Спецпроект ЛПИ: деревянные церкви Руси

Да не зарастет дорога к храму

Место где свет

Дорогие читатели! Трудные времена, к которым можно отнести и те, в которые мы теперь живем, − это лишь повод для того, чтобы взглянуть на мир по-новому, быть внимательнее ко всему, что окружает нас, оценить и сохранить то доброе и светлое, что мы имеем, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. В такие времена не стыдно обратиться за поддержкой к самым близким или проверенным друзьям, прикоснуться к чистым источникам, дающим силу духу, не позволяющим угаснуть надеждам на лучшее.

Даже убежденные атеисты не станут оспаривать, что испокон веков такими источниками духовности были наши храмы − и величавые соборы, и простые церкви в российской глубинке. Как и у людей, у каждого храма своя судьба. В больших городах они на виду, об их сохранности, поддержании в надлежащем состоянии заботятся. В далеких деревнях и поселках их участь, увы, печальна: многие церкви разрушены временем или людьми, очаг духовности там погас… Впрочем, только ли в глуши медленно умирают наши храмы? Оглянитесь: наверняка в вашем поселке, городе, районе, области есть построенная предками церковь, которой нужна помощь. Тем более если эта церковь признана памятником культуры и является духовным достоянием нации.

Редакция журнала «ЛесПромИнформ» начинает цикл статей, призванных привлечь внимание общественности к проблемам сохранности этого бесценного наследия. Надеемся, что наши публикации найдут отклик у тех, кто работает в организациях по охране памятников и культурного наследия, у представителей власти, у руководителей бизнес-структур (в частности, предприятий ЛПК), у меценатов − у всех, кому не безразлична история Отечества.



Церковь Георгия Победоносца, расположенная в деревне Родионово Подпорожского района Ленинградской области, уникальна. Это единственный в России деревянный храм, воздвигнутый более пятисот лет назад и с тех пор не менявший местоположения. Третий по древности на Руси Георгиевский храм на берегу Юксовского озера не только не был разрушен во время Великой Отечественной артиллерийским обстрелом финских войск, но и устоял в советское время, будучи складом горючих материалов.

Сегодня церковь стараниями небольшой монашеской братии по-прежнему дарит людям духовное исцеление и покой. Вот только священника постоянного здесь нет. Да время и погода не щадят древние доски: стены в углах начали гнить, перекосилась крыша. Но, похоже, нынешние светские власти не ведают о статусе и культурно-исторической ценности древнейшего архитектурного памятника. По крайней мере они не спешат выделять незначительные средства на его укрепление. Вот и продолжает в одиночку противостоять времени храм Божий, освященный когда-то канонизированным святым, а сегодня требующий внимания и заботы от нас, простых смертных.

Для того чтобы написать о судьбе древнейшей Георгиевской церкви, сотрудники нашего журнала проделали путь из Санкт-Петербурга до самого Конца. И даже дальше, так как деревня Родионово, которая раньше носила название Юксовичи, начинается сразу же за деревней Конец. Последняя свое название получила потому, что расположена по обе стороны от дороги на южной оконечности озера. Неудивительно, что мы были там встречены лишь тишиной. Казалось, в округе все души − как мертвые, так и живые − притаились в тишине, царящей над близлежащими полями и лесами, над полными царственного покоя водами Юксовского озера. Но там, где есть церковь, всегда есть жизнь. Упоминание о деревне Юксовичи встречается ещё в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, это начало XII века. Во времена царской России в этом регионе насчитывалось около 25 процветающих деревень. В настоящее время ввиду отсутствия развитой транспортной инфраструктуры лишь пять-шесть местных поселений живут полноценной жизнью, ведь кругом бурные реки, глубокие озера, леса, полные волков. В одной из таких тихих деревень на удивительно живописном холме над озером возвышается чудесная Георгиевская церковь.

Священный топор





На Руси место для церкви обычно выбирают на возвышенности, возле воды чтобы совершать священные омовения. Для Георгиевского храма ритуальную площадку, по одной из наиболее распространенных легенд, выбирал сам святой Георгий, которого в народе величали Егорий Храбрый. Строительство храма было начато мастеровыми монахами в 1493 году. По другой легенде, монахи-черноризцы опустили на дно прозрачных вод Юксовского озера топорище и стали смотреть, к какому берегу пристанет священный предмет. Топорище отнесло к восточному берегу, поэтому именно на нем заложили церковь.

