События

ПМЛФ-2025 – крупным планом

30 сентября в конгресс-отеле Airportcity Plaza стартовал XXVII Петербургский международный лесопромышленный форум, организованный выставочным объединением «Рестэк». В этом году он собрал больше 450 участников, выступили примерно 80 спикеров.

В центре внимания была текущая ситуация в лесопромышленном комплексе, вопросы лесоустройства, новые направления в переработке древесных отходов, а также рынки пиломатериалов, производство плит и фанеры, оборот древесины в государственном лесном реестре с использованием ФГИС ЛК.

Как поживает ЛПК?

Открыла программу пленарная сессия «Российский ЛПК: состояние, прогнозы, тренды».

Сначала замначальника департамента лесного хозяйства по СЗФО Алексей Эглит подчеркнул, что государство поддерживает и будет поддерживать ЛПК, и напомнил про 6,4 млрд руб. субвенций. Затем представитель Минпромторга Антон Сидоров пообещал выделить дополнительное финансирование на новые продукты. Но следом за ними генеральный директор ГК «ВЛП» Александр Шаньгин представил системный анализ кризиса сырьевой базы европейской части России: заготовка круглых лесоматериалов по сравнению с уровнем 2021 г. упала на 15%, а в СЗФО – почти на четверть. Прогнозы на среднесрочную перспективу остаются пессимистичными. «Текущий уровень цен на круглые лесоматериалы не обеспечивает покрытия себестоимости, которая уже выросла в 1,5 раза, значительно опередив официальную инфляцию, – сказал Александр Шаньгин. – Без скорейшего устранения административных и логистических барьеров рентабельность всех переделов ЛПК будет оставаться под давлением, а объем заготовки не поддержит потенциальный рост спроса».

Среди ключевых проблем отрасли Александр Шаньгин отметил следующие:

  • технологический кризис: отсутствие в России серийного производства современной колесной лесозаготовительной техники (харвестеров, форвардеров) при двукратном росте цен на импорт;
  • административное давление: избыточные регуляторные требования добавляют двузначные проценты к себестоимости, а время на оформление некоторых документов увеличилось в четыре раза;
  • неэффективная цифровизация: ФГИС ЛК не доработана и не обладает даже частью практичного функционала, предлагавшегося в старой системе ЛесЕГАИС;
  • удорожание инфраструктуры: фактический запрет на использование местных материалов (ПГС, ОПИ) для строительства лесных дорог;
  • логистический шок: стоимость железнодорожной перевозки круглых лесоматериалов выросла на 62%.

Комбинация этих факторов неизбежно приведет к дальнейшей стагнации лесозаготовки, что ставит под сомнение полноценное сырьевое обеспечение даже сниженных объемов деревообработки в горизонте до 2030 года.

В качестве выхода из петли кризиса глава «ВЛП» предложил строить заводы по переработке низкотоварной древесины.

Директор по маркетингу и внешним коммуникациям «Илим Тимбер» Святослав Бычков отметил, что Россия, несмотря ни на что, занимает второе место в мире после Канады по экспорту хвойных пиломатериалов и сохраняет стратегическую роль на рынках Китая и стран Центральной Азии. Рассказывая о глобальном рынке лесопродукции, спикер обозначил его стагнацию и подчеркнул: даже если в ближайшем будущем самым быстро растущим рынком станет Африка (о чем говорят данные статистики), сегодня и завтра российским экспортерам всерьез следует уповать исключительно на Юго-Восточную Азию.

Аналитик Алексей Бесчастнов (StepChange) отметил, что спад жилищного строительства (и госполитика трех красных линий) в Поднебесной прямо или косвенно ударил по всем игрокам, продающим древесные продукты в эту страну, но списывать Китай со счетов рано – за счет развития других отраслей он останется мощным импортером, в том числе и продукции российского ЛПК. Добрым знаком можно считать и то, что заместить на рынке российскую древесину Китай в ближайшие годы не сможет – даже с учетом активно развиваемого плантационного лесоводства.

