Мебельное производство

SICAM'25: поводы для сдержанного оптимизма

Поводы для сдержанного оптимизма

С 14 по 17 октября 2025 г. в павильонах выставочного центра города Порденоне (Италия) в 16-й раз с успехом прошла международная выставка комплектующих, полуфабрикатов и аксессуаров для мебельной промышленности SICAM, вновь подтвердив свою must-see репутацию как одно из важнейших мероприятий для мировой интерьерно-мебельной индустрии.

«Посмотреть и себя показать» съехались, по статистике организаторов, 23 818 посетителей, представлявших более 9300 компаний из 113 стран. Понятно, что наибольшую долю, 61%, посетителей сформировали «домашние регионы» Италии, далее по нисходящей – Германия, Испания, Китай и страны Восточной Европы.

Среди гостей из последних было на удивление много россиян, которые, по их же словам, приехали даже не заключать контракты на приобретение той или иной продукции («С этим-то у нас все в порядке, никакие ковиды и войны не смогли разрушить давно установившиеся партнерские отношения» – такой общий смысл высказываний), а обес­печить задел на будущее – узнать, чем отрасль «дышит» и что будет актуально завтра и послезавтра. Это весьма позитивный сигнал.

«В оргработе мы всегда стремимся ставить себя на место участников, если можно так сказать, быть на стороне компаний, чтобы предоставлять наиболее эффективные и качественные услуги для повышения их конкурентоспособности», – отметила Каролина Джобби, директор по маркетингу Exposicam. – Результаты, которых мы достигаем, инициативы, которые реализуем, наконец, партнерские отношения, которые мы устанавливаем с организациями и ассоциациями по всему миру, являются частью этой миссии».

Цифры упрямы

В этом году в выставке общей площадью 19 150 м2 приняли участие 692 экспонента из 33 стран. 478 итальянских (69%), 72 немецких, 29 турецких, 19 испанских, по 12 австрийских и швейцарских, 10 польских… Всего было 214 зарубежных компаний.

Впрочем, о значимости мероприятия более красноречиво говорят не количественные, а экономические данные. Вот такие, например: совместно компании-участницы генерируют выручку свыше 25 млрд евро, а на их предприятиях работают 70 тыс. человек. И 30% этих компаний имеют то или иное отношение к производству продукции с использованием древесины.

По информации отраслевых аналитиков, сектор сегодня хоть на небольшом, но подъеме (вопреки нервной политической обстановке в Европе и выходкам г-на Трампа): к началу 2025 г. рост составлял 6,4%, сейчас темпы немного снизились – 4,7% (год к году). На «домашнем» рынке подъем и вовсе 2,8%, еще большее разочарование вызывает экспорт – 6,5% вместо прогнозируемых 8,8%.

Тем не менее ожидания участников скорее оптимистические: в разговорах все отмечают, что год непростой (а когда было иначе?), но лучше предыдущего и будущие контракты внушают надежду. Даже такие неопределенные, как предложение словенскому производителю эксклюзивных деревянных дверей поработать над большим проектом в Сочи, поскольку обе стороны не понимают, как это технически организовать, и конкретики особой нет. А потому пока приходится «довольствоваться» отделкой интерьеров охотничьего дворца, который строят арабские (!) бизнесмены, прикупившие себе огромный участок близ французского Версаля (!). Пример частный и почти курьезный, но похожие истории можно услышать чуть ли не у каждого стенда.

Тренды-бренды

На SICAM традиционно съезжаются все, кто имеет или хочет иметь вес в мебельно-интерьерной индустрии. Bachmann, Blum, Bratek, Cefla, Edillegno, Edwood, Essetre, Egger, Formica, Grass, Häfele, Hettich, Imos, Inoxa, Jowat, Kastamonu, Kleiberit, Krona Koblenz, Kronospan, Ostermann, Pfleiderer, Rehau, Schattdecor, Schüco, Swiss Krono… – от знакомых и знаковых имен разбегаются глаза.

Даже беглый обзор стендов фиксирует изменения – как в их оформлении, так и в логике развития экспонентов. Дизайны стали куда строже, меньше вычурности и пестроты, заметно стремление к «прямому» во всех смыслах функционалу, а заодно и силуэту изделий.

Акцент на естественные цвета и фактуры природных материалов. Одним из потрясений стала композитная плита, «рубашкой» которой служит натуральная береста – даже с очажками мха... Кажется, оформишь так стену в гостиной (кабы не так дорого!) – и с нее поползут жучки-паучки. Но нет, не поползут: специалисты рассказали о многоступенчатой обработке материалов, не только ликвидирующей всю возможную живность, но и придающей тончайшему слою березовой коры эластичность и прочность, необходимые для последующего использования.