Инструментами строителям храма служили только топор и слово Божье. Именно то, что церковь построили из тщательно просушенной высококачественной сосны (по другой версии − из осины), и послужило главной причиной долговечности здания. Самая древняя часть храма − алтарная − строилась голыми руками и топором из так называемых полубревен. В 1632 году храм был существенно расширен, к нему пристроили трапезную, галерею и крыльцо. Начало строительства сопровождалось чудом, наподобие тех, что имели место при обнаружении нетленных мощей святого целителя Александра Свирского на территории нынешнего Александро-Свирского монастыря, расположенного неподалеку. Мастеровые монахи и простые рыбаки видели над холмом, где строился храм, удивительное свечение. Многие исцелялись от тяжелых недугов, едва прикоснувшись к священной земле. Когда храм воздвигли, в 1522 году его освятил иеромонах Афанасий (преподобный Афанасий Сяндебский), преданный ученик Александра Свирского − одного из трех величайших святых, которым воочию являлась пресвятая Богородица. Афанасий Сяндебский присутствовал при богоявлении и был со своим учителем до его смерти.

Точная дата основания Георгиевской церкви не установлена. Однако именно 1493 год упоминается академиком Л. В. Далем, исследовавшим Юксовское чудо в 1877 году. По другим версиям, церковь была основана в 1473, 1495, 1510 или же 1593 годах.

В 1915 «Известия Императорской археологической комиссии» опубликовали материалы о Георгиевской церкви в Юксовичах, позволяющие утверждать, что точная дата перестройки храма − 1632 год.

После этого он стал лесным отшельником, пребывая в пустыни неподалеку от г. Олонца. Вскоре за ним последовали и другие ученики преподобного Александра Свирского, построившие часовню и несколько келий, положивших начало Сяндебскому Успенскому монастырю. Афанасий Великий был назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но вскоре вернулся к отшельнической жизни. Последние годы будущий святой провел в затворничестве на одном из островов Сяндебского озера. В XVIII веке при восстановлении священной обители и монастыря после пожара были найдены нетленные мощи преподобного Афанасия с четками и разрешительной молитвой. Конечно, многие полагают, что освящение храма канонизированным святым, явившим и после смерти великое чудо, − одна из главных причин чудесной нетленности старинного храма.

Духовные мощи святых Александра Свирского и Афанасия Сяндебского «чудотворят» здесь и по сей день: с 2006 года церковь является Георгиевским скитом Свято-Троицкого мужского монастыря Александра Свирского.

Храму нужна помощь





Церковь великомученика Георгия Победоносца − единственный «живой» образец клетской церкви. Два других подобных храма были перенесены в открытые музеи деревянного зодчества. Из Георгиевской церкви лишь перевезли несколько старинных икон, которые сейчас находятся в запасниках Русского музея и Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Клетский храм представляет собой прямоугольный сруб или клеть с двускатной клинчатой кровлей, на которой зиждется маковка с крестом. Клетский архитектурный тип − родоначальник храмовой архитектуры Древней Руси. А церковь Св. Георгия Победоносца в Родионово − самая древняя и сложная клетская церковь с уступчатым покрытием. В ней гармонично воплощены архитектурные «архетипы» христианства: устремленность в высшие божественные сферы, в рай небесный (клинчатая кровля церкви тянется ввысь) и поступательное, пошаговое духовное возвышение и продвижение (динамичная уступчатость покрытий). Здание Георгиевской церкви − это три сруба с мягким повалом. Устремляются ввысь крутые клинчатые кровли, охваченные внизу мощным срубом. Нижний сруб представляет собой трапецию, сужающуюся к западу. Алтарная клеть выступает на восток, а к западной стене примыкает крыльцо. Поперечная стена нижнего сруба делит его на две неравные части: меньшую западную − трапезную − и большую восточную − алтарь и иконостас. На коньке кровельного ската возвышается главка. Внутреннее пространство едино и неделимо − это впечатление усиливает и отсутствие внутренних опор. В храме нет пафосного обилия декоративных религиозных деталей.

