоспособными и удовлетворять потребности наших клиентов.
– Насколько сильно просел рынок российской фанеры – или ваши продажи – по сравнению с состоянием до кризиса, то есть до пандемии, до СВО?
– Мы, безусловно, расстроены тем, что экспорт почти отсутствует. Для нас экспорт – это возможность развиваться и адаптироваться к динамическим изменениям на рынке. Сейчас наша основная задача – удержаться на плаву и дождаться улучшения ситуации.
– Как вас коснулось импортозамещение? С какими партнерами работаете сейчас?
– Импортозамещение коснулось нас через изменение спроса на определенные виды продукции и компонентов. Мы наблюдаем перераспределение рынка и появление новых возможностей для российских производителей. В связи с этим активно ищем и тестируем альтернативных поставщиков сырья и материалов внутри страны, чтобы минимизировать риски и зависимость от внешних факторов.
Сейчас мы работаем с разными предприятиями из сфер производства мебели и строительства, а также с компаниями, которые занимаются поставкой сырья и комплектующих, ориентированных на внутренний рынок.
– А как обстоят дела с кадрами? Каков средний возраст сотрудников? Чем можете привлечь молодежь?
– Люди – основа любой успешной организации, и их нехватка ощущается особенно остро. Кадры сейчас действительно на вес золота.
На нашем предприятии большинство сотрудников работают давно. Они обладают значительным опытом и знаниями и часто приводят с собой друзей и родственников, что способствует созданию крепких командных связей.
Одним из ключевых аспектов нашей работы является обучение и повышение квалификации сотрудников. Мы вкладываем значительные ресурсы в развитие наших специалистов, предоставляя им возможность проходить курсы, тренинги и участвовать в различных образовательных программах. Это позволяет не только улучшать профессиональные навыки, но и создавать условия для карьерного роста.
Мы также активно работаем над привлечением молодежи, используя различные каналы и методы, в том числе участие в образовательных выставках, сотрудничество с учебными заведениями и организацию стажировок.
– Какую поддержку оказывают власти вашему бизнесу на уровне региона?
– Все действующие меры для нас сегодня либо не работают, либо направлены на иные экономические секторы. Поэтому пока в основном приходится рассчитывать только на свои силы.
Помимо почти отсутствующего экспорта, бизнесу мешают многочисленные проверки. Они отвлекают ресурсы от основной деятельности – производства. Вместо того чтобы развиваться и оптимизировать производственные процессы, мы вынуждены заниматься нескончаемой бумажной работой: отвечать на запросы, обжаловать решения и так далее. Это значительно снижает нашу эффективность и замедляет рост. В связи с чем полагаем, что было бы неплохо вновь установить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса.
– Какие еще решения необходимы?
– Среди мер, которые хотелось бы видеть, наверное, стоит назвать такие.
Льготное кредитование. Власти могут разработать программы льготного кредитования для поддержки закупки сырья и оборудования, что поможет снизить финансовую нагрузку на предприятия.
М Налоговые льготы. Введение налоговых льгот для предприятий, особенно инвестирующих в модернизацию производства, может стать стимулом для развития бизнеса.
Работа с логистическими проб¬лемами. Власти могут рассмотреть возможность включения определенных отраслей, в частности деревообрабатывающей, в перечень исключений для провоза грузов с особыми условиями, чтобы облегчить логистику и снизить расходы предприятий.
Поддержка в сфере регулирования. Помощь в решении вопросов, связанных с весовым контролем и другими регуляторными мерами, может снизить дополнительные расходы предприятий и повысить их конкурентоспособность.
Разработка программ поддержки экспортеров. Государственные программы, направленные на увеличение объемов экспортных продаж, могут включать информационную, консультационную и финансовую поддержку экспортно ориентированных предприятий.
Текст Юлия Долганова
Другие статьи рубрики Регион номера: Ярославская область



