Отрасль

Российский рынок упаковки в 2025 году

Устойчивое развитие, консолидация и вызовы

Аналитическая сессия «Российский рынок упаковки: анализ и перспективы развития» стала первой в деловой программе выставки RosUpack 2025, посвященной обсуждению наиболее значимых и актуальных вопросов отрасли.

Открывая сессию, президент Нацио­нальной конфедерации упаковщиков (НКПак), председатель совета директоров ГП «Готэк» Владимир Чуйков обозначил четыре ключевых глобальных тренда развития упаковочной индустрии в РФ и их признаки.

Ключевые тренды

В первую очередь это устойчивое развитие. «Потребительский спрос на биоразлагаемую, компостируемую и пригодную для переработки упаковку подталкивает компании к внедрению устойчивых практик. По исследованиям маркетплейса «Мегамаркет», 67% покупателей обращают внимание на экологичность продукта», – сообщил спикер. Растущий сектор электронной коммерции увеличивает спрос на прочную упаковку, адаптированную для онлайн-торговли. С 2019 по 2024 г. этот рынок вырос в семь с половиной раз и достиг 23% розничного товарооборота. Темп прироста рынка онлайн-продаж по итогам 2024 г. составил 37%. Однако Владимир Чуйков выразил опасения, что такой рост «в какой-то степени разрушает и убивает цены», поскольку уровень конкуренции несопоставимо высокий. «Конструкции на нашем рынке достаточно простые, но на западном уже меняются в сторону усложнения, поэтому я думаю, что и у нас, скажем так, маржинальность этого продукта (прочной упаковки. – Прим. ред.) будет подрастать», – сказал он.

Следующий вызов, с которым столкнулась индустрия, – регуляторный ландшафт. С января 2024 г. в перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителя, вошло более 1,3 тыс. позиций, включая около 780 новых. Базовые ставки экосбора выросли на 15%, введены новые коэффициенты экологичности. Государственное регулирование, направленное на сокращение одноразового пластика и продвижение переработки, влияет на выбор материалов. К четвертому глобальному тренду развития упаковочной индустрии относятся технологические достижения. Новые материалы, инновации в дизайне и технологии тестирования стимулируют рост и повышение эффективности. «В этой связи у нас пока скромные проявления, но уже есть разработки специализированных отраслевых ПО, особенно для целлюлозно-бумажной промышленности. Разрабатываются монокомпонентные барьерные решения. Мы знаем о том, что большая работа ведется компанией "Сибур", лабораторией "Данафлекс". Наша компания тоже освоила мономерные материалы, которые обладают такими же барьерными свойствами, но подлежат более высокой степени переработки. Внедряются имитационные технологии для ускорения процессов тестирования», – сообщил председатель совета директоров ГП «Готэк».

Потенциал для консолидации

Владимир Чуйков
Владимир Чуйков

Результатами исследования состояния российского рынка упаковки по итогам 2024 г. и видением на текущий год поделился руководитель направления рыночных исследований финансово-инвестиционной компании Advanced Capital Павел Терентьев. Второй год подряд рост российского рынка упаковки не превысил 6% в денежном выражении на фоне стабилизации цен на главные виды продукции, тогда как в 2022 г. рост цен достигал 25%.«По нашим прогнозам, если в 2025 г. не будем наблюдать никаких серьезных потрясений и той картины, которая была в начале 2022 г., то объем российского рынка упаковки может достичь уже 1,7 трлн руб.», – сказал г-н Терентьев. Более двух третей всего рынка приходится на два крупнейших сегмента – пластиковую и картонно-бумажную упаковку, это больше 70% всего объема российского рынка в денежном выражении. На стеклянную и металлическую упаковку – суммарно 22%. Павел Терентьев также отметил, что после 2022 г. резко сократилась зависимость российского рынка упаковки от импорта, который к концу 2023 г. уменьшился почти вдвое. Больше всего это снижение касается импорта из европейских стран. Многие компании ушли из России. Сложившимся положением воспользовались российские производители. Кроме того, китайские компании значительно нарастили объем поставок в РФ. В 2024 г. на российских заводах было выпущено максимальное количество предметов упаковки из бумаги и картона, причем производство различных картонных изделий выросло сразу на треть. Примечательно, что именно в этом сегменте рынка закрылось больше всего M&А (сокр. от англ. Mergers and Acquisitions – слияния и поглощения) сделок, а новые владельцы некоторых недавно приобретенных заводов (например, компания «КАМА») уже вышли на рекордные показатели выпуска – это процесс объединения двух или более компаний в одну либо приобретение одной компанией другой. Цель таких сделок – расширение бизнеса, увеличение рыночной доли, получение новых технологий или выход на новые рынки. В отличие от прочих крупных отечественных рынков, по мнению Павла Терентьева, на российском рынке упаковки наблюдается одна четко выраженная тенденция. «Он достаточно сильно фрагментирован. Помимо того что присутствует много крупных компаний, среди которых никого нельзя назвать монополистом, даже в рамках каждого сегмента очень трудно выделить единого лидера. Сразу несколько компаний занимают ведущие позиции и конкурируют. Если мы говорим про российский рынок в целом, после ряда сделок по выкупу иностранных активов в 2022 г. совокупная доля ведущих игроков существенно увеличилась. В 2021–2022 гг. двадцатка лидеров, по нашим расчетам, занимала около 22–23% рынка. Теперь эта цифра приблизилась к 30%», – пояснил аналитик. Отечественные компании, ставшие главными бенефициарами ухода иностранных производителей, смогли существенно нарастить свои рыночные доли. Среди них первый в России завод по производству алюминиевой банки для напитков «Арнест» (4,9%), производитель гибкой упаковки и пленочных материалов «Данафлекс» (1,9%), компания «Упаковочные системы» (1,8%), «Архбум» (1,7%), SFTGroup (1,6%), «Л-Пак» (1,3%), «Пермская целлюлозно-бумажная компания» (1,2%), «Каппа Рус» (1,1%), «Готэк» (0,9%), «Илим Гофра» (0,7%). Павел Терентьев считает, что потенциал для консолидации на рынке упаковки огромен.