Руководитель НЛАРИ Виталий Липский, оценивая текущую ситуацию в ЛПК, дал в целом негативный прогноз для российских производителей и экспортеров – долгосрочное ухудшение положения на внешних рынках. Но есть и точки роста. Перспективным направлением спикер назвал создание нового сегмента рынка – пилопродукции конструкционного назначения, а также клееных конструкционных балок. Значимым фактором развития внутреннего рынка выступает адаптация новых видов продукции (например, изделий из термомодифицированной древесины), а также консолидация отраслей: ЛПК, строи­тельного комплекса и энергетики.

Управляющий директор ПАО «Банк "Санкт-Петербург"» Виктор Григорьев рассказал о достижении максимума индекса деловой активности в лесопромышленном комплексе – рост рынка продукции из древесины 6% – это на общем фоне неплохо, однако признал высокую степень неопределенности из-за колебаний валютного курса, усложняющую экономическое планирование предприятий. Спикер далек от оптимизма в оценке: с точки зрения экономики 2026 г. будет если не совсем «холодным», то точно не «горячим»…

Спад экспорта пиломатериалов в 2021–2025 гг. с 30,5 до19, 9 млн м3 отметил руководитель ассоциации «Лестех» Александр Тамби. При этом господдержка, по сути, «уходит в песок», не развивая отрасль. По мнению спикера, отечественный ЛПК не готов к качественным переменам, а предпочитает тиражировать допотопные технологии. Это мало вяжется с понятием перспектив в принципе и может привести к закрытию до 25% заводов отрасли до 2030 года.

Государство своей поддержкой снижает издержки предприятий, отреагировал главный аналитик «Рослесинфорга» Александр Мариев, другое дело, что установки для этого очень общие и консервативные, потому меры малоэффективны. Специалист также рассказал о нормативно-правовых инструментах в работе с ФГИС ЛК, повышающих прозрачность и контроль в секторе.

По мнению аналитика агентства WhatWood Марины Зотовой, падение лесозаготовки в стране по итогам года может составить 5–6%.

Снижение производства биотоплива координатор ресурсного центра ассоциации «Лестех» Дмит­рий Бастриков оценил в 10–20%. Одна из возможностей нивелировать этот спад (актуальная, правда, лишь для крупных предприятий) – это электрогенерация на древесных отходах. В 52 странах мира работают уже 450 установок, есть они и в России – больше 20 штук, суммарно вырабатывающих 50 МВт электроэнергии.

Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов немного подбодрил аудиторию, сообщив о росте производства мебели в июле 2025 г. на 5,1% по сравнению с уровнем июля 2024 г., при этом общий объем выпуска превысил показатель предыдущего года на 6,3%.

Спикеры подчеркнули важность гибкой государственной поддержки для стимулирования инноваций и адаптации к меняющимся рыночным условиям, а также необходимость развития новых продуктов и технологий для усиления конкурентоспособности российского лесопромышленного комплекса.

Государство и лес

Секция «Государственное управление лесами: проблемы и пути решения» объединила экспертов и представителей государственных структур для обсуждения актуальных вопросов лесного хозяйства и поиска путей развития.

Модератором выступил Николай Петрунин (СПбНИИЛХ), а сомодератором – Владимир Петров (СПбГЛТУ). Они задали профессио­нальный тон дискуссии, охватив широкий спектр насущных проб­лем. Николай Петрунин рассказал о региональной производственной специализации и механизмах взаимодействия в государственном управлении лесами, выразив уверенность, что нормы и правила не могут быть одинаковыми для много- и малолесных субъектов, необходимо учитывать региональные особенности.

Владимир Петров согласился с мнением коллеги, акцентировав внимание на экономических аспектах управления и подчеркнув важность эффективных моделей для устойчивого развития отрасли. Особенность ведения хозяйства в России, по словам спикера, такова, что все полномочия находятся «наверху» – государство владеет лесами, законодательство управляет экономикой, хотя, казалось бы, должно быть наоборот.

Экономические отношения бизнеса и государства остаются примитивными: лес в обмен на деньги, то есть плата за право (!) пользования, а не за собственно пользование. От статического ценообразования на лес на корню следует переходить к динамическому и двигаться по пути регионального лесоуправления – передавать управление на места, где ситуацию знают гораздо лучше.

