Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесной кодекс

О чем молчат берестяные грамоты

Михаил Прусак

Сегодня можно уже с твердой уверенностью говорить о том, что переходный период от плановой экономики к рыночной, в том числе и в лесном секторе, завершен. Настал момент, когда необходимо от выживания и восстановления разрушенной за годы экономических реформ лесопромышленной отрасли переходить к её динамичному развитию. Однако для этого требуются определенные экономические условия. Новгородская область – один из крупнейших лесных регионов, на примере которого можно говорить о развитии российского лесопромышленного комплекса в целом. Более того, Новгородчина имеет опыт последовательного и целенаправленного развития регионального лесного комплекса. О том, как приобретался этот опыт и какие выводы он позволяет делать, мы беседуем с губернатором Новгородской области Михаилом Прусаком.

Михаил Михайлович, в начале нашей беседы охарактеризуйте, пожалуйста, положение дел в лесопромышленном комплексе Новгородчины.

– Прежде всего замечу, что мы стараемся последовательно осуществлять программные меры по освоению лесных ресурсов и развитию лесопромышленного комплекса в своем регионе. Леса занимают около 65 % территории нашей области (3,5 млн га). Расчетная лесосека области установлена в объеме 8,8 млн кубометров в год, а освоение расчетной лесосеки составляет пока менее 40 %. С вводом новых мощностей и предприятий освоение лесосеки планируется значительно увеличить. И время это, что называется, не за горами.

Комплексное использование лесных ресурсов признано одним из основных направлений структурной модернизации экономики области. Предприятиями лесопромышленного комплекса в прошлом году произведено и отгружено товаров собственного производства на сумму 10,4 млрд руб­лей, что составило 117 % по сравнению с аналогичными показателями 2005 года.

Доля лесопромышленного комплекса в объеме отгруженной продукции составляет 17,7 %. Нужно отметить, что до 2001 года доля отрасли составляла 14 %. Лесозаготовительная и деревообрабатывающая отрасли занимают ведущее место в экономике области. Экспорт древесины и изделий из нее составляет 30 % всего объема экспортных поставок области. Также сохраняется тенденция роста объемов экспорта обработанных лесоматериалов (107 % по сравнению с 2005 годом). Продукция дерево­обработки поставляется в 41 страну мира. Самыми крупными покупателями леса являются Финляндия (55,6 % от стоимости экспортных поставок древесины) и Эстония (18,1 %).

Говоря иными словами, другие лесные регионы страны могут вполне заимствовать ваш опыт развития ЛПК?

– Сегодня, пожалуй, нельзя сказать, что ситуация в лесопромышленном комплексе Новгородской области является благополучной. Причин тому две. Во-первых, вступил в силу новый Лесной кодекс, который не является законом прямого действия в отличие от кодекса 1997 года. Поэтому для эффективной работы необходимо принятие ещё примерно 50 нормативных подзаконных актов федерального уровня.

Во-вторых, неблагоприятные погодные условия лесозаготовительного сезона этого года тоже сильно подпортили общую картину. В связи с этим мы были вынуждены принять ряд областных нормативных документов, которые не позволили остановить процесс лесопользования. Для нас это особенно важно, так как лесхозами заключено в настоящее время порядка 200 договоров аренды на право заготовки древесины. Это составляет около 40% всей территории лесного фонда Новгородской области. Кроме того, функционирует несколько крупных инвестиционных лесоперерабатывающих предприятий. Так что, как Вы правильно заметили в своем вопросе, опыт развития ЛПК в Новгородской области достаточно богатый и мы всегда готовы поделиться им.

Сегодня лесной комплекс приобрел для многих субъектов Федерации особое значение. Передача управления лесами на областной уровень принесла регионам не только дополнительные права, но и огромную ответственность. Как лично Вы оцениваете последствия этого шага Правительства?

– Вступивший в силу новый Лесной кодекс наделил субъекты Федерации практически всеми полномочиями по управлению лесным фондом и ведению лесного хозяйства. Безусловно, это правильное решение. Однако финансирование переданных полномочий за счет средств фонда субвенций является недостаточным. В этом году на эти цели предусмотрено всего 130 млн рублей, а, замечу, годовой бюджет на ведение лесного хозяйства сегодня составляет 300 млн рублей. Кроме того, беспокоит формирование ставки платы за пользование лесным фондом, которая в полном объеме будет поступать в федеральный бюджет. Таким образом, область потеряет около 100 млн рублей в год, которые сегодня мы имеем в виде сверхминимальных ставок.

Говоря об ответственности, надо отметить, что Федерация действительно возлагает на субъекты серьезную ответственность по тушению лесных пожаров и в то же время требует реорганизации системы лесхозов до конца года. Это приведет к значительному сокращению штата работников лесхозов, что может негативно повлиять на организацию работы по тушению лесных пожаров. Поэтому до конца года мы постараемся сохранить и людей, и материально-техническую базу лесхозов.

Я слышал, что правительство Новгородской области принимает значительные меры по стимулированию инвестиционного развития лесной отрасли. Не могли бы Вы пояснить, какие именно шаги предпринимаются областной властью в этом направлении? И попутно расскажите, пожалуйста, что предпринимается в области для углубленной переработки древесины в свете задач, поставленных Президентом Российской Федерации на совещании в Сыктывкаре год назад?

