Канадские лесные машины в России: предварительные итоги впечатляют!
Лесозаготовительная техника Tigercat
В одном из предыдущих номеров журнала мы рассказывали о приходе в Россию техники компании Tigercat. По итогам зимнего сезона можно сказать, что ставка предприятий на новую для России канадскую лесозаготовительную технику оправдала себя в полной мере. Предварительные итоги комментирует генеральный директор компании «Канадские лесные технологии» Александр Орлов.
Валочно-пакетирующая машина (ВПМ) Tigercat
– Экономические расчеты по поводу ожидаемой эффективности универсальных лесозаготовительных комплексов подтвердились на практике. Можно обратиться к примеру ОАО «Соликамскбумпром». Уже на третий месяц работы комплекса, фактически в период запуска, объем заготовки составил 15 тысяч кубометров, а на следующий месяц – уже 20 тысяч.
Результат тем более значим, если учесть условия заготовки: слабые грунты и заболоченная местность при отсутствии в прошедшем сезоне морозов, объем хлыста – не более 0,3 и довольно низкая плотность. Сменные операторы на валочно-пакетирующей машине не имели до этого какого-либо опыта общения с лесной техникой.
Наше участие состояло, в частности, в тестировании операторов и выдаче рекомендации о возможности привлечения того или иного работника. Обучение практически сразу же проходило в режиме реальной плановой лесозаготовки. Помимо российских сертифицированных механиков обучение проводили наши канадские операторы, имеющие многолетний опыт. Ценность этого обучения, на наш взгляд, состоит не столько в управлении машиной, сколько в передаче опыта организации заготовки, канадских технологий. Собственно, машинами Tigercat в Канаде нередко управляют и женщины ввиду дефицита людей в лесу: относительная простота, надежность и комфортность техники нового поколения это позволяют, и никого это не удивляет. Процесс обучения управления трелевочником, например, вряд ли займет у вас более одной смены и доставит при этом удовольствие.
Харвестер Tigercat
Уральские лесозаготовители заявили нам, что ставят задачу непременно выйти на заготовку 30 тысяч кубометров на комплекс в месяц. Это вполне обычная величина для Канады, и, безусловно, выполнимая при сплошных рубках. Здесь же речь идет о рубках выборочных, о безусловном соблюдении лесотехнических норм в части сохранения подроста. Уже первые сложные месяцы работы убеждают владельцев, что задача радикального перелома по объему заготовок достижима.
Помимо универсальных комплексов в Соликамске сочли целесообразным применить на одном из участков и канадский харвестерный комплекс. Его поставили рядом с ранее закупленными скандинавскими машинами, в те же условия. Итоги сезона для всех очевидны: существенно более высокая выработка нашего комплекса объясняется, во-первых, более простым и понятным управлением машиной и стрелой, во-вторых, гусеничным движителем. Там, где европейская машина останавливается или выходит из строя, канадская продолжает работать, так как изначально спроектирована для условий промышленных лесозаготовок в тяжелых условиях. В этом смысле Канада к России значительно ближе, чем лесопарковая Западная Европа.
Можно заметить, что процесс переориентации хозяйств на более надежную и производительную технику давно очевиден и в самой Канаде, а также в США и Южной Америке, где машины Tigercat, прежде всего валочно-пакетирующие и трелевочные, доминируют. Закрытие выпускающих лесную технику заводов некоторых крупнейших мировых компаний в Канаде и вынужденный перенос производства в Европу – крайняя точка этого процесса.
Мы, опираясь прежде всего на канадский опыт, не могли понять, почему в России харвестерную заготовку называют передовым прогрессивным способом, на который нужно «переходить» от хлыстового. В чем фокус такого «перехода»? Выяснили это, познакомившись с публикацией весьма авторитетного в лесу человека, практика – организатора заготовок. Оказывается, под хлыстовым способом до сих пор понимается исключительно бригада «ручников» и гусеничный трелевочник. От такой точки отчета любая новая машина в лесу покажется прогрессом.