Профессор Петров эмоционально посетовал на отсутствие в стране «лесной идеи». «Я не вижу того главного, на чем должна базироваться стратегия развития отрасли, – идеи. Если ее не предлагает собственник ресурса, что могут сделать простые пользователи?» – обратился он к аудитории. Где подключается государство, там априори плановая экономика, а бизнес – это, вроде бы, «про рыночную». Так в каком направлении должна развиваться отрасль?

Дмитрий Кикоть из отраслевого центра повышения производительности труда и бережливого производства Минприроды РФ представил принципы бережливого производства и методы повышения производительности труда в сфере лесных отношений. Елена Перевозчикова (СПбНИИЛХ) посвятила выступление трансформации лесного планирования в условиях новых нормативных и методологических вызовов.

Выступили и другие специалисты НИИ лесного хозяйства. Наталья Мосолова рассказала о доходности лесного хозяйства, раскрывая потенциал и эффективность устойчивого развития, а Ирина Бечина рассмотрела стратегические направления совершенствования системы государственного надзора в обороте древесины. Представитель Миприроды Дарья Жданова вместе с Николаем Петруниным описала инновационные подходы к оптимизации труда в лесном хозяйстве.

Ирина Филинова (СПбГЛТУ) поделилась современными приоритетами и принципами государственного управления лесами. Завершил работу секции Василий Корякин (ВНИИЛМИ) с докладом об адаптивном ценообразовании на древесину мягколиственных пород в условиях долгосрочной аренды.

Кто на хозяйстве?

На секции «Лесное хозяйство» собрались ведущие эксперты и практики отрасли, которые представили актуальные исследования и практические кейсы, затрагивающие ключевые вызовы современного лесного комплекса России.

Борис Романюк (СПбНИИЛХ) подчеркнул важность рубок ухода в молодняках для формирования целевой структуры лесов и наглядно показал, что правильное проведение таких мероприятий напрямую влияет на состав и устойчивость будущих насаждений.

Одной из главных тем стала подготовка посадочного материала для лесовосстановления. Игорь Исаков («Эпоха Возрождения») рассказал о планах по созданию крупнейшего в мире питомника (пока он «только» крупнейший в стране) с применением современного оборудования и подчеркнул, что только инвестиции в качество семян могут обеспечить будущее отрасли. Ксения Геевская («Геевская Консалтинг») обратила внимание на разрыв между стандартами и реальностью: недобросовестные игроки снижают качество продукции, и добровольная аккредитация может стать шагом к выравниванию рынка.

Александр Егоров (СПбНИИЛХ) посвятил выступление применению гербицидов в лесном хозяйстве. При всех экологических ограничениях этот метод позволяет добиваться высокой эффективности и формировать насаждения разного состава с меньшими затратами труда.

О добровольной лесной сертификации говорили ее самые стойкие адепты. Николай Шматков (система «Лесной эталон») и Елена Пьянкова (НСЛС) напомнили, что добровольная лесная сертификация – это не формальность, а инструмент выхода на новые рынки и подтверждения экологической ответственности бизнеса. Сертификация не теряет актуальности, уверен Николай Шматков, даже при закрытии ряда экспортных рынков, где наличие сертификата было критически важным, по-прежнему имеют значение устойчивое развитие, репутация и ответственность компаний, снижение рисков и доверие потребителей. И даже в текущих условиях не стоит сбрасывать со счетов доступ к рынкам с высокими экологическими требованиями и ориентиром на устойчивое развитие. Елена Пьянкова тоже согласна, что главная и непреходящая ценность – благополучие российских лесов. И в этом плане любые усилия значимы и необходимы, жаль, что в бизнесе и органах власти не все понимают это.

Не была обойдена вниманием и климатическая повестка. Екатерина Семёнова (СПбНИИЛХ) представила подходы к оценке экологической эффективности лесоклиматических проектов, подчеркнув роль российских лесов в глобальном углеродном балансе.

Во всех выступлениях прозвучала одна общая мысль: лесное хозяйство сегодня – это не только про деревья, но и про устойчивость, климат и людей, которые работают в лесу и живут рядом.