Ожидания 2025 года

Павел Терентьев
Павел Терентьев

Эксперты надеются, что в этом году сохранится устойчивый спрос на продукцию отечественного производства и продолжится рост объемов выпуска. Ожидается реализация целого ряда крупных проектов по расширению текущих производственных мощностей и строительству новых площадок. Есть вероятность, что цены на упаковку стабилизируются при постепенном повышении доли отечественной продукции, частичной компенсации сокращения импорта поставками из Китая и ряда дружественных стран, а также отсутствии серьезных перебоев с сырьем. Потенциал для дальнейшей консолидации отдельных сегментов российского рынка будет повышаться с помощью M&A сделок – поглощения лидерами рынка небольших независимых производителей пластиковой, бумажной, картонной, металлической и стеклянной упаковки. «С другой стороны, важно понимать, что на российском рынке практически не осталось активов иностранных компаний, которые можно было бы приобрести. В связи с этим тренд на выкуп таких производственных площадок, скорее всего, закончится: либо уже нечего покупать, либо достаточно сложно получить все одобрения и согласовать условия сделок. Поэтому, на наш взгляд, главным трендом на российском рынке, если мы говорим про M&A составляющие, будут как раз сделки по поглощению независимых компаний. По крайней мере, у лидеров есть такие возможности», – заключил Павел Терентьев.

«Копить нельзя копировать»

Константин Куров
Константин Куров

Генеральный директор группы предприятий «Готэк» Константин Куров посвятил свое выступление интеллектуальному капиталу и его измерениям в упаковочной индустрии. «В интеллектуальном капитале существуют три основных измерения: человеческий капитал, структурный капитал, который все это поддерживает, и клиентский опыт, который находится на вершине. Но ключевой вопрос: что из этого можно просто копировать, не накапливая и не адаптируя?» – сказал спикер. В настоящее время существуют несколько ключевых противоречивых проблем: растет сложность задач, но также наблюдается ограничение доступа к знаниям. Необходимость инноваций сталкивается с сокращением внешних источников опыта. «Мы с вами живем в эпоху парадоксов и противоречий. С одной стороны, растет сложная задача, клиенты требуют многофакторной оптимизации всех парамет­ров упаковки. При этом, безусловно, в последние годы существенно ограничен доступ международной экспертизы, технологических возможностей. При этом растет и запрос на инновации, и рынок генерирует этот спрос на составляющие, в том числе экологические. Внешний источник опыта, знаний и доступ к глобальной инфраструктуре разработок весьма и весьма ограничен. Поэтому рынок сейчас – сплошные противоречия. С одной стороны, нужна скорость. Критически важны быстрая разработка, внедрение новых решений. С другой стороны – важно качество, а качество всегда требует дополнительных проверок и подтверждения всех характеристик», – отметил Константин Куров. Клиенты требуют сокращения затрат, при этом сложность упаковочных решений часто растет, а это требует дополнительных издержек. Клиенты также желают кастомизировать свою продукцию, но производителям при этом нужно придерживаться стандартизации, которую требуют торговые сети.

Эксперт затронул вопрос эволюции клиентского опыта: от информирования к упреждающему (или профилактическому) обслуживанию. Константин Куров уверен, что для обеспечения конкурентных преимуществ производитель должен научиться предвосхищать запросы. «Копить нельзя копировать» относится к локальной адаптации решений и синергии экспертных знаний и опыта поставщика и клиента.

Докладчик также коснулся воп-роса о пути от доверия к кооперации поставщика и клиента, предполагающего совместное планирование и ответственность. Он обозначил факторы, которые мешают разворачиванию экспертных знаний и опыта. К ним относятся образовательные барьеры, устаревание знаний, сложность передачи опыта. Инфраструктура роста предполагает развитие отечественных технологий и базы знаний. Чтобы наладить эффективное взаимодействие с клиентом, важно обращаться к взаимодействию подразделений, использовать ключевые метрики, анализировать результаты и вести совместную работу. «Видение нашего будущего? Двигаться от заимствования решений до создания собственной системы. Мы идем от копирования стандартов к развитию собственной экспертизы, от следования за рынком к его формированию через отраслевые институты и интеграцию», – подытожил спикер. 

Текст и фото UpackUnion