Скиддер Tigercat
Если вы спросите канадского контрактора – владельца машин на контрактной промышленной заготовке, почему он строит работу на базе валочно-пакетирующих машин, а не харвестерных, то услышите простое объяснение: с харвестерами он ничего бы не смог заработать. Харвестеры нужны на процессорных операциях обработки хлыста, но не на валке.
Сегодняшний действительно механизированный способ хлыстовой заготовки стал иным, если ориентироваться на опыт Канады и других стран. Схематично он выглядит следующим образом.
Главной машиной такого комплекса является валочно-пакетирующая машина, которая способна срезать, удерживать и укладывать нужным образом значительные пакеты хлыстов. Такие машины позволяют за один цикл спиливать, захватывать и укладывать сразу несколько деревьев – пачку. Сравним, харвестер работает только с одним деревом. По производительности, разница между скандинавским и канадским способами лесозаготовки составляет 4−5 раз.
Второе звено – трелевщик. Это машина, которая осуществляет транспортировку хлыстов на место раскряжёвки. Расстояние трелевки составляет обычно до нескольких сотен метров. Все модификации трелевочных машин Tigercat высокоэкономичны и справляются с работой в любых условиях. Это машины с объемом захвата хлыстов, не имеющие аналогов в мире.
Далее: процессор-харвестер обрезает сучки и, в зависимости от задачи, нарезает сортимент или оставляет хлысты. Процессор-харвестер при необходимости может заменить валочную машину на время её ремонта или специального обслуживания. Такая взаимозаменяемость невозможна в скандинавском варианте.
У тех, кто работает в лесу, нет иллюзий: любая техника в лесу и ломается, и требует постоянного обслуживания. К сожалению, ни один из западных брендов, работающих в российских лесах, не имеет достойного сервиса и даже, как это ни странно, серьезного склада запчастей, чтобы по этому поводу ни говорилось и ни публиковалось. Такую информацию мы постоянно получаем от лесозаготовителей. Ни канадский производитель, ни его российский дилер – компания «Канадские лесные машины» – не намерены повторять этот опыт. Поэтому для начала созданы базовые центры на Урале и в Сибири с оборотом запчастей на 1 миллион долларов США и мобильные бригады как инженеров-механиков, так и целевые бригады операторов из числа российского и канадского персонала. Последние – для наиболее крупных проектов, предусматривающих наше более глубокое участие нежели только поставка и обслуживание техники. Любому приобретателю техники будет предложена также программа развития совместного сервиса, максимального приближения сервиса к точке работы машины.
Один из итогов сезона также в том, что для многих специалистов развеяны некоторые мифы. Вполне очевидны преимущества гусеничных валочных и харвестерных машин не только по производительности, но и по экологичности: на абсолютном большинстве почв гусеница существенно менее разрушительна, чем колесо. Это, в частности, подтверждено и серьезной научной работой Петрозаводского госуниверситета. Также очевидно, что дисковая валочная головка не «косит все подряд», потому что подход к комлю осуществляется сверху вниз. Ученые Дальневосточного лесотехнического института с фактами и сравнениями в руках пришли к выводу о необходимости преимущественного внедрения универсального хлыстового метода заготовки.
Леса Сибири просто невозможно освоить без мощных и крепких валочно-пакетирующих машин. После завершения зимнего сезона мы получили запросы по дальнейшему совершенствованию техники. Например, наши машины оснащены валочно-пакетирующей головкой с самым большим в отрасли диаметром пропила в 58 см. Это позволяет взять дерево любого диаметра, например, с двух запилов. Но для горных условий это оказалось не совсем удобным. Поэтому сейчас мы впервые поставим в Россию валочные головки, обеспечивающие пропил уже до метра.
Нужно отметить, что линейка машин компании Tigercat, как, наверное и надлежит мировому лидеру отрасли, предельно широка. Поэтому можно точно выбрать нужную машину для сибирского леса или более компактную для центральных и северо-западных районов России.
«Канадские лесные технологии»
Тел.: (342) 210-55-81
Факс: (342) 210-55-84
E-mail: les@canles.ru
www.canles.ru