Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Развитие

Большому театру — большие технологии

В Москве запущен проект по созданию производственно-складского комплекса для Большого театра. Компания «Глобал Эдж», постоянный партнер Большого театра в области производства и поставки деревянных декораций к спектаклям, приняла участие в проектировании комплекса и обеспечении оборудованием.

В первый раз судьбы Государственного академического Большого театра и Группы компаний «Глобал Эдж» пересеклись в 2002 году, когда дочерняя компания «Лайнер Белт» начала поставки абразивных инструментов для обработки пуантов в мастерских Большого. Год спустя ГК «Глобал Эдж» выиграла государственный тендер на поставку деревообрабатывающего оборудования для художественно-производственных мастерских. С тех пор все деревянные декорации к спектаклям, которым рукоплещет мир, изготавливаются на оборудовании «Глобал Эдж».

ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Рассказывает Вячеслав Михайлович Сергеев, главный специалист отдела технического и технологического развития Большого театра:

— Сегодня «хозяйство» Большого — это три корпуса, нуждающиеся в реконструкции, плюс музей Большого театра. Они расположены бок о бок с Советом Федерации. На сегодняшний день мощности художественно-производственных мастерских решительно не отвечают современным требованиям, что не лучшим образом отражается, скажем, на международном культурном обмене. Нет возможности принять гастролирующие театры соответствующего уровня из Франции, Германии и других стран — нет необходимых условий, поэтому только сам Большой выезжает на гастроли.

В связи с этим в 2004 году было принято совместное решение руководства театра и Правительства РФ создать производственно-складской комплекс, отвечающий мировым требованиям. И сейчас проводится реконструкция и идет строительство производственно-складского комплекса, который будет состоять из двух зданий: административно-производственного и складского общим пространством, рассчитанным на 500 сорокафутовых контейнеров. Контейнеры не морские, а сетчатые, для хранения декораций. Склад будет полностью автоматизирован.

В целях полной пожарной безопасности предусмотрено применение системы «Оксиредут»: весь объем помещения будет заполняться азотом. Чиркнешь спичкой — не горит. Давление как в горах. Человек сможет там находиться, но желательно не более 15 минут.

Контейнеры будут размещены на многоэтажных стеллажах. Автоматический погрузчик по команде компьютера вынимает нужный контейнер из его ячейки и перегружает на транспорт для доставки в театр. Для этого предусмотрена перегрузочная платформа. Подобный узел будет и в монтажном зале.

Административно-производственный корпус запланирован в девять этажей, включая подвальное помещение. Здесь предусмотрены столярный и слесарный цеха, мебельный цех, цеха по реставрации, складские помещения, офисный блок, столовая.

Первый этаж займет уникальный монтажный цех, имеющий огромную сцену — полный аналог сцены Большого. Сцена будет оснащена гидравлическими подъемниками для создания уклона на 7 градусов для зрительной имитации знаменитого наклонного партера театра. Это немецкая технология. Перед прогоном спектакля все декорации будут собираться на этой сцене.

Монтажный цех будет выполнен в три света (окнами на 3 стороны света — Прим. ред.). Над ним расположится живописный зал — четыре света. Специальные мостки на высоте 8 метров позволят художникам подниматься для осмотра рисунков и оформления.

Для скоростной сушки рисунков, а также для удобства работы художников разработана система подогрева пола с разными температурными зонами. В первую очередь это необходимо оформителям, занимающимся вышиванием или аппликацией, ведь им приходится работать на коленях или на подушечке. Мы много думали относительно подогрева, каким он будет: водяным, паровым или другим. Остановились на электрическом, построенном по принципу «слоеного пирога»: бетон, подогрев, прослойка, а сверху деревянный пол из гондурасской сосны. Она обладает повышенной смолистостью, в ней быстро затягиваются повреждения от степлера или гвоздей, с помощью которых материал будущего занавеса растягивают на полу. Может быть, обойдемся своей сосной или лиственницей — проведем сравнительные испытания.

Цех будет снабжен уникальным лифтом размером 4х4х15 метров, рассчитанным на 7 тонн полезной нагрузки, доставляющим её с первого на восьмой этаж, с дверями, открывающимися на три стороны. Лифт предназначается для перевозки декораций.

На остальных этажах разместятся художественные мастерские, живописный зал, технологические, конструкторские, декораторские и другие службы.

Будет налажено производство полного цикла — от бумажного эскиза до воплощения декораций в конечном материале. Помимо металло- и деревообрабатывающего предусмотрены такие «экзотические» виды оборудования, как вакуумно-формовочные машины для создания «горных» и других рельефов из пластика, пенопласта, папье маше; широкоформатные девятиметровые плоттеры, работающие как с винилом, так и с тканевыми материалами, и многое другое. Это уже не «мастерские», а едва ли не завод!

В проектировании принимали участие немецкие инженеры из фирмы «Кункель Консалтинг», специализирующейся в области театральных технологий. Основную работу выполнили специалисты по организации производств ГК «Глобал Эдж», им помогали проектировщики «Моспромпроекта» и строители из компании «МОЭЛСстрой».

Предусмотрена установка самого современного оборудования, вплоть до оборудования столовой и сантехники. Оборудование, как правило, импортное. Однако, к примеру, отопительные батареи приобретаем отечественные, из города Кимры, где их уже делают с полиуретановым внутренним напылением, предназначенным для защиты от коррозии. Сейчас как раз выбираю цветовую гамму.

Сам склад расположен на улице Плеханова, возле метро «Шоссе Энтузиастов». Двенадцатиметровые контейнеры будут фурами перевозиться в Большой в ночное время.

План одного из этажей, где разместятся деревообрабатывающие, металлообрабатывающие и прочие мастерские, разработанные ГК «Глобал Эдж»
План одного из этажей, где разместятся деревообрабатывающие, металлообрабатывающие и прочие мастерские, разработанные ГК «Глобал Эдж»

В беседу вступает заведующий Художественно-производственными мастерскими по производству декораций Павел Дмитриевич Куленков. Он настроен скептически:

— В Америке давали «Золушку», доверили отгрузку американцам. Вернулись, ставили у нас, и перед спектаклем пропала некая деталь. Алюминиевая, 5 метров в длину. Без нее никак.

Пропажу обнаружили в два часа дня, а спектакль начинается в семь вечера. Мы успели изготовить и доставить аналог, ведь до театра рукой подать. А с улицы Плеханова как её довезли бы?

— Нечего доверять американцам, — возражает В. М. Сергеев. — Самим надо все проверять и контейнеры пломбировать. Тогда порядок будет.

Возможно, в будущем производственно художественные мастерские Большого театра будут выполнять работы не только для удовлетворения собственных нужд и нужд гастролирующих трупп, но и обслуживать другие российские театры, поскольку такого оборудования в Москве, да и во всей стране, нет и пока не предвидится.

По итогам прошедшего тендера официальным поставщиком оборудования для административно-производственного комплекса Большого театра выбрана Группа компаний «Глобал Эдж».

Группа компаний «Глобал Эдж»
Тел.: (495) 933-42-20
info@globaledge.ru
www.globaledge.ru