Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

«Евроэкспомебель» и «Интеркомплект»

Выставка как зеркало объективной реальности

Специализированные выставки всегда являются отражением ситуации в отрасли. На примере завершивших 16 мая в Москве свою работу XVII Международной выставки «Евроэкспомебель» и VIII выставки «Интеркомплект» можно наглядно проследить как сегодняшнее положение мебельного производства, так и его тенденции.

Сначала цифры: исходя из статистических данных, предоставленных организатором выставок, стенды 700 участников, которые были расположены на 60 тыс. м2 выставочных площадей, посетили более 43 тыс. специалистов. В выставках приняли участие производители, дистрибьюторы мебели и комплектующих из Германии, Египта, Италии, Китая, России, Чехии и ещё из 20 стран.

На фоне 20-процентного снижения объемов мебельного производства, зафиксированного в I квартале 2009 года, «Евроэкспомебель» и «Интеркомплект» продемонстрировали тем не менее значительный интерес посетителей к последним достижениям участников отечественного мебельного рынка, свежим идеям по преодолению кризиса и передовым решениям для мебельного бизнеса. Деловая программа выставок была ориентированна на активизацию резервов и поиск новых источников роста мебельного производства и торговли. День дизайна, День торговли и продвижения, День передовых технологий, международный форум «Стратегические решения для участников мебельного рынка России. В фокусе − кризис», посвященный вопросам маркетинга и выгодной торговли на падающем рынке, − эти мероприятия − лишь часть списка предложений для участников и посетителей выставки. Вопросы применения новых материалов и технологий в мебельном производстве рассматривались в рамках конференции «Инновации и дизайн в эпоху перемен» представителями компаний Egger, Rehau и Homag. Семинар «Технология гнутоклееных деталей как основа для организации собственного дела», прошедший в День передовых технологий, собрал немало желающих получить информацию о том, как создать свой бизнес.

В период смены потребительских предпочтений тема дизайна мебели, интерьеров и рекламной продукции становится особенно актуальной для производителей и продавцов. Мероприятия, посвященные этим вопросам, проходили на выставках ежедневно. Так, в День дизайна состоялась конференция «Дизайн как конкурентное преимущество в условиях кризиса». А 12 мая состоялась церемония награждения победителей конкурса на соискание национальной премии в области промышленного дизайна мебели «Российская Кабриоль» за 2008 год. Во время работы выставки был проведен и первый в 2009 году отборочный тур этого престижного конкурса. На стенде конкурса молодых дизайнеров Kreata демонстрировались работы студентов, школьников и практикующих дизайнеров на тему «Мир детства в пространстве взрослых» и проходили семинары под общим названием «Тенденции современного дизайна мебели и интерьеров. Дизайнерские концепции миланского мебельного салона».

Главная особенность экспозиции «Евроэкспомебель»/«Интеркомплект» образца 2009 года − наличие множества новых коллекций, а также широкий спектр выгодных предложений для дилеров и мебельного ретейла. Под эгидой Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) на выставке впервые была представлена «Антикризисная программа от российских производителей мебели». Также впервые в рамках выставки был организован салон «Путешествие по странам и стилям», в котором демонстрировалась мебель лучших мировых производителей. В условиях кризиса организаторам удалось создать достойную экспозицию качественной и стильной мебели со всех континентов. Компания Furniture Brands (OWL) представила мебель из США, «ИМА» − из Франции, Италии и Чехии, Wiemann -из Германии, Tvilum-Scanbirk − из Дании, ТД «Вальд» − из Швейцарии, «Президент» − из Японии.

Но настоящий бизнес − это не только стремление получить прибыль, но и возможность подарить тепло и заботу тем, кто в ней нуждается. Служба милосердия и благотворительности имени отца Александра Меня при Российской детской клинической больнице (РДКБ) во время выставки провела уникальную акцию − обмен игрушечной мебели, изготовленной маленькими пациентами РДКБ, на настоящую. Мебель, предоставленная участниками выставки, будет передана в детский реабилитационный центр «В гостях у Незнайки».

По результатам аудита покупательского (байерского) потенциала выставки, проведенного в марте этого года ООО «РуссКом Ай-Ти Системс», мнения респондентов из Москвы и регионов РФ о состоянии рынка можно свести к одному: рынок жив, но влияние кризиса на него очень ощутимо.

Таблица. Респонденты указали следующие цели посещения
выставки*

Таблица. Респонденты указали следующие цели посещения выставки

Респонденты отметили сильное падение спроса на продукцию. А 57,7% заявили об уменьшении оборота в своих компаниях. Для оживления спроса на продукцию они активизировали свои рекламные кампании: проводятся различные рекламные, поощрительные акции; предлагаются скидки, подарки; вводятся льготные условия приобретения мебели. Мебельные магазины сокращают торговые площади, договариваются с производителями о дополнительных скидках.

Респонденты также отметили, что ввиду девальвации рубля и удорожания основных валют (доллара США, евро) более чем на 30%, стоимость импортной мебели растет в цене, что приводит к отказу от закупок данной мебели. Таким образом, происходит плавная переориентация игроков рынка на отечественного производителя.

В связи с падением спроса заработная плата сотрудников, которая непосредственно зависит от уровня продаж, снизилась. Представители отдельных компаний говорили о том, что они уже произвели сокращение штата (в первую очередь вспомогательных сотрудников) с целью минимизации затрат.

Несмотря на негативные тенденции в отрасли, некоторые респонденты говорили о положительной динамике в работе своих компаний и о том, что они ощутили влияние кризиса, но наличие мощной финансовой «подушки безопасности», развитой клиентской базы позволяет им уверенно смотреть в будущее. Параллельно с этим, пользуясь рыночной ситуацией, многие компании начали активный поиск клиентов в новых для себя сегментах рынка. Некоторые опрошенные посетители связывают этот шаг с уходом ряда компаний с рынка (в результате кризиса) и возможностью увеличения своей доли на рынке.

Вероятно, рынок расслаивается, происходит его «санация», при которой выживают наиболее сильные игроки.

В результате о минимальном байерском потенциале выставки «Евро-экспомебель-2009» получены следующие данные: минимальная сумма всех покупок, совершенных на выставке, находится в интервале от 1,585 до 2,421 млрд руб.; в течение шести месяцев после окончания выставки посетители планируют заключить контракты на сумму от 5,616 до 9,613 млрд руб.

Данные весьма оптимистичные, и на их основании можно предполагать, что рынок находится в удовлетворительном состоянии. И хотя часть компаний, работающих в отрасли, испытывают значительные трудности, остальные продолжают чувствовать себя на рынке довольно уверенно.

Регина БУДАРИНА