Как уже говорилось, в 1632 году церковь была существенно расширена. С запада к галерее пристроили односходное крыльцо, над которым на столбах, согласно предположениям М. Коляды и Е. Кондратьевой, ленинградских архитекторов, перестраивавших церковь в 1970-х годах, когда-то стояла звонница. Площадь церкви до 1632 года не превышала 20 квадратных метров, после достигла 74. Вдоль западной стены появилось двусходное крыльцо с тремя рундуками, крытое на два ската. Новые широкие окна пристройки принципиально отличаются от окон древнейшей части сооружения. Очень интересна также технология обшивки церкви досками, полученными из бревен, сначала расколотыых вдоль клиньями, а затем обтесанных топорами. В 1937 году церковь была закрыта и в Советско-финскую войну, как уже упоминалось, подверглась прицельному обстрелу, но чудом не пострадала. А уже в 1970−1972 годах бригада плотников Ленинградской областной научно-реставрационной производственной мастерской отремонтировала обшивку, заменила тесовую кровлю, восстановила и укрепила главку. Особенно удачно и органично было реконструировано старинное крыльцо. Среди авторов проекта реставрации памятника были талантливые мастера М. Коляда и И. Мачерет. Сейчас на этом крыльце можно увидеть пошлые надписи, сделанные нашими современниками-вандалами. Уникальный источник культурного здания и живой народной духовности остро нуждается в полной замене обшивки; ждут приложения рук мастеров покосившиеся стены храма.

Церковь Сретения Господня

В деревне Родионово, как мы выяснили, не один, а два священных храма. Древняя церковь Григория Победоносца с царским достоинством возвышается на холме над озером, а её «младшая сестрица» укрывается в её благочестивой тени, хоть и встречает ныне лицом к лицу верующих посетителей. Храм Сретения Господня, заложенный в 1756 году, был перестроен в 1864-м, тогда же к нему присоединили приделы Казанской иконы Божией Матери и Святого Афанасия Великого. В 1934 году церковь была закрыта. Позднее в ней устроили сельский клуб, надолго ставший средоточием местной культурной жизни. Стараниями архимандрита Лукиана (Куценко) и монашеской братии Александра Свирского в 2006 году в храме сделан капитальный ремонт и с 2007 года возобновлены регулярные богослужения. Внутри храма мы увидели фотографии духовной монашеской братии, которая много сил своих отдает на восстановление русских святынь. Много времени никто за церквями не присматривал, кроме коренного жителя деревни Петра Владимирова, принявшего впоследствии сан священника. С 1999 года Петр Тимофеевич оставался единственным церковным хранителем и председателем деревенского приходского собрания. Семья будущего отца Петра переехала в Подпорожье, а он остался в деревне, чтобы не допустить разграбления старинного здания. Вдвоем со знакомым плотником из Подпорожья, а то и в одиночку постепенно покрыв гниющую кровлю храма рубероидом, он таким образом сохранил его в том удовлетворительном состоянии, в котором мы видим его сейчас. В то время это ещё не был скит Александро-Свирского монастыря, и заниматься его ремонтом должно было государство. Но оно, в лице отдельных граждан, скорее мешало, нежели помогало восстановлению храма. Так как церковь не относилась ни к какой патриархии, в тот момент она оказалась не нужна никому, кроме одинокого священника. И мы могли бы потерять ещё одну святыню, которая входит в духовную сокровищницу нации, а алтарь в церкви Сретения Господня так и остался бы сценой сельского клуба.

Но вернемся к сегодняшнему состоянию, в котором находится древнейший архитектурный памятник. Георгиевская церковь XV века − церковь «летняя», печью не отапливается, во время молитв освещается свечами. При входе с крыльца на фронтальной стене справа висит табличка: «Памятник архитектуры. Церковь Георгия. Построена в 1493 − 1-я четверть XVI века. Охраняется государством». А с левой стороны от входа − другая табличка: «Министерство культуры. Памятник архитектуры XV века. Храните народное наследие!». Однако наши современники не спешат следовать примеру тех, кто вставал на защиту храма в смутную годину.

Требуется священник. Он же плотник и сторож

Как поведал сотрудникам журнала местный инок, до революции в Георгиевской церкви неустанно вел службы священник Павел Юксовский, фамилия которого совпадает с названием погоста, где была построена церковь. Вероятно, после революции отец Павел был репрессирован. До сих пор никто не знает, ни где он умер, ни где его могила.