Прекрасное цифровое завтра

Во второй день Петербургского лесопромышленного форума открылась секция «Цифровизация ЛПК», на которой ведущие эксперты представили современные технологии для лесной отрасли.

Обсуждалось применение дронов и лазерного сканирования, а также создание цифровых 3D-двойников лесных массивов, которые значительно повышают точность учета и способствуют устойчивому управлению; автоматизация учета круглого леса и новые методы измерения объема штабелей; внедрение искусственного интеллекта для точного и доступного замера круглой древесины.

Анастасия Вершовская (ООО «СВЕЗА СмартЛайн») рассказала о важности модернизации производства древесно-плитных материалов с использованием цифровых технологий и автоматизации, способствующей повышению качества продукции и снижению затрат, подчеркнув роль автоматизированного контроля качества с применением роботов, машинного зрения и сканеров, значительно улучшающих учет и производственные процессы.

Эксперты были единодушны: цифровизация – ключ к устойчивому развитию лесного комплекса, оптимизации труда и сокращению ошибок. При этом важна комплексная работа, включающая обновление стандартов, развитие новых методик и обучение пользователей. Проблема цифровизации ЛПК упирается в отсутствие регламентов, заявил Андрей Митченко («Шмидт энд Олофсон»), но когда за их написание берутся люди без необходимого опыта и знаний, ситуация может стать не лучше, а хуже. ГОСТ становится слишком формальным, избыточным и вообще противоречит здравому смыслу.

Денег нет, но вы держитесь

На секции «Оборудование ЛПК: три важных вопроса» ключевые спикеры представили успешные кейсы по импортозамещению, повышению эффективности и новым технологическим решениям в лесопромышленном комплексе.

Александр Тамби (ассоциация «ЛЕСТЕХ») затронул тему закупок и поставок оборудования, отметив, что российский рынок уже может предложить современные линии сортировки и обработки, но проб­лема в неустойчивом спросе и привычке заказчиков использовать параллельный импорт, даже когда отечественные решения доступны.

Работа секции показала, что производители оборудования демонстрируют готовность создавать конкурентоспособные решения, но отрасль стоит перед вызовом: как сделать так, чтобы заказчики осознанно выбирали отечественные продукты, оценивали их по реальным показателям, а не по привычке закупать через сети импорта.

Ситуацию сегодня можно описать классическим мемом «денег нет, но вы держитесь», невесело пошутил гендиректор АМДПР Тимур Иртуганов. О стратегии развития ЛПК до 2035 г. спикер высказался деликатно: наличие любого подобного документа лучше его отсутствия, но в текущем положении, при крайне низком горизонте планирования, создавать стратегию – сизифов труд.

Вся власть советам

На форуме прошло первое заседание Экспертного совета лесопильных предприятий (ЭСЛП). Объединившиеся эксперты рассказали о планах создания системы стандартов, а также формирования внутреннего рынка конструкционной пилопродукции для приобретения льгот лесопромышленными предприятиями, получения дополнительной выгоды от реализации и продвижения сертифицированной пилопродукции. По их замыслу, совет призван создавать новые рынки сбыта и формировать новую отраслевую реальность, то есть будет продвигать интересы лесопильных предприятий, а также внедрять решения по замене изношенного оборудования и комплектующих, проводить аудит предприятий и предлагать комплексные решения по производству продукции глубокого передела и дополнительно проводить обучение персонала при интеграции с российскими университетами.

В связи с ухудшающимися условиями сбыта пилопродукции на внешних рынках первоочередная задача – это формирование внутреннего рынка конструкционной пилопродукции. Суть стартового проекта ЭСЛП по переформатированию внут­реннего рынка заключается в создании выделенного сегмента внутреннего рынка конструкционных пиломатериалов и клееных конструкционных балок с подтвержденными прочностными (и другими техническими) характеристиками. Развитие проекта предполагает создание на рынке пилопродукции и ее производных (клееной продукции, погонажа) бренда качества, объединяющего сертифицированные лесопильные предприятия и сертифицированные предприятия-потребители в единый замкнутый цикл «производство – потребление», что приведет к появлению на рынке выделенного сегмента сертифицированной пилопродукции и ее производных. 

Текст
по материалам организаторов, участников и открытых источников