Биотопливо просит поддержки
Мировой рынок биотоплива на подъеме, его годовой оборот оценивается в 120 млн т. Но в России реализация проектов по производству и использованию биотоплива пока сталкивается с целым рядом серьезных проблем, в том числе геополитического характера.
На пути создания и развития биотопливной отрасли в стране существуют барьеры, преодоление которых необходимо в том числе и на законодательном уровне.
Для самолетов и морских судов
Оценивая перспективы глобального рынка биотоплива, руководитель программы ключевых проектов развития продуктовых бизнес-единиц «Газпром нефти» Кирилл Антонов считает, что применение такого вида топлива в будущем позволит соблюдать экологические требования для авиаперевозчиков и морских судов.
В частности, он упомянул неминуемое участие России в схеме компенсаций и сокращения выбросов углекислого газа для международной авиации – CORSIA. Сейчас отдельные страны применяют CORSIA на добровольной основе, однако с 2027 г. этот механизм станет обязательным для всех участников международного авиасообщения, в том числе и для РФ. В соответствии с этим механизмом авиакомпании, осуществляющие международные перелеты, должны ограничить выбросы от международных рейсов на 85% по сравнению с уровнем 2019 г. Либо компенсировать превышения путем покупки углеродных единиц, допущенных к использованию CORSIA и торгуемых на специализированном рынке.
«Несмотря на снижение общего уровня международных перелетов РФ относительно показателя 2019 г. в условиях санкционного давления, авиасообщение с дружественными и нейтральными странами, такими как Турция, Арабские Эмираты, Китай, и другими, увеличилось, – рассказал представитель "Газпром нефти". – Обязательство CORSIA будут в обязательном порядке применены к российским авиаперевозчикам. По нашей оценке, потребность в керосине с биокомпонентом или так называемым SAF с 2027 г. составит более 200 тыс. т, а к 2030 г. эта цифра достигнет 1,5 млн т. Для понимания: это примерно 20% общего объема потребления керосина в стране».
Аналогичным образом, по данным эксперта, развивается ситуация в международном судоходстве, где тоже повышаются обязательства по сокращению выбросов. Согласно требованиям Международной морской организации (ИМР) и Международной конвенции по предотвращению загрязнения судов (МАРПОЛ), к 2030 г. планируется сократить выбросы на 20% от значения 2008 г. с достижением углеродной нейтральности к 2050 году.
«В морском судоходстве наиболее эффективной мерой по достижению поставленных целей является использование биотоплива… По нашей оценке, с 2027 г. потребность в судовом топливе с биокомпонентом в портах РФ достигнет 2 млн т – около 27% всего рынка потребления судового топлива», – сказал Кирилл Антонов.
Отработанное масло
«Газпром нефть» занимается разработкой биотоплива с 2021 г. За это время были проанализированы три основных технологических направления производства биотоплива: гидропереработка эфиров и жирных кислот из масложирового сырья, конверсия спирта из биомассы и синтез Фишера – Тропша, применяемый в основном для целлюлозных отходов в остатках лесопереработки и твердых бытовых отходов. По результатам исследований наиболее перспективной технологией, позволяющей минимизировать стоимость биотоплива, признана гидроперерабока эфиров из жирных кислот.
«В качестве сырья используем жиросодержащие продукты, такие как отработанные растительные масла, технический животный жир, жирные кислоты определенных масел, – пояснил г-н Антонов. – На сегодня мы наработали опытную партию биокомпонента SAF, успешно завершили стендовые испытания на газотурбинном двигателе, продолжаем тестирование продукта при участии Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации и Центрального института авиационного моторостроения. Готовимся к созданию преднационального стандарта на биокомпонент SAF».
В сегменте судового топлива компания выпустила промышленную партию свыше 30 тыс. т с увеличением биокомпонента на 6%; этим видом топлива были заправлены различные суда в морских портах РФ. «У нас уже есть технические условия, сертификат и декларация соответствия на биосудовое топливо. Мы продолжим отрабатывать технологию производства с целью увеличения выхода и оптимизации стоимости конечного продукта», – добавил эксперт.
Биотопливные преграды
В ходе реализации биотопливного проекта выявились проблемы, которые в будущем могут стать серьезными ограничениями для развития этой отрасли в России. В первую очередь возникает вопрос международной сертификации российского биотоплива. Одним из важнейших условий признания биотоплива, подходящего для погашения обязательств по сокращению выбросов, является его сертификация на соответствие требованию CORSIA в аккредитованных сертификационных центрах. Сейчас в мире действуют три аккредитованные структуры, все они расположены в недружественных странах – Германии, Швейцарии и Японии. Поэтому вероятность получения сертификатов для российского биотоплива в этих странах пока близка к нулю, считают в «Газпром нефти».
Компания предлагает проработать возможность создания альтернативных сертификационных центров – либо в РФ, либо в формате ЕАЭС или БРИКС, с последующим признанием их Международной организацией гражданской авиации и Международной морской организацией.
Вторым ограничением для развития отечественного рынка биотоплива «Газпром нефть» называет сырьевую базу в РФ. Основной сырьевой источник для биотоплива, которым занимается компания, является отработанное растительное масло. «По нашим оценкам, потенциал объема этого сырья в России составляет около 130 тыс. т. В настоящее время реальный сбор в два раза ниже. Здесь предлагаем проработать совместно с Минпромторгом, Минтрансом и другими заинтересованными организациями возможность увеличения поставок отработанного в России масла для целей обеспечения развития биотехнологического топлива», – сказал г-н Антонов.
По словам гендиректора Центра мониторинга новых технологий Михаила Ершова, сейчас у технологии SAF в России самые низкие макропараметры для внутреннего применения, потому что это технологически очень сложный продукт.