А вот фурнитура по стилю все больше тяготеет к местечковому «дорого-богато». Вместо прямых углов и матовой поверхности в этом году блеск золота, имитация бронзовой патины и прочие изыски купеческого особнячка. Что временами смотрится странно в сочетании с прямыми линиями и лаконичностью мебельных изделий.

И, разумеется, ЭКО. Тему экологии и экологичности не развивает только ленивый. В этот раз на щит подняли понятие «экороскошь», уже скрывающее некоторое противоречие: смотришь на изделие и гадаешь, где заканчивается одно и начинается другое. Высокие качественные характеристики жилья, изделий, продуктов питания визуально воплощаются в довольно скромные решения, и это даже здорово, если именно скромность в будущем станет показателем роскоши и изысканного вкуса.

Циркулярная экономика – это уже привычная данность, дальше будет все больше решений под девизом «меньше материала, меньше выбросов CO2 и меньше отходов».

Яркие моменты

Деловая программа оказалась разнообразной и насыщенной.

Если акцент на рынок США, обозначенный приглашением масштабной делегации американских закупщиков из сектора мебели для кухни и ванной, а также семинаром «Сложности – это возможности: ориентиры на североамериканском рынке» и дискуссией местных производителей и заокеанских байеров, стал уже общим местом, то проведение IV Киевского международного мебельного саммита» (так у организаторов, что странно: в Киеве он, может, и четвертый по счету, но в Порденоне, вроде бы, первый. – МП) – дело новое. И, признаюсь, поначалу заставило нервничать: полные автобусы гостей с одинаковыми подарочными пакетами желто-синей расцветки, украшенными надписью «Всё будет Украина», в нынешней ситуации могли обещать какие угодно проблемы.

Однако нет. Все прошло спокойно, чинно-благородно – и это еще один позитивный сигнал SICAM: люди устали от войны и вражды, они хотят спокойно жить и работать. В рамках саммита обсудили вклад дизайна и мебельной индустрии в возрождение сообществ и территорий, вопросы устойчивого развития и международный проект «Украина: Rebuild Green 2030».

Специальное мероприятие деловой программы было посвящено персонализации мебельно-интерьерных проектов, приобретающей все большую важность, особенно в элит-сегменте рынка.

Профессионалы, занимающиеся развитием бизнеса, обсуждали, как оптимизировать производственные и коммерческие процессы в ответ на возникающие вызовы. Тренд на кастомизацию и персонализацию мебели, включая встроенные решения, обусловлен стремлением к созданию уникальных, функциональных и стильных пространств. Это позволяет заказчикам, с одной стороны, выразить свой, индивидуальный, стиль, а с другой – максимально эффективно использовать пространство и повысить общую функциональность дома. Не случайно в оформлении жилых и коммерческих пространств все чаще ведущую роль играют архитекторы и дизайнеры.

Вопросы устойчивого развития не теряют актуальности. Снова прошла конференция «От отходов к ресурсам: экологические проблемы и проблемы эффективности в мебельной промышленности», организованная Recycla – Gruppo Herambiente. Среди основных тем управление отходами, классификация упаковки, покрытия, а также передовой опыт компаний.

Конференция «Превосходство в сравнении» подчеркнула синергию высшего образования и промышленных реалий региона. Участники экспозиции представили внушительный обзор передовых практик в дизайне и производстве, обозначили возможности для сотрудничества и инновационных проектов, совместно разрабатываемых университетами и предприятиями.

Одним из заметных событий заключительного дня выставки стал визит большой группы студентов из местных школ и дизайнерских институтов, приглашенных делегацией итальянской ассоциации промышленного дизайна ADI Friuli Venezia Giulia. Студенты узнали, как дизайн и мебельная индустрия могут стать в будущем их профессией. И надо было видеть, с каким взаимным уважением общались отраслевые «мастодонты» и совсем еще зеленая ребятня.

Бизнес с улыбкой

Выставка прошла, что называется, на позитиве, в улыбчиво-ненапряженной, а не сосредоточенно-деловой атмосфере, характерной для мероприятий подобного рода. Ну, на то и Италия, на то и SICAM! Наряду с бизнесом (все же во главе угла был он), участники и гости получили с заботливой помощью организаторов все возможности отлично провести четыре дня в уютном Порденоне, которому, кстати, совсем скоро, в 2027 г., перейдет титул культурной столицы Италии. И город уже вовсю готовится принять это почетное звание, которое, по заверениям мэра, посетившего выставку в день открытия, уже просто невозможно представить без SICAM и организующего мероприятие семейства Джобби. Совместное начинание «Наслаждайтесь Порденоне с SICAM» уже стало настоящим брендом, а это сотрудничество крепнет с каждым годом.

А семнадцатая по счету выставка SICAM пройдет с 20 по 23 октября 2026 г. Место встречи неизменно – Pordenone Fiere. 

Текст и фото
Максим Пирус, «ЛесПромИнформ»