Не один святой человек погиб, защищая стены древнего храма. Так почему же на территории церкви, где захоронено множество людей, в том числе жертвы того самого финского артобстрела, годами гоняли мяч деревенские парни? Вокруг церкви был погост и небольшое кладбище, которые в советские времена разрушили вандалы: кресты поломали, в церкви Сретения, как уже было сказано выше, оборудовали молодежный клуб, а на месте древнего алтаря устроили склад горючих материалов, следы от которых до сих пор видны на церковном полу. В 1993 году усилиями отца Петра Владимирова была организована новая община. И сейчас братия помогает адаптации алкоголиков и наркоманов, поддерживая заблудшие души, а также способствует сохранению лесов и озер Русского Севера…

Увы, своего священника приход не имеет и «окормляется» благочинным Лодейнопольского округа, протоиереем Михаилом Николаевым. Да, не только средств не хватает на поддержание российских церквей, но и священнослужителей для отправления служб в них.

Где же вы, меценаты?

Согласно статистике, из 187 объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства в Ленинградской области, только 12−15% возрождаются благодаря усилиям частных предпринимателей и состоятельных лиц. Но и они не спешат приватизировать усадебные комплексы, хотя государство разрешило делать это.

В 2004 году рядом с Юксовичами была проложена спрямленная трасса на Вологду. Однако на повышение культурно-исторической ценности церквей этого региона в глазах деньги и власть имущих это никак не повлияло. Департамент по охране памятников администрации Ленинградской области наблюдает за состоянием Юксовской церкви на расстоянии, из Северной столицы. Что же касается местной администрации, то и она не особенно стремится к сохранению культурных памятников-то ли средств нет, то ли есть проблемы «поважнее»…

А ведь северо-восточная часть Ленинградской области − один из регионов с хорошо развитой лесозаготовительной промышленностью. В Лодейном Поле, где находится Александро-Свирский монастырь, и в Подпорожье, в 60 км от которого 500 лет назад был воздвигнут Георгиевский храм, расположено несколько деревообрабатывающих предприятий. В Доможировском ЛПХ организовано производство мебельного массива, установлена новая линия лесопиления. ООО «ПиМ» ведет работы по строительству цеха клееных конструкций для домостроения; группа компаний «Оять» построила завод по производству топливных гранул мощностью 55 тыс. т в год. В 2008 году ЛПК доминировал в экономике Подпорожья. Однако из-за кризиса, уже затронувшего ряд лесопромышленных предприятий Ленинградской области, активное строительство дорог и мостов в регионе, по всей видимости, будет приостановлено. Выборгский и Сясьский ЦБК сейчас тоже испытывают большие финансовые трудности. Тем не менее у предприятий ЛПК есть надежды, что все переменится к лучшему: именно с расчетом на перспективу компания «Прогресс-Нева Лизинг» профинансировала проект стоимостью 131,7 млн руб. по созданию нового деревоперерабатывающего предприятия в Ленобласти. В Подпорожье активно развивается новое предприятие по производству высококачественных древесных топливных гранул. Завод ориентирован на экспорт высококачественной продукции в страны Европы. Проектная мощность − 50 тыс. т древесных гранул в год.

Но что печально: как в прежние, более-менее благополучные времена, так и сейчас ни одна деревообрабатывающая компания не выделила ни копейки на восстановление старинных памятников архитектуры в своем регионе.

Трудно поверить, что у предприятий деревообработки, соседствующих со старинными церквями, нет возможности выделить немного средств на восстановление древнейшего храма. Да и не обязательно это должны быть деньги. Может, и требуется-то всего-навсего пара грузовиков бревен и досок. Нетрудно узнать, что именно необходимо, обратившись в местные органы по охране памятников старины. Ведь сегодня вы посадите семечко, а завтра на его месте вырастет дерево. Дерево, из которого в будущем, возможно, построят храм…

По вопросам оказания помощи церкви Святого Георгия Победоносца в деревне Родионово обращайтесь также к архимандриту Лукьяну − настоятелю Александро-Свирского мужского монастыря.

Ольга ТРОСКОТ