Российские не-перспективы
По данным г-на Ершова, мировой рынок биотоплива достиг годового оборота примерно 120 млн т. «Это большой, устоявшийся, ежегодно растущий рынок. Биокомпоненты используются как в составе бензина, так и дизельного и реактивного топлива. Активнее всего в мире применяются три продукта. Абсолютный лидер – топливный биоэтанол, примерно 80 млн т, на втором месте биодизель, на третьей строчке – зарождающиеся биоуглеводороды, в первую очередь SAF», – рассказал гендиректор Центра мониторинга новых технологий.
По поводу биодизеля эксперт предположил, что в России этот продукт имеет мало шансов на развитие, поскольку отечественного высококачественного ДТ достаточно и очень много этого товара отправляется на экспорт. Что касается топливного биоэтанола, то в РФ ему серьезную конкуренцию составляют химические добавки. «Биоэтанол позволяет производить из низкооктановых продуктов качественный 95-й и 100-й бензин. В России для этого применяется нефтехимическая высокооктановая добавка. Для развития биоэтанольных производств также нужна заинтересованность сельхозпредприятий, а аграрии России пока не видят здесь преимуществ для себя. Очень даже зря. Биоэтанол торгуется по всему миру. Соединенные Штаты отправляют в Индию до 6 млн т этого продукта. Может быть, России нужно еще раз присмотреться к теме биоэтанола?» – задается вопросом г-н Ершов.
По его мнению, в части разработки новых подходов производства авиационного SAF и судового топлива из переработанной биопродукции нужны совместные усилия всех сторон – и поставщиков сырья, и производителей товара, и государства.
А другие нефтяники?
«Газпром нефть» на данный момент является единственной нефтяной компанией, активно реализующей пилотные проекты по выпуску биотоплива в России. Из числа нефтекомпаний тему развития отечественного биотопливного рынка поддерживает «Татнефть». В компании отмечают, что сейчас в России разрабатывается национальный проект «Биоэкономик», направленный на создание инфраструктуры для развития биотехнологий и использования биологического сырья. Тема биотоплива должна быть включена в этот нацпроект, считают в «Татнефти».
Компания полностью разделяет инициативу формирования благоприятных условий для развития биотопливной отрасли в стране, существующие на мировом рынке виды биотоплива, потенциальных потребителей и ресурсную базу, а также проводит апробацию технологии производства.
Как подчеркнули в «Татнефти», сейчас себестоимость производства биотоплива значительно выше, чем топлива из ископаемого сырья. «Перспективы развития биотопливного рынка на начальном этапе зависят от государственной поддержки компаний, создающих биотехнологическую продукцию. В связи с этим ожидаем начала реализации национального проекта для синхронизации дальнейших действий в части биотоплив», – заявили в компании.
«Татнефть» производит биотопливо на опытно-промышленной установке, но «объем произведенного возобновляемого биотоплива несущественен и доля рынка не оценивалась». Также при участии компании в 2022 г. создан Центр биотехнологий в поселке Актюбинский. Предполагалось, что он будет производить интегрированные в производственные цепочки компании биопродукты, в том числе и биотопливо.
Еще одна нефтекомпания – «ЛУКОЙЛ» занимается биотопливной темой, но на зарубежных рынках. В России «ЛУКОЙЛ» анализировал технологию производства биотоплива из водорослей, однако это были лабораторные исследования. Компания в 2023 г. снизила объем реализации биотоплива на 4%, до 8,1 млн т, отметив, что спрос на продукты остается стабильным, с незначительными колебаниями год к году.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин указывал биотопливо в списке тем «чистой» энергии, интерес к которым в мире снижается из-за высоких затрат и неспособности достичь поставленных целей. «Даже такие нефтяные гиганты, как Chevron, BP и Shell, останавливают проекты по производству альтернативного топлива. Меня, в частности, радует отказ от производства авиационного топлива из использованного масла для жарки», – говорил он на XVII Веронском евразийском экономическом форуме.
Давние вести из авиаотрасли
Первый в России рейс с использованием биотоплива выполнила авиакомпания S7 в конце 2021 г. Заправленный смесью SAF на основе органических соединений и классического авиатоплива A320neo вылетел с завода Airbus в Тулузе и приземлился в московском аэропорту Домодедово. Доля биотоплива в смеси составила 10%, что позволило сократить выбросы CO2 на рейсе на 7%.
Так компания попыталась продемонстрировать, что такие полеты реальны и за ними будущее экологичных авиаперевозок. Важно разработать законодательную базу, которая позволит сертифицировать SAF в России. В мире есть всего несколько аэропортов, куда поставляется SAF, в России – ни одного, отметили в S7.
В целом для массовых поставок авиакомпаниям биотоплива производится недостаточно. Если такие поставки все же будут организованы, возникнет другая проблема – билеты для пассажиров будут существенно дороже, чем на рейсы, выполняемые с использованием обычного топлива.
О сотрудничестве в развитии производства «зеленого» авиатоплива в РФ чуть ранее в том же году договорились «Аэрофлот» и «Газпром нефть». «Мы подтверждаем свою приверженность экологическим приоритетам глобальной авиаотрасли, но в тоже время для группы "Аэрофлот" очень важно, чтобы использование SAF было не только экологичным, но и экономически обоснованным», – отмечал тогдашний гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов.
В последующие годы публичных инициатив и PR-кампаний по использованию SAF в российской авиации не зафиксировано. После введения жестких антироссийских санкций, которые наложили запрет на поставки в РФ новой авиатехники и запчастей, фокус внимания отрасли переместился на поддержание летной годности оставшегося парка самолетов. О практическом интересе к применению биотоплива представителей морского транспорта РФ также не сообщалось.
Текст interfax.ru




