Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера: Железная дорога

История о незаконных телеграммах

Антимонопольная служба против ВСЖД

Журнал «ЛесПромИнформ» уже несколько раз писал о создании в Иркутской области системы лесных терминалов (см. № № 7, 9 2006 г.). Активная работа по их внедрению началась осенью 2006 года, и тогда же лесозаготовители региона столкнулись с существенными трудностями. В области была создана межведомственная комиссия, которая, согласно постановлению губернатора, должна была проверять соответствие железнодорожных тупиков требованиям, предъявляемым к лесным терминалам. Основным условием присвоения статуса терминала являлось наличие у предприятия собственной лесосырьевой базы и перерабатывающих мощностей. В конце октября комиссия вынесла решение о включении в реестр лесных терминалов почти тридцати предприятий и предложила только с них отгружать круглый лес на экспорт.

Аркадий Иосифович Герцкин, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, рассказал корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» о сложившейся ситуации:

«Администрацией Иркутской области было принято решение о создании лесных терминалов, то есть минимизированных пунктов отгрузки лесопродукции. Среди поставленных задач было уменьшение количества грузоотправителей. Цели нововведения – борьба с демпинговыми ценами, незаконными вырубками, стремление подвигнуть лесозаготовителей к глубокой переработке леса. Все это так, пожелания благие. Только решение посредством терминалов не выход из положения. Если лес воруют, должна работать милиция. Что касается глубокой переработки, то нужно сначала провести маркетинговый анализ, убедиться, что существует потребность в продукции. Да и не могу сказать, что все так плохо: в области работают три целлюлозно-бумажных комбината, глубокая переработка у нас составляет не менее 60 %.

Администрация области создала комиссию. Несмотря на то что она может иметь статус только общест¬венной организации, получилось так, что заместитель главы администрации от имени комиссии дает указания железной дороге о поставке определенного количества вагонов только через так называемые терминалы. Налицо вмешательство органа исполнительной власти в хозяйственную деятельность субъектов, что запрещено как Конституцией, так и антимонопольным законодательством.

Выяснилось, что существуют лесные терминалы, которые не ведут лесозаготовки. Есть информация, что начинает иметь свой интерес криминал.

Железная дорога направила по своим инстанциям три телеграммы, в которых предписала, кому можно давать вагоны (см. илл. – телеграмму № 3328 от 25.10.2006. – Прим. автора). Но железная дорога является монополистом, и в соответствии с законом ей запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением – все лесозаготовители должны быть равны. Закон о защите конкуренции содержит параметры злоупотребления, в частности необос- нованный отказ от поставки товаров, оказания услуг при наличии платежного спроса.

В ноябре 2006 года к нам начали поступать многочисленные телефонные звонки о том, что вагоны поставляются только через грузообразующие точки (терминалы). К сожалению, звонившие чаще всего не оставляли заявлений, опасаясь мер со стороны ВСЖД. Первые жалобы были связаны с тем, что на заявках на подачу вагонов железная дорога ставила отметку «Отказать. Не терминал». В декабре 2006 года были рассмотрены три дела. Вскоре ВСЖД перестала писать отказы; теперь заявки на вагоны просто откладываются в сторону.

С ноября (и до момента написания этой статьи. – Прим. автора) в УФАС по Иркутской области поступило шесть заявлений. По всем поступившим заявлениям возбуждены дела. Выдано пять предписаний железной дороге, в которых мы потребовали отменить телеграммы подведомственным станциям о выборочной поставке вагонов и впредь прекратить ограничения по основаниям, не базирующимся на законе. За неисполнение предписания по Кодексу об административных правонарушениях предусмотрена штрафная санкция – от 200 до 500 тысяч рублей для юридических лиц и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Железная дорога в ответ, пользуясь действующим законодательством, обратилась в суд с иском о признании решений и предписаний антимонопольного управления недействительными по «высосанным из пальца» основаниям: что она не является монополис¬том и другим. Суд принял иски к производству, их рассмотрение затягивается. При таком подходе железнодорожников к делу у них есть возможность протянуть ещё год.

Кстати, в этой тупиковой ситуации появляется светлая полоса – создание Байкальской лесной товарной биржи, которая является эффективным инструментом регулирования рыночных отношений. Особо показательна «ценовая зачистка»: на прошедших недавно торгах при стартовой цене леса 70 долларов первые закупки проведены по цене более 100 долларов. Биржа только начинает свою деятельность, работы предстоит много: биржа должна иметь развитую инфраструктуру, которая сейчас отсутствует, – биржевые склады, брокеров, брокерские конторы».

Представители Восточно-Сибирской железной дороги отказались давать какие-либо комментарии, сославшись на то, что ожидают решения суда. «Нам самим неприятно, что мы оказались в такой ситуации», – сообщили корреспонденту «ЛесПромИнформа» в ВСЖД.

Отправитель лесоматериалов, работающий в одном из районов Иркутской области, попросив не называть его имя в журнале, рассказал следующее:

«В телеграммах ВСЖД говорилось о запрете начальникам станций на подачу подвижного состава под погрузку круглого леса не терминалам. В данное время эти телеграммы отменены, есть только рекомендации приоритетной подачи вагонов под погрузку для терминалов и предприятий, находящихся в особом списке, составляемом администрацией области. ВСЖД отказывает всем, не входящим в этот список, в согласовании планов на перевозки, то есть по существу разрешает производить отгрузки ограниченному числу предприятий.

Мы сейчас вообще не имеем возможности производить отгрузки, являясь при этом абсолютно легальными заготовителями и производителями. С такой проблемой столкнулись примерно 80 % участников рынка.

Частично каждый из нас находит единичные возможности отправки вагонов, в основном используя какие-либо связи, знакомства, взятки. В каждом из городов области ситуация складывается неоднозначно и никак не контролируется, но в целом все зависят от нескольких чиновников областной администрации, занимающихся курированием терминалов и мест отгрузки и решающих, кому и за какую мзду иметь возможность грузить и отправлять лес (в среднем, по моим сведениям, сумма отчислений «в карман» - пять долларов с одного кубометра леса).

Также есть практика отгрузок вагонов самой железной дорогой (естественно, по весьма недешевой стоимости аренды и прочих услуг)».

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Аркадий Иосифович Герцкин предложил отправителям лесоматериалов защищать свои интересы:

«К сожалению, сейчас лесоэкспортеры возмущаются только на „кухонном“ уровне, боясь репрессий со стороны железной дороги. Антимонопольное управление рекомендует лесоэкспортерам обращаться прямо в суд о возмещении ущерба в связи с неисполнением контрактов, снижением объемов производства и других параметров, влияющих на извлечение прибыли (что является основной целью любой коммерческой организации). Антимонопольное управление готово рассматривать все жалобы лесозаготовителей и давать им соответствующую правовую оценку».

Мария СОЛОВЬЕВА, наш спец. корр.