– Необходимым условием развития лесопромышленного комплекса в настоящее время является привлечение инвестиций в отрасль, прежде всего для модернизации и реконструкции основных фондов действующих предприятий. На протяжении последних лет иностранные компании проявляют значительную активность в осуществлении инвестиций в деревообрабатывающую отрасль, в том числе совместно с российскими предприятиями.

За последние десять лет введены в строй и успешно работают деревообрабатывающие предприятия: ООО «Мадок», ООО «Содружество», ООО «Сетново», завод тонкого шпона на ООО «ЮПМ Кюммене Чудово», ООО «ЮПМ Кюммене Пестово», предприятие по производству картонного этикета ООО «Амкор Ренч Новгород», которое стало крупнейшим в Европе производителем выпускаемых на предприятии видов продукции и вошло в десятку лидеров по производительности труда в Северо-Западном регионе России. В сентябре прошлого года состоялось открытие завода ООО «Флайдерер» по производству древесностружечных плит с использованием сырья лиственных пород. Кроме этого завершена модернизация действующих предприятий: ОАО «Парфинский фанерный комбинат» и ООО «ЮПМ Кюммене Чудово». За все эти годы общая сумма инвестиций в основной капитал в областной лесопромышленный комплекс составила около 9 млрд рублей.

Для строительства предприятий по глубокой переработке древесины на территории области с участием оте­чественных и зарубежных партнеров создан благоприятный инвестиционный климат. С 1994 года администрация области работает над совершенствованием налогового законодательства. В 1998 году принят областной закон «Об инвестиционной деятельности Новгородской области», в котором зафиксированы права и обязанности инвесторов, формы и методы стимулирования инвестиционной деятельности. В соответствии с Налоговым кодексом в области приняты областные законы о введении региональных налогов: налога на имущество организаций, транспортного налога.

Согласно действующим нормативным правовым актам по налогам и сборам, организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты, одобренные администрацией области, освобождаются на фактический срок окупаемости проекта, но не более расчетного, от уплаты налогов в областной бюджет (это 4 % по налогу на прибыль, 100 % по налогу на имущество организаций, 50 % по транспортному налогу). В соответствии с законодательством муниципальных органов исполнительной власти эти организации вправе воспользоваться льготами по налогу на землю и арендной плате за землю.

У многих руководителей субъектов Федерации сложилось довольно сложное отношение к новому Лесному кодексу. Лесные регионы как бы замерли в ожидании подзаконных актов к этому кодексу, которые обещают принять к 1 июля. А каковы Ваши ожидания в связи с этим? И вообще какие положения Лесного кодекса представляются Вам наиболее спорными?

– Принятие подзаконных актов на федеральном уровне сильно затянуто. К сожалению, принятие этих документов даже к 1 июля 2007 года не решит всех проблем, которые стоят перед нами сегодня. Поэтому и позитивных ожиданий особых у нас нет. И особых иллюзий на этот счет мы не строим. Мы имеем проекты всех федеральных нормативных актов и на их основании разрабатываем, принимаем свои собственные временные правила и порядки.

Спорным положением нового Лесного кодекса нам представляется постановка на кадастровый учет лесных участков. На наш взгляд, это мероприятие не только усложняет процесс лесопользования, но и требует значительных финансовых затрат, притом за счет средств федерального бюджета.

А как Вы оцениваете перспективы развития ЛПК в Новгородской области?

– Главным направлением дальнейшего развития лесопромышленного комплекса остается масштабный и целенаправленный переход к глубокой переработке древесины на всей территории Новгородской области. Специалистами областной администрации разработана целевая программа, которая предусматривает конкретные шаги в этом направлении. Но давайте разговор об этих мерах оставим для другой нашей беседы, подождем, пока первые шаги в этом направлении дадут конкретные результаты. А в том, что наши ожидания в полной мере будут оправданы, лично у меня сомнений нет.

Что лично для Вас означает слово «лес»?

– Лес – национальное достояние, лес – это экосистема, лес – это важнейший возобновляемый природный ресурс, который, учитывая его важность для последующих поколений, необходимо держать под постоянным государственным и общественным контролем. Что собственно мы и стараемся делать в Новгородской области. Наконец, лес – это место отдыха для большинства россиян. Я тоже являюсь большим любителем пеших прогулок по лесу, во время которых получаешь ни с чем не сравнимый заряд бодрости и энергии…

Многие вопросы, которые мне хотелось задать главе администрации Новгородской области, так и остались за рамками нашей беседы. Но, как сказал сам Михаил Прусак, к этому разговору мы ещё вернемся, как только сегодняшние меры, предпринимаемые специалистами областного правительства, дадут конкретные результаты. А, судя по всему, ждать этого времени осталось недолго.

А пока остается пожелать Михаилу Михайловичу Прусаку и дружной команде его единомышленников скорейшего осуществления всех их замыслов.

Беседовал Владимир ПЕТУХОВ, наш соб. корр., г. Великий Новгород